kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам методическую разработку «Блокада Ленинграда», которую можно использовать для внеклассного занятия с детьми.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны.
  2. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
  3. Формирование уважения к старшему поколению.
  4. Развивать речь, выразительность чтения обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"»

МБОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа»










Методическая разработка

классного часа












Работу выполнила

педагог - библиотекарь

Рифель Людмила Петровна




Январь, 2016 год






Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны.

  2. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

  3. Формирование уважения к старшему поколению.

  4. Развивать речь, выразительность чтения обучающихся.

Подготовительная работа: обучающиеся заучивают стихотворения.

Оформление: выставка «Блокада Ленинграда. Мы помним и чтим!»,

компьютер, экран, проектор.

Материалы: мультимедийная презентация «Блокада Ленинграда. Мы помним и чтим!»; фонограмма «Звук метронома»;

Ход классного часа.

Наше правительство 27 января объявило Днём воинской славы. В этот день в 1944 году была снята Блокада Ленинграда (ныне санкт – Петербург). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против немецких захватчиков посвящается.

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На его долю выпали неимоверные лишения и трудности. Люди жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли и умирали от голода и холода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время бомбёжки – каждодневный подвиг.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве (тогда он назывался Ленинград), славные его традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого командования «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года, Фюрер решил стереть город с лица земли. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и бесперебойной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.

И вот для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Вместе с фашистами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «голубая дивизия» из фашистской Испании и ещё многие фашистские прихвостни.

В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано ополчение. Были созданы подпольные группы, партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его.

Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок город был превращён в крепость. Дети наряду со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и чёрного металла, собранного школьниками.

Девочки солдатам вязали варежки, носки, свитера. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

«Дорогой боец советский

Я письмо тебе пишу.

Очень, очень, очень крепко

Об одном тебя прошу:

Не скучай, не унывай,

Больше немцев убивай!»

«Не забудьте, что ленинградские пионеры всегда с вами» - так закончила девочка своё письмо.

Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали медсёстрам и врачам, выступали с концертами.

Наравне с взрослыми школьники дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Трудно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди трудились с исключительным энтузиастом – недоедая, недосыпая, под артиллерийским огнём и бомбовыми ударами авиации.

А нас поливали фашисты свинцом.

От взрывов земля выгорала.

Но смерти, не дрогнув, смотрели в лицо

Железные парни с Урала.


Друзья! Земляки боевые!

Боёв наших праведный труд

И рвы, для врага роковые,

В народную память войдут.


Так пусть от истока до устья

Невы пронесётся, как гром:

Умрём, но врага не допустим,

В наш город, в родной наш дом.

Это стихотворение написал участник боёв за Ленинград осенью 1941 года Николай Балыкин.

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжёлые испытания. Зимой 1941 – 1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спуститься на лёд, брать воду в быстро замерзающихся прорубях, а потом под обстрелом доставлять её домой. Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на улицах. Свыше 40 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми перенесли дети и подростки.

Склонившись над мглой снеговою,

Девочка с ведёрком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать.

На развороченном пути стоит мальчишка лет пяти.

В глазах, расширенных истома и щёки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?» «Дома».

«А где твой дом, сынок?» «Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он точно знает: хлеба нет.


Мы никогда не забудем хлеб Великой Отечественной войны, блокадный ленинградский паёк.

У войны свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

В музее истории Санкт-Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный от самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека. 125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам.

Один ленинградский учёный Щербатенко разработал рецепт хлеба, который включал:

50% ржаной муки,

15 % целлюлозы,

10% солода.

25 % соевой муки, отрубей и обойной пыли.

Это был горький блокадный хлеб - грубый, морщинистый. Но это был хлеб, и он спас многих ленинградцев от голодной смерти.

Многие знают печальную историю семьи Савичевых. Большая, дружная семья жила на Васильевском острове. Блокада унесла у девочки родных и близких. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Десять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. Савичевы умерли, умерли все. Осталась одна Таня.

Её удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности Таню вывезли с детским Домом в Горьковскую область. Но крайне истощённое нервное потрясение, ужасы войны сломили девушку, и она вскоре умерла.

Враги надеялись, что тяжёлые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мёрзнувшие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо они знали советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

«Помню, в булочной мне сделалось плохо» - рассказывает Ольга Николаевна, «И я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось - рассказывает Заря Николаевна, как в страшную зиму 1941 года стояла в уголке булочной девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба – по 5-10 граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнёт жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, и дома осталась одна маленькая сестрёнка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для неё.

Девочка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось, умерла…


Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Единственный путь к осаждённым - «дорога жизни» был проложен по льду Ладожского озера. По ней в город доставлялось продовольствие.

«Дорога жизни» - это не только трасса по льду озера, это путь, который надо было преодолеть от железнодорожной станции на западном берегу озера до станции на противоположном берегу и обратно.

Вот и закончилась эта суровая зима. Наконец-то наступила весна 42 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимний город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал ещё один смертельный враг – эпидемия. На неё очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали дети. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков опять же не оправдались.

В то время в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Горожане занимались выращиванием самых разных овощей. Там, где ещё прошлым летом цвели розы, теперь зрели кочаны капусты, цвела картошка, зеленели морковь, редиска и салат…

Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины. А дать их кроме овощей, могли и дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.

Летом 1942 года в Ленинграде даже состоялся футбольный матч. Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Фашистская пропаганда вбила в голову своим солдатам, что Ленинград умирает. А тут футбол! Ленинградские парни играли в футбол, а тысячи зрителей смотрели на этот матч.

В блокадном Ленинграде впервые исполнялась знаменитая 7-ая ленинградская симфония Шостаковича, исполнялась с блеском большим симфоническим оркестром.

И Ленинград выстоял.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной армии фашистские войска были отброшены от Ленинграда. Через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января 1944 года был дан салют в честь прорыва блокады Ленинграда.

Пройдут века, но дело, которое сделали Ленинградцы – мужчины и женщины, старики и дети этого города, - это великое дело, никогда не изгладится из памяти людей.

Люди! Покуда сердца стучат,-

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою, отправляя в полёт,-

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтоб тоже запомнили.

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам, ведя корабли,-

О погибших. Помните!

Встречайте трепетную войну! Люди Земли!

Убейте войну! Люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните! ...

Но о тех, кто уже не придёт никогда – заклинаю: Помните!


Почтим минутой молчания всех тех, кто защищал свой народ и погиб в эти суровые дни блокады. (Звучит метроном)

Обучающиеся зажигают свечи у выставки «Блокада Ленинграда. Мы помним и чтим».


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Автор: Рифель Людмила Петровна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "сценарий внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(61) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "172865"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423892018"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация внеклассного мероприятия "Блокада  Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-vnieklassnogho-mieropriiatiia-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "165022"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422727057"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(71) "metodicheskaia_razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_blokada_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "563753"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1605730626"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Внеклассное мероприятие блокада ленинграда"
    ["seo_title"] => string(43) "vneklassnoe_meropriiatie_blokada_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "528616"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574681689"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеклассное мероприятие "Блокадный Ленинград""
    ["seo_title"] => string(44) "vneklassnoe_meropriiatie_blokadnyi_leningrad"
    ["file_id"] => string(6) "541820"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1583236107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства