Задачи: Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Научить конкретным способам исследования объектов природы. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы животного и растительного мира, человеку. Воспитывать экологическую культуру, ответственность за судьбу озера, гуманное отношение к окружающей природе; способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата. | УУД |
личностные | метапредметные | предметные |
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. - Учить высказывать и доказывать свое собственное мнение (суждение). | Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.) - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и объекты. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения. | - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой; - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; |
Предмет, класс | Внеклассное мероприятие по окружающему миру, 1-4 класс |
Тема занятия | Эндемики Байкала |
Цель занятия | изучение детьми объектов живой и неживой природы (эндемики озера Байкал) во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. |
Задачи занятия | обучающие | развивающие | воспитательные |
Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Научить конкретным способам исследования объектов природы. | Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Развивать словарный запас. | Воспитывать эстетическое восприятие окружающей среды, позитивных отношений к объектам окружающего мира, любовь к родному краю. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: насекомым, растениям, животным, птицам, человеку. Воспитывать экологическую культуру, ответственность за судьбу озера, гуманное отношение к животным; способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата. |
Подготовительная работа: | для учителя: подготовка мультимедийной презентации «Эндемики Байкала», изучение материала для учащихся: поиск информации, составление сообщений; составление пазлов, отгадывание сканвордов |
Оборудование: | аудиозапись «Морской бриз», видеофильм «Семь чудес России. Озеро Байкал» компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация «Эндемики Байкала», иллюстрации с изображениями эндемиков Байкала, макет озера Байкал, карточки, схемы, Красная книга. |
Пояснительная записка | Данную презентацию можно показывать не только на внеклассном мероприятии целиком, но и на различных уроках фрагментами или в качестве электронной энциклопедии. Например: урок окружающего мира «Кто такие рыбы?» 1 класс, «Водоемы нашего края» 4 классе, (учебник А.Плешакова), |
Источники: | Литература: Журнал для детей: «Сибирячок» № 3, 2002 г. Журнал для детей: «Сибирячок» № 2, 2003 г. Журнал для детей: «Сибирячок» № 4, 2006 г. «Что ты знаешь о рыбах», Киев, 1994 Ресурсы: CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007» DVD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007» Интернет-ресурсы: www.zooex.baikal.ru www.kcbs.comsat.ru |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, ресурсы сети Интернет |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Локальная сеть, мультимедийный компьютер, программа: Microsoft PowerPoint. |
Образовательные ресурсы Интернет | www.zooex.baikal.ru www.kcbs.comsat.ru |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Просмотр слайдов презентации |
Форма организации деятельности учащихся | Слушатели, участники беседы, ролевые игры. |
Функции преподавателя | Лектор, координатор действий учащихся, оценка преподавателем знаний учащихся |
Основные виды деятельности преподавателя | Рассказ, беседа, показ слайдов, координатор действий, анализ результатов деятельности учащихся |
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ |
Этапы | Дидактич. задачи | Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения |
1. Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Звучит аудиозапись «Морской бриз» (эмоциональный фон – настрой детей) |
2. Постановка темы и цели | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Чтение стихотворения учителем (ситуация неожиданности) Сообщение темы и цели занятия детьми. |
3. Актуализация знаний учащихся | Актуализация опорных знаний и умений учащихся | 1.Мини-викторина - Где расположено озеро Байкал? - Какие легенды вы знаете про озеро Байкал? - Какое самое древнее озеро в мире? - Почему вода в Байкале даже летом очень холодная? - Какая вода в озере: пресная или соленая? - Какая река вытекает из Байкала? 2.Постановка проблемного вопроса через просмотр видеофильма. |
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Распределение детей в группы (самостоятельный выбор учащихся) - ФИЗПАУЗА Работа в группах по индивидуальным заданиям: 1 группа «Рыбаки» 2 группа «Зоологи» 3 группа «Озероведы» 4 группа «Ихтиологи» (Собирают пазлы, знакомятся с текстом, составляют план ответа) -ФИЗПАУЗА (после командной работы) |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации | Каждая группа знакомит со своим эндемиком. Прикрепляют к макету озера собранный пазл. |
Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Работа с презентацией. На слайде фото. Давайте определим какая между ними связь. (слайд 1) (слайд 2) Показывается схематично связь между эндемиками. |
Подведение итогов занятия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Подведение итогов занятия. Работа с макетом «Красная книга» Ребята, сформулируйте, пожалуйста, какова наша задача по сохранению эндемиков озера Байкал? (Дети выбирают глаголы и вписывают их в Красную книгу) - Вам понравилось, друзья? (выходят группы с табличками) Занятие сегодня было удачное. Не прошло для нас оно зря. Все мы очень постарались И трудились мы не зря. Самооценка эмоционального фона смайликами. |
Студена вода нужна.
- Соберите пазл.
Голомянка — прозрачная рыба без чешуи. На 35% состоит из жира. Обитает только в озере Байкал. Это живородящая рыба. Она способна производить до 2000 маленьких рыб.
Эпишуры – главная еда удивительной байкальской рыбки голомянки. Длина тела голомянки от 15 до 25 см.
- Найдите название рачка. Для этого пройдите по алгоритму, начиная с исходной точки.
Байкальская эпишура (Epischura baicalensis) - один из наиболее известных эндемиков озера Байкал. Размер взрослого рачка составляет около 2 мм. Каждая эпишура пропускает через себя стакан воды за сутки, в год очищает 15 кубических метров воды.
Один рачок эпишуры можно сравнить с манной крупинкой. Ими питаются голомянка, омуль и другие рыбы.
Омуль. При длине 30-60 см достигает веса от 200 г до 2 кг.
Питается в основном рачками, молодью рыб. Ценная промысловая рыба. Байкальский омуль не встречается нигде, кроме озера Байкал.
Карточка 1 – Узнай меня, собери пазл.
Простудиться не боятся.
Шубки белые менять.
Лет полсотни проживёт.
Обычно у нерпы рождается один малыш нерпёнок – белёк в середине марта. Он питается молоком матери. Белёк длиной 60-80 см и массой 3 -3,5 кг, мех у него белый.