Мероприятие "Путешествие в Грамматейкино"- это внеурочное занятие по русскому языку для обучающихся 4 классов. Проводится в форме игры- путешествия по остановкам. Способствует развитию интереса к великому русскому языку, пробуждению потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие"Путешествие в Грамматейкино"»
Внеурочное занятие по русскому языку
«Путешествие в Грамматейкино»
для обучающихся 4 класса
Цели и задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
развитие коммуникативной компетентности
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей игры. Но для начала отгадайте загадку и узнайте тему нашей игры:
Всегда мы слышали о нём,
Что он богат, красив, умён.
Так дай скорее нам ответ:
Что это будет за предмет?
(Русский язык).
-Итак, главный гость сегодня- его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Давайте послушаем, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
(Дети читают высказывания и стихи о русском языке.)
1.Велик и прекрасен ты, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык.
И где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать его будешь счастлив вдвойне.
Все братья- славяне нас могут понять,
На нём говорили крестьяне и знать.
Мы чувства и мысли свои выражаем
И с помощью слова других понимаем!
2.С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь.
- Замечательные строчки, всем спасибо. Освоить родной язык- трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (Куприн А. И.)
Сегодня мы в очередной раз убедимся в том, что изучать русский язык это не только необходимо, но и очень интересно. Мы совершим путешествие по стране занимательной грамматики.
Нас ждут необычные приключения, и вместе мы попытаемся пройти эти испытания.
Разминка. Вопросы для каждого ученика, за правильный ответ жетон. По цвету жетонов формируется команда.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (приставка)
Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите личные местоимения 1-го лица. (я, мы)
У этой части речи в прошедшем времени можно определить род. (глагол)
Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? (существительное)
Как называются слова, близкие по значению. (синонимы)
Общая часть родственных, или однокоренных, слов . (корень)
Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
Принятый порядок расположения букв в азбуке. (алфавит)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?
Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (словосочетание)
Изменение существительных по падежам и числам. (склонение)
1.Сколько согласных букв в русском языке? (21)
2.Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
3. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (окончание)
4.Два или несколько предложение, связанных по смыслу. (текст)
5.Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. (местоимение)
Разделимся на две команды, выберем название команд, связанные с русским языком.
Команды, которые ответили правильно, получают баллы. Победители выявляются по количеству баллов.
Разминка для команд
Чтобы успешно пройти испытания, нам нужно немного размяться. Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.
(слайд 3) Утка – утёнок, Лиса – лисёнок,
Слон – слонёнок, Заяц – зайчонок,
Лошадь – жеребёнок, Лось - лосёнок
Гусь – гусёнок, Собака - щёнок
Индюк – индюшонок, Тигр - тигрёнок
Курица – цыплёнок, Овца - ягнёнок
Медведь – медвежонок, Верблюд - верблюжонок
Волк – волчонок, Бегемот – ( нет названия)
Кот – котёнок,
Корова – телёнок,
4. Итак, вперёд! (слайд 4)
Остановка «Гора восхождения
Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному» (Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)
Остановка «Море слов»
У меня в руках деревянный сосуд. Свойство этого сосуда – он не тонет в воде. И в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в этот сосуд и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас.
« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»
Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Восстановите текст, используя эти слова.
- Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Каждая команда получает лист, на котором записаны имена существительные. Вы должны подобрать к ним имена прилагательные, подходящие по смыслу, правильно согласуя их в роде и числе.
Кофе _________
Пюре __________
Тюль __________
Шампунь ________
Эскимо _________
Мебель __________
Рояль _____________
Остановка «Лесные премудрости»
На этой остановке нам предстоит вырастить древо однокоренных слов.
Перед вами древо со словом «ВОДА». На листочках этого дерева надо вписать однокоренные слова. Победит тот, кто больше заполнит листиков.
(Ребята в группах вписывают на «листочках дерева» однокоренные слова)
Остановка «Собери слово»
-Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для выполнения следующего задания вам надо вспомнить состав слова. Каждая команда должна найти новое слово.
Задание для 1 команды
Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (расписка)
Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка окончание в слове рыба. (завязка)
Задание для 2 команды
Его корень в слове снежный, приставка в слове подъезд, суффикс в слове лесник окончание в слове дети. (подснежники)
Его корень в слове грузчик, приставка в слове насос, суффикс в слове ложка окончание в слове трава. (нагрузка)
Остановка «Островок пословиц»
Прочитайте слова в парах. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний
… говори, да … делай.
…земля, …рук не любят.
Иди …, а оглядывайся….
У мудрого человека … уши и … язык
Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад
-Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко вырвалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!»
Это фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.
-Поэтому их можно заменить одним словом, менее выразительным. Что вы и должны сделать в следующем задании.
Дать стрекоча (убежать) Чесать языки (болтать, разговаривать) Зарубить на носу (запомнить) Водить за нос (обманывать) Рукой подать (близко, рядом
Отгадать слово, о котором говорится во фразеологизме.
С первой подсказки -3балла, со второй- 2, с третьей 1.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши).
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык).
Остановка «Грамматическая арифметика»
Том+вата= оружие (автомат)
Бар+ соки= фрукт (абрикос)
Боб + уста = день недели (суббота)
Гроза + ров = беседа (разговор)
Крот + каша = продукт (картошка)
Подведение итогов и награждение.
О русском языке написано много замечательных строк. И сейчас вы услышите стихотворение «Колокол вечности- русский язык», которое написал кубанский поэт Владимир Архипов.