Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина"
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина"
Данная разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по литературному чтению для учащихся 3 класса после изучения раздела "Великие русские писатели"(Программа "Школа России", учебник "Литературное чтение" (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.В.Виноградская, М.В. Бойкина).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина" »
Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина
Ц е л и : познакомить детей с фактами биографии поэта;
проверить знание детей сказок Пушкина;
расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет писателя, книги сказок писателя, черный ящик, жетоны для поощрения, медали.
Сценарий занятия
I. Организация класса
II. Вступительное слово учителя
В начале нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока.
1. Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп.)
2. Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)
3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)
4. К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)
5. Герой сказки, который произносит слова:
«Ты волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна!
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас наружу!». (Гвидон.)
6. Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернявка.)
Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?
У ч е н и к . Пушкин.
– Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине, (показывается портрет).
Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
– А кто из вас знает, как звали няню?
У ч е н и к. Арина Родионовна.
Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.
У ч е н и к. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».
III. Литературный турнир
Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина.
Класс делится на две команды (по рядам).
1-я команда будет называться «Золотая рыбка», 2-я – «Золотой петушок» (на доске эмблемы каждой команды).
Р а з м и н к а(Команды отвечают по очереди.)
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).
2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!».)
3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
4. Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
6. С чем приходил невод? (Первый раз – с тиной, второй раз – с травою морскою, третий раз – с золотой рыбкой.)
7. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (О зиме.)
8. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в «Сказке о мертвой царевне»? (Семь торговых городов да 140 теремов.)
9. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)
10. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой.)
З а д а н и е 1
Вспомните и скажите, сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, дом, дворянка, царица.)
З а д а н и е 2
Узнайте, кто это?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузли шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
З а д а н и е 3
Угадайте, что в черном ящике. О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?
«Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...»
(Яблоко. «Сказка о мертвой царевне»).
З а д а н и е 4 «Сказочные объявления».
У ч и т е л ь. У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.
– Кто мог дать такое объявление?
1) Предлагаю свои услуги:
работаю за 7-х. Могу:
– запрягать лошадь;
– топить печь;
– закупать продукты на рынке;
– печь яйца, варить кашу;
– нянчить детей.
Мой адрес...
(Балда. «Сказка о none...)
2) На работу в лесопункт требуются:
– повар;
– конюх;
– плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.
Мой адрес...
(Поп. «Сказка о none...».)
3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
– соболя, черно-белые лисицы;
– чистое серебро;
– злато.
И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет Вас!
Адрес фирмы...
(«Сказка о царе Салтане...».)
4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:
– кругом лавки, крытые коврами;
– под святыми стол дубовый;
– печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес...
(«Сказка о мертвой царевне».)
5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
– укусы правого и левого глаза;
– волдыри на носу.
Начало ближайших занятий...
(«Сказка о царе Салтане...».)
6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес... Обращаться к ...
(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой цapeвнe».)
7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...
(«Сказка о золотом петушке».)
8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к ...
(Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
З а д а н и е 5
На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Вы подходите по очереди, берете по одному яблоку, читаете вопрос вслух и отвечаете на него.
– Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гвидон? (Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, и сама она согласилась стать его женой.)
– С каких слов начинается «Сказка о попе...»? (Жил-был поп, толоконный лоб.)
– Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою.)
– С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
– Верный страж царя Дадона? (Петушок.)
– Кем хотела стать старуха? (Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)
– В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
– Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету. (Монеты.)
– Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)
– Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами, печатными пряниками...)
V. Подведение итогов.
Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждение.