kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность-неразрывная часть образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная работа - одна из составных частей деятельности учителя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность-неразрывная часть образовательного процесса.»

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний. У генеалогии, как и у любой науки, есть свой язык терминология, свои правила и законы. Их надо соблюдать, чтобы другие исследователи могли разобраться в ваших трудах. Итак, занимаясь практикой составления родословных, надо помнить о теории, которая поможет в нелегком поисково-исследовательском труде.


В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа, которая является одной из составных частей деятельности учителя. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках литературы, истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Распространенной формой внеклассной деятельности является групповая или кружковая работа. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам  являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы учебной программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися.

Кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников.

У генеалогии, как и у любой науки, есть свой язык терминология, свои правила и законы. Их надо соблюдать, чтобы другие исследователи могли разобраться в ваших трудах. Занимаясь практикой составления родословных, надо помнить о теории, которая поможет в нелегком поисково-исследовательском труде. В настоящее время значительно расширена источниковая база генеалогии, разработаны новые методы исследования генеалогических источников, используются новейшие компьютерные технологии.  подборки памяток-инструкций по порядку изучения документов, содержащих генеалогическую информацию. Большое внимание нужно уделять обучению оформления генеалогической информации в виде доклада, тезисов, презентации для публичного представления результатов исследовательской работы на конкурсах, на научно-практических конференциях и фестивалях школьного, районного, регионального и всероссийского уровней. Публичная презентация помогает осознать детям значимость выполненных ими работ, а так же важность генеалогической культуры в обществе.

Главным итогом реализации кружка «Моя родословная» является освоение обучающимися содержания курса, в результате которого они получают представление о методике генеалогического поиска, практики оформления и хранения генеалогической информации. Овладевают умениями и навыками практической исследовательской деятельности по истории собственного рода, а так же по теоретическим темам, связанным с вопросами генеалогических и семейных традиций.

Постепенно у детей был сформирован семейный архив: появились старые фотографии, письма, записки, личные вещи, книги, семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколения.

Итог исследовательской работы обучающихся подведен в форме защиты презентаций и выставки плакатов «Моя родословная».

Мы считаем, что исследовательская работа по составлению родословной развивает интерес у обучающихся к истории своих предков и родного края, к истории своего Отечества, способствует укреплению духовных ценностей, патриотизма, повышает культурный уровень.

Работу на первом этапе следует начать с написания своей подробной автобиографии, записи своих воспоминаний, составления списка известных родственников. У родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети) необходимо узнать, кого из предков они помнят, какие события из истории семьи сохранились в памяти. Помочь в этом опросе сможет «Генеалогическая карточка», которая составляется на каждого живущего и умершего члена семьи. «Генеалогическая карточка» может заполняться постепенно, по мере появления новых источников информации. Генеалогические карточки, наряду с письмами, записями бесед и интервью станут основой банка собственных исследовательских материалов.

Генеалогическая карточка:

1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

2. Имя, отчество (если изменялись, указать какое было раньше).

3. Дата и место рождения.

4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

5. Национальность.

6. Фамилия, имя, отчество отца.

7. Фамилия, имя, отчество матери.

8. Место или места жительства, с указанием дат.

9. Имена и даты рождения братьев и сестёр.

10. Образование, что и когда окончил.

11. Место (места) работы или службы, должности.

12. Общественная деятельность, членство в организациях.

13. Участие в войнах, каких, где.

14. Награды, звания.

15. ФИО жены (мужа).

16. ФИО детей, их даты рождения.

17. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

18. Увлечения.

19. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

20. Дата заполнения.

21. Составитель карточки.

На следующем этапе исследования, происходит изучение документов, писем, дневников, фотографий, рукописей и других материалов, составляющих домашний архив. Все изучаемые материалы внимательно прочитываются и просматриваются, обращается внимание на все возможные пометки, подчёркивания, клейма, печати, подписи на официальных бланках. По ходу изучения материалов следует делать выписки, отмечать данные, требующие дополнительного исследования.

С архивами можно взаимодействовать по двум линиям:

1) направление запросов по интересующим родственникам;

2) личная работа с материалами в архиве. Учитывая, что в государственные архивы, как правило, допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, то там, в лучшем случае, смогут работать родственники или педагоги учащегося. Тем более что для работы с архивными документами нужна специальная подготовка. В архивах рекомендуется изучать метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости и другие документы, позволяющие установить помимо имен, фамилий и мест рождения предков их социальный статус, сословную принадлежность и даже отдельные факты биографии.

Последний этап – творческий. Его главная цель – описать проделанную работу, подвести некоторые итоги.

Полученные в результате исследовательской работы данные являются основой для составления родословных. На этом этапе следует внимательно проанализировать полученные результаты. Для описания родословных важно определить – представляется восходящая или нисходящая родословная, какая родословная ветвь – отцовская, материнская или обе, какой хронологический период будет взят.

Разбирая домашний архив, изучая документы государственных, общественных и ведомственных организаций, собирая воспоминания, следует делать копии по каждому родственнику, складывая их в специальные папки или коробки. Рекомендуется делать опись всех сложенных материалов.

Заключение

В данной методической рекомендации обобщен педагогический опыт внеурочной деятельности по кружку «Моя родословная» для последующего его применения и использования учителями во внеурочной деятельности.

Изучать свою родословную можно бесконечно. Как зима сменяется весной, затем приходит лето, осень и снова зима, так и семья развивается своим чередом. Поэтому, даже если в вашей семье никогда не было родословных, не стесняйтесь начинать создавать родословное древо с себя.
























        Глава II

Программа курса внеурочной деятельности

«Моя родословная»

У генеалогии, как и у любой науки, есть свой язык терминология, свои правила и законы. Их надо соблюдать, чтобы другие исследователи могли разобраться в ваших трудах. Итак, занимаясь практикой составления родословных, надо помнить о теории, которая поможет в нелегком поисково-исследовательском труде. Программа данного курса была разработана на основе изучения деятельности и трудов Марселя Ибрагимовича Ахметзянова («Татарские родословные», «Татарские шеджере»), Ислаева Файзулхака Габдулхаковича («Я и моя родословная»), Протащук Ирины Юрьевны («Введение в генеалогию (родоведение)»), Виктора Семеновича Драчука («Рассказывает геральдика») и других авторов.

В настоящее время значительно расширена источниковая база генеалогии, разработаны новые методы исследования генеалогических источников, используются новейшие компьютерные технологии. Курс «Моя родословная» предусматривает знакомство с компьютерными генеалогическими программами: «Древо жизни», «Наследия», «Генеалогическое древо семьи», «Родственники», «Моя родословная».

Содержание программы реализовывалась с помощью специально разработанных дидактических материалов:

  • комплексы учебных генеалогических таблиц и схем, предназначенных для изучения нового материала, закрепления и проверки полученных знаний;

  • подборки документов, содержащих генеалогическую информацию, рассчитанных на формирование умений и навыков вычленять прямую и косвенную информацию, сопоставлять сведения, полученные из разных источников, делать обоснованные выводы;

  • подборки памяток-инструкций по порядку изучения документов, содержащих генеалогическую информацию;

  • дидактические игры по генеалогии, геральдике, антропонимике, способствующие поддержанию познавательного интереса, закреплению полученных знаний, развитию творческих задатков подростков;

  • подборки детских творческих работ по генеалогии разных лет, как удачные образцы, так и работы, содержащие ошибки или недочёты;

  • подборки заданий, побуждающих к размышлению о судьбах родственников в контексте исторических обстоятельств, о наследовании тех или иных черт представителями рода, о своём месте в цепи поколений.

По содержанию программа «Моя родословная» может быть культурологической, туристско-краеведческой и социально-педагогической, обще интеллектуальной направленности.

Изучение курса «Моя родословная» направлено на достижение следующей цели:

  • сформировать у обучающихся знаний о науке Генеалогия, научить их приемам исследовательской деятельности для составления генеалогического древа своей семьи, создать условия для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

  • усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;

  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина и патриота,

  • формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи.

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;

  • развитие аналитического мышления.

Курс «Моя родословная» позволяет организовать учебно-познавательную и исследовательскую деятельность среди обучающихся с учётом их реального уровня подготовленности, обеспечивает возможность создания максимально благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Данная программа рассчитана для обучающихся VI-VIII классов.

Сроки реализации программы «Моя родословная» - один учебный год. Курс рассчитан на 35 часов.

Программа предусматривает разные формы работы: мини-лекции, беседы, дидактические игры, выполнение практических и творческих заданий (групповых и индивидуальных).

Прогнозируемые результаты освоения программы «Моя родословная».

  В результате работы учащиеся должны знать:

  • понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».

  • историю возникновения имён и фамилий;

  • степени родства в семье;

  • профессии предков;

  • семейные увлечения и традиции.

Должны уметь:

  • составлять «ленту времени» своей жизни;

  • составлять родословное древо;

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию, делать выводы.

Большое внимание в программе уделяется обучению оформления генеалогической информации в виде доклада, тезисов, презентации для публичного представления результатов исследовательской работы на конкурсах, на научно-практических конференциях и фестивалях школьного, районного, регионального и всероссийского уровней. Публичная презентация помогает осознать детям значимость выполненных ими работ, а так же важность генеалогической культуры в обществе.

Главным итогом реализации программы «Моя родословная» является освоение обучающимися содержания курса, в результате которого они получают представление о методике генеалогического поиска, практики оформления и хранения генеалогической информации. Овладевают умениями и навыками практической исследовательской деятельности по истории собственного рода, а так же по теоретическим темам, связанным с вопросами генеалогических и семейных традиций.

Постепенно в ходе реализации программы у детей был сформирован семейный архив: появились старые фотографии, письма, записки, личные вещи, книги, семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколения.

Итог исследовательской работы обучающихся подведен в форме защиты презентаций и выставки плакатов «Моя родословная».

Мы считаем, что исследовательская работа по составлению родословной развивает интерес у обучающихся к истории своих предков и родного края, к истории своего Отечества, способствует укреплению духовных ценностей, патриотизма, повышает культурный уровень.

Глава III

Алгоритм разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности «Моя родословная»

Методические рекомендации даны на основе обобщения опыта по реализации программы курса «Моя родословная». Разработка программы курса состоит из следующих этапов:

1. Изучение литературы по теме «Генеалогия».

2. Знакомство с компьютерными генеалогическими программами.

3. Разработка дидактических материалов.

4. Определение участников программы «Моя родословная».

5. Подготовка рабочей программы курса «Моя родословная».

6. Реализация программы внеурочной деятельности.

Реализация содержания программы внеурочной деятельности включает в себя усвоение теоретических знаний по генеалогии, применение этих знаний на практике, формирование умений исследовательской деятельности, полученные в результате исследовательской деятельности данные, являются основой для составления родословных.

Проведение исследования своей родословной включает следующие этапы:

1. Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

2. Составление генеалогической карточки, хронологической таблицы, родословной схемы.

3. Изучение документов семейного архива.

4. Поиск информации в Интернете.

5. Поиск и изучение документов в государственных и ведомственных архивах, библиотеках и музеях.

6. Составление генеалогического древа.

Работу на первом этапе следует начать с написания своей подробной автобиографии, записи своих воспоминаний, составления списка известных родственников. У родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети) необходимо узнать, кого из предков они помнят, какие события из истории семьи сохранились в памяти. Помочь в этом опросе сможет «Генеалогическая карточка», которая составляется на каждого живущего и умершего члена семьи. «Генеалогическая карточка» может заполняться постепенно, по мере появления новых источников информации. Генеалогические карточки, наряду с письмами, записями бесед и интервью станут основой банка собственных исследовательских материалов.

Генеалогическая карточка:

1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

2. Имя, отчество (если изменялись, указать какое было раньше).

3. Дата и место рождения.

4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

5. Национальность.

6. Фамилия, имя, отчество отца.

7. Фамилия, имя, отчество матери.

8. Место или места жительства, с указанием дат.

9. Имена и даты рождения братьев и сестёр.

10. Образование, что и когда окончил.

11. Место (места) работы или службы, должности.

12. Общественная деятельность, членство в организациях.

13. Участие в войнах, каких, где.

14. Награды, звания.

15. ФИО жены (мужа).

16. ФИО детей, их даты рождения.

17. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

18. Увлечения.

19. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

20. Дата заполнения.

21. Составитель карточки.

На следующем этапе исследования, происходит изучение документов, писем, дневников, фотографий, рукописей и других материалов, составляющих домашний архив. Все изучаемые материалы внимательно прочитываются и просматриваются, обращается внимание на все возможные пометки, подчёркивания, клейма, печати, подписи на официальных бланках. По ходу изучения материалов следует делать выписки, отмечать данные, требующие дополнительного исследования.

С архивами можно взаимодействовать по двум линиям:

1) направление запросов по интересующим родственникам;

2) личная работа с материалами в архиве. Учитывая, что в государственные архивы, как правило, допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, то там, в лучшем случае, смогут работать родственники или педагоги учащегося. Тем более что для работы с архивными документами нужна специальная подготовка. В архивах рекомендуется изучать метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости и другие документы, позволяющие установить помимо имен, фамилий и мест рождения предков их социальный статус, сословную принадлежность и даже отдельные факты биографии.

Последний этап – творческий. Его главная цель – описать проделанную работу, подвести некоторые итоги.

Полученные в результате исследовательской работы данные являются основой для составления родословных. На этом этапе следует внимательно проанализировать полученные результаты. Для описания родословных важно определить – представляется восходящая или нисходящая родословная, какая родословная ветвь – отцовская, материнская или обе, какой хронологический период будет взят.

Разбирая домашний архив, изучая документы государственных, общественных и ведомственных организаций, собирая воспоминания, следует делать копии по каждому родственнику, складывая их в специальные папки или коробки. Рекомендуется делать опись всех сложенных материалов.

Немало источников для изучения своей родословной, истории семьи и биографии отдельных родственников можно обнаружить в домашнем, личном, семейном, родовом архиве. Конечно, далеко не все сохраняют семейные реликвии, документы, фотографии. Однако у пожилых родственников многое сохранено как дань памяти своим родным. И к этим ценностям необходимо очень бережное отношение.

Заключение

В данной методической рекомендации обобщен педагогический опыт внеурочной деятельности по программе «Моя родословная» для последующего его применения и использования учителями истории и обществознания в их деятельности.

В ней даны конкретные методические рекомендации, приемы и способы изучения генеалогии и составления родословной, а также алгоритм по разработке и оформления рабочей программы внеурочной деятельности.

Предложенную программу учителя истории и обществознания могут адаптировать по своему усмотрению: исходя из возрастных, индивидуальных особенностей учащихся ставить цели и задачи, изменять содержание программы, срок ее реализации, а также уменьшить или увеличить количество часов в рабочей программе.

Предлагается разнообразный дидактический материал, который можно активно использовать на учебных и практических занятиях внеурочной деятельности.

Изучать свою родословную можно бесконечно. Как зима сменяется весной, затем приходит лето, осень и снова зима, так и семья развивается своим чередом. Появляется ребенок, вырастает, женится, создается новая семья, рождаются дети... И так испокон веков. Так было до нас, так будет и после. Поэтому, даже если в вашей семье никогда не было родословных, не стесняйтесь начинать создавать родословное древо с себя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Внеурочная деятельность-неразрывная часть образовательного процесса.

Автор: Азмуханова Фирюза Ахметсафиевна

Дата: 08.10.2020

Номер свидетельства: 559390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства