kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов. Игра "Тихий Дон- колыбыль казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

?

Данная разработка расширит представление учащихся о Ростовской области, об истории родного края, об истории казачества. Одна из главных целей занятия: воспитание духовности, вежливости, наблюдательности, чувства гордости за свой край; развитие любознательности, развитие интереса к поэзии, расширение кругозора, знакомство с историей развития Донского края. Интеграция с уроками литературного чтения позволяет разнообразить материал на занятии, показать связь обучения и воспитания.

    Задания подобраны в соответствии  с программой, возрастными особенностями и интересами детей.  Структура конспекта занятия включает в себя три этапа: организационный этап, основной, подведение итога.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 3-4 классов. Игра "Тихий Дон- колыбыль казачества" »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22














Методическая разработка


внеклассного мероприятия

интеллектуально – творческой игры


«Тихий Дон – колыбель казачества»
















Составила Агальцова Е.В.,

учитель начальных классов



Пояснительная записка

 

Мероприятие: игра-путешествие, 4 класс.

Направление: художественно – эстетическое.

Тема: «История Донского края».

Цель:

  • Расширить знания учащихся об истории, образовании и ресурсах Ростовской области.

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому нашего края.

  • Создать условия для формирования ценностных отношений.

Оборудование:

  • Компьютер;

  • Презентация;

  • карта России с выделением Ростовской области;

  • иллюстрации городов Ростовской области (история и современность);

  • символика Ростовской области и Таганрога;



   В классе оформлена выставка рисунков детей  «Донские просторы».   Данная разработка расширит представление учащихся о Ростовской области, об истории родного края. Одна из главных целей занятия: воспитание духовности, вежливости, наблюдательности, чувства гордости за свой край; развитие любознательности, развитие интереса к поэзии, расширение кругозора, знакомство с историей развития Донского края.

  На мероприятии демонстрируются различные фото из разных уголков Ростовской области. Интеграция с уроками литературного чтения позволяет разнообразить материал на занятии, показать связь обучения и воспитания. Для усиления эмоционального восприятия использованы музыкальные файлы. Для развития познавательного интереса на занятии включены стихотворения донских авторов и отрывки русских народных песен о донских героях.

 



ХОД ИГРЫ.

             I.   Оргмомент.

У.- Ребята, посмотрите в окно, и вы увидите, как ласково и весело улыбается вам солнышко. Улыбнитесь и вы ему. А теперь посмотрите на соседа по парте и тоже подарите ему свою улыбку. Мне хочется видеть ваши добрые и умные глаза и подарить вам улыбку.


           II.            Сообщение темы.


У. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон- одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов, станиц, обширных заливных лугов.

Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди.

У этой большой земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому. Она знала нашествие кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил заводы и фабрики. Строил, чтобы еще могущественнее была наша страна, еще лучше жили люди


У. – Нашу интеллектуально – творческую игру мы посвятим истории Ростовской области и нашему родному городу Таганрогу.
Для этого разобьемся на две команды. (Класс разбивается на две команды).

             У. – Название команд. Отгадайте загадки.


1.Светит, сверкает, 

Всех согревает. (СОЛНЫШКО)                                  


  2. Дождь от солнышка привёз,                  

 Малым детям калачи. 

   И остались от колёс

   Самоцветные лучи. (РАДУГА)

  1 команда- «Солнышко», 1 команда – «Радуга».

                                                           

                             III.            ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

 

У. – Знакома ли вам эта песня? (Ответы детей).

У. – Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом - Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

У. - В русском языке есть два понятия слова Родина: малая и большая.

 

    1. КОНКУРС: дать объяснение 1-ой команде – «Большая Родина»,

2-ой команде – «Малая Родина».


У. – Ну раз мы говорим о двух таких понятиях, то неправильным было бы не вспомнить о символах большой и малой родины.

 

2. КОНКУРС: расскажите о символах России - 1-ой команде и

Ростовской области– 2-ой команде.


У.  Дон…Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Проносились ветры буйные, проплыли тучи грозовые над полями широкими.

Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море. Тихий Дон река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то. А мимо длинными шагами время идёт: сделает шаг – оглянется, а позади уже десятки лет остались.


3. КОНКУРС. Домашнее задание . «Почему наш Дон зовут Ивановичем?» (Легенда «Почему Дон, Ивановичем зовут).


У. Давным-давно донская земля стала приютом и второй Родиной многим бедным и обездоленным людям. И было здесь много украинцев и поляков, немцев и греков, персов, армян и грузин. Ребята, почему на Дон бежали эти люди? (От крепостной неволи. В 18 в. дворянское сословие получило право на владение крепостными крестьянами и земельными угодьями. Правительство принимало меры к розыску беглых, но они не приносили успеха: «с Дона выдачи нет»).


4. КОНКУРС «РАССКАЗ О КАЗАКАХ»

Каждой команде подготовить сообщение о казаках.

Что обозначает слово «казак»? ( казак- «свобода»- за это бились наши древние предки..И ещё справедливость и верность. Казак не звание, а состояние души). Каковы были особенности жизни казаков? ( Свободно, но тяжело жилось казакам. Они боролись за славу казачью, и ставили её превыше всего. В этой борьбе они забывали о всех земных радостях). Больше всего на Дону было русских людей, ,но здесь у них всё складывалось по-другому. Поэтому со временем они стали петь свои песни по-новому, и сказки рассказывать по-другому. Издавна наш край славился поэтическими преданиями, легендами, сказками. А уж сказки-то у нас любят все: и взрослые, и дети. В них всё красиво и необыкновенно. Но самое главное – они поражают нас мудростью и добротой.


5. Конкурс «Казачья семья»
1 команда - «Каков казак отец, таков и сын молодец».

Рассказ о том, как воспитывали казачонка в семье, о роли отца, представление проекта «Как одевались казаки».

2 команда - « Бери жену с Дону, проживешь без урону»

Как воспитывали девочку в казачьей семье, роль матери, представление проекта «Как одевались казачки».

6. КОНКУРС : На доске вы видите иллюстрации исторического Таганрога и современного Таганрога. Определите, где, какой город изображён и обоснуйте свой ответ.


7. КОНКУРС «Семь чудес Дона».

            1. РОСТОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

            Главный православный собор Ростовской области. Собор построен в 1860 году по проекту архитектора Константина Тона и является уменьшенной точной копией Храма Христа Спасителя в Москве. История главного собора донского края началась в 1766 году с деревянной церкви в крепости Святителя Димитрия Ростовского и продолжилась на площади старого базара Ростова.  Вначале основа храма была каменной, а купол деревянным. Собором церковь стала в 1822 году. Строили, расписывали иконы только на пожертвования - казенные деньги не привлекались. Сегодня подворье Кафедрального собора Пресвятой Богородицы представляет собой совершенный архитектурный комплекс, который поражает своей красотой и величием жителей дона и гостей столицы нашего края.

            2. ЧЕХОВСКИЙ ТАГАНРОГ

            Таганрог был основан в 1698 году Петром Первым и стал первой военно-морской базой России,

            В истории Таганрога есть много громких имен для того, чтобы этот приморский город занял особое место на карте России. Но именно благодаря Чехову город приобрел мировую известность.

            Маленький дом, где появился на свет в купеческой семье будущий писатель, лавка, где работал, гимназия, театр, библиотека, в которую до  последних дней жизни присылал лучшие книги - всё это теперь литературная мировая Мекка.

            Богата культурная жизнь Таганрога. В городе созданы и успешно работают литературный и исторический музей-заповедник им. А.П.Чехова, художественный музей, драматический театр. Регулярно проводится различные конкурсы, фестивали, соревнования областного, всероссийского и международного значения.

            На этих слайдах есть фотографии, сделанные мной и моими одноклассниками, побывавшими в замечательном городе, который по праву теперь именуют чудом Донской земли

            3. ТАНАИС- ГОРОД ГРЕКОВ.

            Красивейшие места в дельте Дона как будто предназначены, чтобы таить что-то необычное. Каменные бабы, греческие амфоры, развалины стен, идущих ниже уровня земли вдоль узеньких улиц – всё это удивительный мир Танаиса - греческой колонии, основанной в третьем веке до нашей эры. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья- Приазовья, затем был разрушен.

            В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. С тех пор ученые продолжают изучать древнейшую историю и культуру народов, населявших эти земли.

            Заповедник Танаис - крупнейший в России археологический музей-заповедник. Это археологическое чудо известно далеко за пределами нашей области.

   4. ВОЛГО - ДОНСКОЙ КАНАЛ

Волго-Донской канал - удивительное гидротехниченское сооружение. Он соединяет реки Волгу и Дон. Длина канала - 101 км, а глубина - 4 м.
            Уникальной и грандиозной была стройка Волго-Донского водного пути..

Строительство началось в  1948 году, а  в мае  1952 года по каналу уже началось движение судов. До его появления мировая гидротехническая практика не знала таких масштабов и темпов строительства.

            На канале имеется свыше 50 инженерных сооружений, Судоходство по Волго-Донскому водному пути обеспечивают 18  шлюзов.

            Волго-Донскому каналу обязан своим рождением и названием город Волгодонск.

Трудно переоценить значение этого канала – он связывает торговыми магистралями разные регионы страны. Эта транспортная артерия позволила настроить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями.

            5. ОЗЕРО МАНЫЧ – ГУДИЛО - настоящее чудо донской природы. Это одно из самых длинных озер страны, протяженность которого достигает 180 километров (что сравнимо с Ладожским и Онежским). Ширина, сранительно небольшая всего-то 10-12 километров.

            По ночам озеро гудит, отсюда и имя: Маныч-Гудило. Слово "Маныч" - татарское, обозначает "соленый" или "горький". Ученые считают озеро реликтом морского пролива.

            Посредине озера Маныч-Гудило находится остров Водный. Вот уже более полувека на нём живёт табун диких лошадей-мустангов. Такого не увидеть больше нигде в мире! Дикие лошади вольно пасутся на заливных лугах. Наука до сих пор не установила, как лошади попали на остров.

            В мягкие зимы в окрестностях озера остается на зимовку до 100 тыс. уток, белолобых гусей, лебедей- шипунув.

            Для сохранения уникальной природы озера и редких сохранившихся участков коренной степной растительности в 1995 году создан Государственный природный заповедник «Ростовский»

            6. КУРГАН-ГОРА

Это уникальное донское чудо  хорошо известно жителям центральной части Ростовской области.

            В давние времена по этой земле проходила граница между древней Русью и великой степью, по которой кочевали многочисленные степные народы. считается, именно в этом месте в 1185 году произошла битва с половцами, о которой повествует "Слово о полку Игореве" Сейчас здесь стоит 25-тонная глыба - память о рати игоревой.

            Величественный курган, с которого хорошо видны окрестности Белой Калитвы, недаром  назвали Караул - горой. Название это пошло с тех давних времен, когда казаки выставляли  на самой высокой горе своих наблюдателей.

            С тех давних времен прошли столетия, но и сегодня Караул-гора хранит память о воинской славе наших предков.

            7. ШОЛОХОВСКАЯ ЗЕМЛЯ.

            Одним из чудес Дона по праву названа шолоховская земля. Земля, на которой мы родились и выросли, край, который с любовью и поклонением воспел в своих произведениях певец донской степи – Михаил Александрович Шолохов.  Шолоховский край нельзя представить без станицы Вёшенской. Мировую известность родина писателя получила благодаря роману Михаила Шолохова «Тихий Дон», удостоенному Нобелевской премии по литературе.  Благодаря Шолохову весь мир узнал о самобытности, истории и культуре казачьего края, о ковыльной степи, о горьком запахе полыни,  о походных, веселых и грустных, плясовых и лиричных казачьих песнях.



ИТОГ.

Учитель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы узнали много нового и интересного из истории Донского края. Мы на одно мгновение окунулись в прошлые века, прикоснулись к жизни наших предков и узнали, какие законы и традиции соблюдали, чем дорожили. Так же узнали интересные факты из истории нашей родной земли. Скажите, а что же особенно понравилось и запомнилось вам в нашей игре-путешествии?

Я точно знаю, вы очень любите свою малую Родину, свято храните традиции своего народа. Для каждого из нас очень важно знать свои корни, гордиться своим прошлым. Как писал историк Ф.А. Щербина: «Знание родного края – наша сила и величие Родины».  

Только здесь, на Дону,

Пахнет степью вода,

Прикоснёшься губами –

Не уйдёшь никуда.

От земли этой милой,

Что дана нам судьбой,

Мне уйти не под силу,

Не расстаться с тобой


2. Подсчитывание жетонов. Аплодисменты и награждение команд.

 


Литература
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Нагорный Б.Твой край родной. Занимательно краеведение в вопросах и ответах. Ростов: Ростовское книжное издательство, 1988г.

3.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
4. Скрипов А.Н. На просторах Дикого поля. Из прошлого. Ростовский – на –Дону. Государственный университет, 1960г.
5. Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов – на - Дону» «Издат. БАРО - ПРЕСС», 2005г.
6.Земля Донская: Фотоальбом/с параллельным текстом.- Ростов н/Д. Изд. АО «Книга», 1975 г.
7. Щербаков Б.В. Донские пейзажи. Изд. «Современная Россия» - Москва, 1975.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов. Игра "Тихий Дон- колыбыль казачества"

Автор: Агальцова Елена Васильевна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства