Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Праздник пунктуационных знаков" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЁЛОК МОНГОХТО»
ОТКРЫТОЕ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
НА ТЕМУ:
2 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
I КАТЕГОРИИ
ИГНАТОВА А.В.
П. МОНГОХТО
Праздник пунктуационных знаков
(Инсценированная сказка во 2 классе)
Цели и задачи занятия:
закрепление знаний младших школьников о пунктуационных знаках и правилах правописания;
мотивация изучения русского языка и правильного письма;
привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.
Описание праздника
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их всех на сцену. Десять человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди поднимаются на сцену.
Учитель: Ребята, на первый взгляд это обыкновенные ребята, но в каждом из них затаилась какая-то загадка. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается в загадочных конвертах.
1-й ученик: Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. И не знаю, что сказать? Что ответить? Промолчать?
(По Л. Шибаеву)
Ученики: Вопросительный знак.
1-й ученик: (достает из кармана вопросительный знак): Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда и почему? Это вам или кому? Отчего? О ком? О чем? Что же это и по чем? Что? Каким? Который? Чья? — Вот вся логика моя. Рассуждать везде мастак Вопросительный мой знак.
Учитель: Ну, а это кто такой? Отвечать уже готов?
2-й ученик: Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувством нет конца! Не уймет себя никак.
Ученики: Восклицательный знак!
2-й ученик (достает из кармана восклицательный знак):
Правильно, ребята, узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!
Обычно в предложении.
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу,
Торжество...
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я,
То предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(По А. Тетивкину)
Учитель: Продолжаем знакомство. А ты кто?
3-й ученик: Я всему всегда венед;
Предложению конец. Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай.
Ученики: Точка!
3-й ученик (достает из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову):
Книжку однажды в лапки взяла
Божья коровка, вот это дела!
Долго читала в ней каждую строчку
И, наконец, обнаружила точку.
— Кто умудрился и, главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
(По Т. Поляковой)
Учитель: А теперь прошу представиться всех остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.
4-й ученик:
Мы три подружки и сестрички,
Стоим в конце любой странички.
Там, где что-то не сказали,
Или что-то не узнали.
Ученики: Многоточие!
5-й ученик: Двоеточие Глазастое
Ходит, Знаниями Хвастая:
Так и хочется Ему
Разъяснить нам, Что к чему...
А.Шибаев
6-й ученик:
Я смысл слова разъясняю,
Я — тире, я много знаю.
Лягу Палочкой
На строчку:
— Проходите
По мосточку.
(По А.Шибаеву)
7-й ученик: А меня вы не забыли? Как всегда не позабыли? Прошу любить и миловать: «Казнить нельзя, помиловать!»
(Две пары ребят представляют кавычки и скобки).
Кавычки: Мы — кавычки, и вы сразу Нас узнаете по фразе, Афоризму, прямой речи. Нет милее нас на свете.
Скобки: Ну, а мы всегда вам рады,
Хоть похожи на преграду:
Если первая откроет,
То вторая все закроет.
Поясняем иногда,
Что? Зачем? Когда? Куда?
Учитель: Вот и все наши гости.
Прошу, садитесь, располагайтесь,
Ничему не удивляйтесь.
Учитель: Ребята, наши сегодняшние гости — знаки препинания — элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц (смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова), для указания на синтаксические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, а также для внешней информации о тексте (указание на цитаты, незаконченность высказывания, графические сокращения и пр.).
Знаки препинания еще называют знаками пунктуации. В русском языке разделительные знаки включают конечные (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).и знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Выделительные знаки обычно парные (скобки, кавычки, двойная запятая, двойное тире, двойное многоточие). В других языках могут быть и иные знаки препинания, или они могут иметь другой смысл. Употребление знаков препинания в каждом языке регулируется правилами пунктуации.
Вопросительный знак (?) — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.
Восклицательный знак (!) — знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и т. п. Может удваиваться и утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для вопроса-восклицания (по правилам русской пунктуации сперва пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской тилографике многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки).
Двоеточие (:) — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек («:»), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями-с частью текста перед ним.
Запятая (,) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме при перечислении, для выделения причастных оборотов, стоящих после определяемого слова; деепричастных оборотов, обращений, уточнений, междометий, вводных слов. Запятая ставится между частями сложносочиненного, сложноподчиненного или. сложного бессоюзного предложения; между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире. В числовой записи по российскому стандарту " запятой отделяются целая и дробная части числа.
Кавычки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие, и т. п.
Подробнее о других знаках препинания мы с вами узнаем на уроках русского языка и внеклассных занятиях.
1-й ученик (вопросительный знак):
А теперь мы поиграем.
Вы готовы?
Начинаем?
Иль сомнения у вас?
2-й ученик (восклицательный знак):
Начинаем!
В добрый час!
Учитель: Ребята, эта занимательная игра тоже связана с нашими гостями. Без них мы никак не сможем провести эту физкультминутку.
Условия игры следующие: вы все должны встать в круг и создать хоровод. В хоровод - встанут и наши гости — знаки препинания. Под музыку хоровод будет медленно двигаться по кругу, но при этом вы должны внимательно слушать меня. Я буду произносить четверостишия, не произнося необходимого знака препинания. Тот из вас, кто первый догадается, о каком знаке идет речь, должен быстро подойти к ученику, играющему роль данного пунктуационного знака, и пригласить. Его в центр круга на танец. Первому ученику, обратившемуся к нужному знаку (своему однокласснику), предоставляется право до следующего .Четверостишья потанцевать в центре круга-хоровода. Условие понятно? Внимание, приглашаю всех в хоровод!
Ребята образуют хоровод в центре зала или классной комнаты, звучит музыка, начинается игра. Учитель дол жен внимательно следить за ребятами, чтобы во время игры не произошло столкновение учеников или ссора за первенство.
Двустишья для учителя:
1. Все ребята молодцы!
Все танцоры и чтецы! (Восклицательный знак)
2. Танцевать вы не устали?
Что смеяться перестали? (Вопросительный знак)
Обозначая прочие и прочие, Ставим вместе... (многоточие).
Продолжаем мы играть,
Веселиться и плясать! (Восклицательный знак)
Вот заминочка какая,
Тут нужна нам... (запятая)
Начинаем говорить,
Что же нам с тобой открыть? (Кавычки)
7. Мама просит очень дочку:
«Ну, поставим здесь мы...(точку)».
Объясним, причем тут пробки, И откроем вместе... (скобки).
Если что-то объясняем,
Что в конце мы слова ставим? (Двоеточие)
10. Вот какой мы дружный класс!
Нету в мире лучше нас! (Восклицательный знак)
11. Все? Устали, наконец?
Может хватит? Все? Конец? (Вопросительный знак)
Учитель: Вот теперь мы завершаем, Всех ребят мы поздравляем! Все, закончен хоровод. Что, доволен весь народ?
Учитель подводит итоги игры и приглашает всех занять свои места.
2-й ученик (восклицательный знак):
Все увидели теперь,
Что я самый главный «зверь»!
1-й ученик (вопросительный знак):
Ты так думаешь? Не так, Может, я главнее знак?
4-й ученик (многоточие):
Прекратите, вы и прочие, Здесь уместно многоточие!
Учитель: Да, я тоже так думаю. Многоточие, потому что еще никому не удалось доказать, какой знак препинания самый главный. Пора запомнить всем ребятам, что только знание всех пунктуационных знаков, а главное — умение в нужное время и в- нужном предложении определить главенствующую роль того или иного знака, может привести к грамотному письму. Милые знаки препинания! Давайте не будем оспаривать пальму первенства. Поймите, что в русском языке, да и во многих языках мира, вы незаменимы только тогда, когда стоите в нужном месте. Запомните, уважаемые знаки, и вы, ребята, что только вместе знаки препинания могут жить в любом рассказе, в любой книге и любой сказке. Всем вам, знаки препинания, найдется своё место в любом тексте на бумаге. Дружите между собой! А вы, ребята, всегда и везде, всю свою жизнь оберегайте знаки препинания в любом тексте, на любом клочке бумаги! Только вы, ребята, способны сохранить дружбу между знаками препинания. Помните об этом всегда и везде!