Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте"»
Программа «Безопасные дороги Кубани»
Класс 4
Тема 7. Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте.
Цели: познакомить с историей возникновения ж/д транспорта; формировать навыки безопасного поведения вблизи железной дороги и на ж/д транспорте; воспитание ответственности за свои поступкии высокой общей культуры безопасного поведения на дороге; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
Предметные результаты: изучение ПДД Российской Федерации. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. Формирование навыков безопасного поведения на улице, на дороге и в транспорте. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Развитие умений ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях.
Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Воспитание культуры поведения на улице, на дороге и в транспорте. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Личностные результаты: формирование положительного образа сотрудника ГИБДД, работника ж/д транспорта. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации о дорожной ситуации. Творческая самореализация.
Прогнозируемые результаты: внедрения развивающих пособий по БДД в воспитательно-образовательный процесс; ознакомление с ПДД Российской Федерации; формирование навыков безопасного поведения на улице, на дороге и в транспорте; развитие умений ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях; воспитание культуры поведения на улице, на дороге и в транспорте; формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; развитию таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер, распечатки памяток.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
1. Вступительная беседа. Учитель: Мы уже много говорили о видах транспорта. Какой он бывает? (наземный, воздушный, водный)
Какие опасности нас подстерегают на улице? (проблема).
Слайд№1
Наша школа расположена вблизи железной дороги. Так какой транспорт ходит по ней? Какие виды транспорта на железной дороге мы наблюдаем? (поезд, электропоезд). Но не всегда были они такими…
Слайды об истории ж/д транспорта № 2-8
Презентация «Возникновение и развитие железнодорожного транспорта. Рассказ учителя.
Возникновение и развитие железнодорожного транспорта относится к первой половине XIX в. и напрямую связано с формированием капиталистического способа производства, ростом крупной промышленности (в частности, горнодобывающей), образованием национальных и мировых рынков, потребовавших быстрой, массовой, недорогой и достаточно регулярной перевозки грузов. Первые лежневые дороги были проложены на железоделательных заводах, шахтах и рудниках (применялись в Великобритании с XIV в.). Лежни были деревянные, изнашивались быстро, повозки часто сходили на землю. Тогда на дерево стали набивать железные полосы. По лежням лошадь перевозила в 4 раза больше груза, чем на наземных повозках. Первые металлические рельсы были изготовлены в Великобритании в 1767 г. В 1776 г. их конструкцию изменили, введя чугунные уголковые рельсы. Многие изобретатели в эту эпоху пытались построить локомотив, двигающийся по рельсам. Особенно большое значение для создания железнодорожного транспорта имели работы шотландского инженера и механика Ричарда Тревитика (1771–1833), который первым пришел к идее применения паровых локомотивов на специально устроенных рельсовых путях. В 1803 г. Тревитик сконструировал паровоз для рельсового пути, а в феврале 1804 г. провел первое его испытание. Впоследствии Тревитику удалось добиться еще большей скорости, причем паровоз тащил целый поезд из пяти вагонеток, общим весом около 25 т. Паровоз Тревитика был первым рельсовым паровозом в мире. Однако путь, состоявший из хрупких чугунных рельсов, был не приспособлен для передвижения столь тяжелого локомотива. Поэтому происходили частые задержки из-за ломки рельсов. Через три года упорной работы над усовершенствованием паровоза и рельсового пути Тревитик построил первую в мире опытную кольцевую дорогу в Лондоне. В 1803 г. Джордж Стифенсон вместе со своим сыном Робертом построил первый паровозостроительный завод, что позволило открыть междугородную железнодорожную линию общего пользования. А в 1814 г. он сконструировал и испытал свой первый паровоз, который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. В 1811–1812 гг. в Англии создали паровоз с тремя парами колес: гладкие задние и передние катились по рельсам, а зубчатые средние цеплялись за рейки, проложенные рядом с рельсами. Это изобретение не нашло применения на железной дороге, но было прообразом фуникулера. В 1818 г. была построена первая железнодорожная линия протяженностью 61 км между городами Стоктоном и Дарлингтом, предназначенная для перевозки угля. В 1825 г. Стоктон- Дарлингтонская линия была открыта для публики. Новая железная дорога быстро показала преимущества нового вида транспорта перед старыми способами передвижения, и популярность железнодорожного транспорта в Англии стала быстро расти.
Железные дороги коммерческого назначения были построены во Франции (1828), США (1829), Бельгии и Германии (1835), Италии (1839), а также в Австралии, странах Азии, Африки и Южной Америки (50-е гг. XIX в.).
Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII в. Чугунная рельсовая дорога в России была построена в 1788 г. инженером Ярцевым на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, а затем – в 1808–1810 гг. на Алтае. Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на Нижнетагильском заводе Демидовых на Урале. Однако замечательные машины Черепановых не были использованы для развития железнодорожного транспорта в нашей стране.
Первая железная дорога общего пользования в России была проложена между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 г. Перевозки осуществлялись английскими паровозами со скоростью до 60 верст/ч. В 1851 г. была построена двухпутная магистраль Москва–Санкт-Петербург протяженностью 611 км.
Магистральные тепловозы в России были построены в 1924 г. Первые отечественные вагоны были построены в 1854 г. на Александровском заводе в Петербурге. Мощность первых паровозов была 30–40 кВт, а к началу XX в. она достигла 600–1000 кВт. К этому же времени относятся первые попытки создания новых видов тяги: дизельной (тепловозной) и электрической. Впервые электротяга была применена в США в 1895 г., а в России – в 1926 г. В 1929 г. открыли сообщение на электротяге между Москвой и Мытищами. Электротяга является экономически выгодной, не загрязняет окружающую среду, что особенно важно, если железная дорога проходит в тоннелях (известны случаи отравления машинистов в тоннелях паровозным дымом).
Применение электротяги способствовало развитию метрополитена. Железные дороги со второй половины XX в. стали развиваться как межгосударственные и даже межконтинентальные. Примерами могут служить межгосударственная сеть железных дорог Европы и железные дороги России, через которые осуществляются евро-азиатские связи. Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потребовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чистых перевозках, что особенно заметно с 80-х гг. XX в., когда удалось значительно повысить скорости на железных дорогах мира.
- Одним из первых дорожных знаков был знак «Пересечение с железной дорогой» - интерактивный плакат»
Беседа о транспорте будущего. Слайды№ 9-12
Проектор выключается
2. Правила поведения детей на железной дороге рассказывает команда ЮИД (беседа)
1. В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта, запомните:
– Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.
– Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
– Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
– Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
– Не играйте на платформах и путях!
– Не высовывайтесь из окон на ходу.
– Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
– Не ходите на путях.
– На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
– Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
– Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
– Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.
2. Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.
3. Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?
– Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
– Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?(ответы учащихся)
4. Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? (ответы учащихся)
5. Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? (ответы учащихся)
– Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.
– Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? (ответы учащихся)
– Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.
6. Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма? (ответы учащихся)
– Самое главное – переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.
7. Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное. Обращаемся именно к вам: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!
3. Выступление инженера по технике безопасности на ж/д транспорте о несчастных случаях, произошедших на железной дороге за последний период по вине несовершеннолетних.
В 2017 году в результате наезда подвижного состава травмировано трое несовершеннолетних. За аналогичный период 2016 года произошло восемь случаев травмирования несовершеннолетних. Основные причины происшествий связаны с пренебрежением правилами нахождения в зоне повышенной опасности — хождением по железнодорожным путям и переходом через пути перед приближающимся поездом. Причинами происшествий на объектах железнодорожной инфраструктуры может стать такое опасное увлечение как селфи, которые подростки делают на крышах вагонов и на фоне прибывающих поездов. Кроме того, необходимо помнить об опасности при переходе пути в наушниках или во время разговора по телефону…
4. Закрепление. Викторина «Какое правило нарушил?» Учитель совместно с детьми формирует правила поведения граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Презентация Слайд № 13-29
5. Итог занятия.
Составление памятки о поведении на железной дороге и вклеивание в дневники. Слайд № 30-31
Учитель: Мы часто бываем на экскурсиях в ст. Павловская, ст. Кущёвская, г. Тихорецк , г. Ростов-на Дону. Каким транспортом мы обычно пользуемся? (электропоезд). Пригодятся ли нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?
6. Релаксация Слайд№ 32
Мне было интересно узнать….
Я запомнил…
Расскажу младшему о том, что…
Использованные ресурсы:
1.http://aviashkola3.edusite.ru/p79aa1.html - правила для детей на ж/д транспорте
6.Электронная обучающая программа в целях использования ее в процессе обучения детей безопасному поведению на дорогах [Электронный ресурс] Мр: //Ъёё-еог.еёи.ги/еог/103.
По земле, воздуху и в вакуумной трубе. Где поедут поезда будущего?
Железнодорожный транспорт с каждым годом развивается все больше. Портал Москва 24 выяснил, что скоро люди будут передвигаться в вакуумных трубах, в вагонах-самолетах и при этом заниматься спортом в тренажерном зале.
Немецкий поезд с кабинетами и спортзалом
Немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn представил поезд будущего "Иденцуг" (нем. − Ideenzug). В железнодорожном составе помимо обычных сидений обустроят рабочие кабинеты с креслами, изолирующими от шума, и детский уголок.
Фото: ТАСС/Daniel Karmann/DPA
Также в поезде будет место для тех, кто увлекается игровыми приставками, и даже спортзал с тренажерами. Кроме того, есть сиденья, которые крутятся на 360 градусов, чтобы пассажиры всегда могли сидеть лицом в сторону движения поезда или же друг напротив друга. Прокатиться на поезде можно будет уже в 2019 после общей проверки безопасности состава. Ходить такие поезда будут в Баварии.
Американский поезд со скоростью звука
"Гиперлуп" (англ. – Hyperloop) – проект вакуумного поезда, предложенный еще в 2012–2013 годах американским бизнесменом Илоном Маском. Согласно идее, поезд будет перемещаться в специальных трубах с пониженным давлением со скоростью до 1200 километров в час. Трассы для поезда предполагается строить над землей по аналогии с монорельсом и оснащать солнечными батареями. Технология предполагает максимальную скорость передвижения, что дает возможность существенно сократить время в пути. Например, по подсчетам специалистов, из Москвы в Санкт-Петербург можно будет добраться за 36 минут.
Фото: hyperloop-one.com
Проектом занимаются сразу две независимые компании – Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies (HTT). Hyperloop One провела только первые пробные испытания разгонных моторов. В мае 2016 года на трассе в пустыне Невада они разогнали металлическую каретку до скорости 160 километров в час, причем первые 100 километров в час были набраны менее чем за секунду. К строительству линий высокоскоростной транспортной системы "Гиперлуп" компания приступит только в 2019 году, а первые испытания назначены после 2021-го.
Китайский "летящий" поезд
Специалисты китайской корпорации CASIC работают сейчас над подобным проектом сверхзвукового поезда под названием "Ти-Флайт" (англ. – T-Flight). Двигаясь внутри "вакуумной магистрали", поезд сможет разгоняться до скорости 4000 километров в час − значительно быстрее скорости движения капсул системы "Гиперлуп".
"Летающий" поезд "Ти-Флайт" будет "парить" над магистралью за счет эффекта магнитной левитации. И двигаться он будет, подобно капсулам системы "Гиперлуп", в туннеле, в котором будет создан достаточно глубокий вакуум. Каждый вагон рассчитан на перевозку 20 пассажиров, время между окончанием одной поездки и началом другой составит 3 минуты. Правда, пока специалисты корпорации CASIC сами не могут назвать даже предположительных сроков реализации проекта "Ти-Флайт".
Швейцарский поезд-самолет
Специалисты из Швейцарского федерального политехнического университета Лозанны разработали проект гибридной транспортной системы "Клип-Эйр" (англ. – Clip-Air), которая совмещает возможности самолета и железнодорожного вагона. "Клип-Эйр" – огромный самолет, под крыло которого подвесят пассажирские и грузовые капсулы. За один рейс самолет сможет перевозить до 450 пассажиров в трех капсулах, а взлетать и садиться на полосы обычных аэропортов.
Вместо того чтобы ехать в аэропорт, обычно располагающийся за пределами города, пассажиру потребуется добраться до ближайшей железнодорожной станции. Обычным способом состав прибывает в аэропорт, где капсулы прикрепляют к самолету-носителю, после чего он взлетает и направляется в пункт назначения. Проект "Клип-Эйр" пока находится в стадии разработки, так что его стоимость и сроки реализации не определены.
Китайский поезд наоборот
В Китае уже в этом году в тестовом режиме был запущен самый быстрый в стране подвесной поезд, получивший название "Небесный". У него впечатляющие технические характеристики. Преимущества такого состава заключаются в большей мощности, а также очень низком уровне шума при достаточно легком весе. Поезд перемещается над землей на высоте от 5 до 10 метров. Вместимость вагонов составляет от 300 до 510 пассажиров, а максимальная скорость — 70 километров в час.
Фото: скриншот YouTube-канала CGTN[/URLEXTERNAL]
Ожидается, что в будущем разработка китайской компании CRRC будет пользоваться большой популярностью, особенно в расположенных в горной местности регионах и больших городах.