Цель: Развитие устной речи детей в различных формах и видах игровой деятельности.
- учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
- развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;
Задачи: Образовательная: Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Учить наблюдать явление природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Развивающая: Развивать память, мышление и связную речь, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире. Воспитательная: Воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту.
Ход занятия
Организационный момент:
Дети стоят. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии, развитие слухового внимания, умения узнавать природные звуки).
Воспитатель:– Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас и готова поиграть с вами в новые игры. Сегодня на занятии у нас гости, которые пришли посмотреть на вас, на то, как вы умеете работать на занятиях.
Сейчас мы с вами послушаем звуки природы и пробуем определить, в какое время года мы чаще всего их можем слышать. (Это шум дождя, чаще он бывает осенью).
На магнитофоне звучат звуки: дождя, ветра, шорох листьев, улетающих птиц.
Ввод в тему: Слайд 1.
Ребята, помните, как везде было красиво до каникул. Мы с вами любовались красивыми листьями, красными ягодами рябины. Наблюдали за дятлом, который прилетел в наш дендросад. Когда я шла на работу, мне казалось, что меня встречает и провожает девушка в ярком платье. Мне очень хотелось пригласить ее к нам на занятие. Но…, вдруг:
Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают
вверх перекрещенные руки.
начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на
Долго дождик будет плакать, поясе.
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
А еще подул сильный ветер, и разлетелся наряд в разные стороны. Девушка заплакала и попросила найти ей ее платье и тогда она вновь вернется к нам хорошей погодой и ярким солнцем. Ребята, я предлагаю всем нам поработать следопытами и походить по тем местам, где побывала эта девушка.
Как вы думаете, у этой девушки есть имя? (выслушать высказывания детей).
Вывод: Да действительно, имя девушки - Осень золотая, а занятие сегодня будет называться: «В поисках платья для осени»
Воспитатель вывешивает картинку осени:Слайд 2.
Вот, что осень нам оставила и попросила отыскать ее платье. Ребята, из чего платье было у осени? Правильно из листьев и цветов, ягод и плодов. За каждый правильный ответ, вы будете получать эти предметы.
Основная часть:
Ребенок читает стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Ребята, найдите на картинке признаки осени. Дети на экране находят картинки-признаки осени. За правильный ответ - листик;
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в мяч. Внимание! Правила игры: Я вам бросаю мяч, вы ловите, говорите в каком месте можно найти следы осени и бросаете мне. За каждый правильный ответ ребенок получает листик.
Едем в школьный дендросад и в пути встречаем нашего знакомого воробья. Слайд 3.
Воспитатель: Здравствуй, воробушек. Мы с ребятами ищем наряд для портрета осени, может быть, ты знаешь, где его искать?
Воробей: Здравствуйте, ребята.
Осень в гости заходила,
Листья с платья обронила.
Помогите их собрать,
Надо платье украшать.
Ребята, воробушек приготовил нам задание загадки.
Будьте внимательны:
Смотри, как осенью все пляшут.
Деревья яркой кроной машут.
Листья падают, кружат.
Зовется танец…(листопад).
Осень в городе моем.
Солнце реже вижу в нем.
Темнеет. Все длиннее ночи.
Дни становятся…(короче).
Оранжевым и желтым вдруг,
Как золотым, стал мир вокруг.
Шуршат нам листья, пролетая:
«Настала осень…..(золотая).
Жаркое солнце не небе погасит.
Тепло всех оденет, природу раскрасит.
Запасы раздаст. Птиц проводит сама-
Готовит нас осень, ведь скоро….(зима).
Молодцы ребята, все полученные листики крепятся на доску.
Воспитатель: Ребята, воробушек не просто так напомнил вам какого цвета осень, он приготовил еще одно задание. Дорисуй вазу по клеточкам и раскрась вазу и букет из листьев.
Воспитатель подводит итог - хвалит детей, раздает листики.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправляемся дальше в поисках наряда для портрета Осени, и поедем мы на огород. На своем пути мы встречаем огородное пугало. Слайд 4.
Воспитатель: Здравствуй, пугало огородное. Мы с ребятами ищем наряд для портрета осени, она где-то здесь его потеряла, может быть, ты знаешь, где его искать?
Пугало огородное (голос взрослого):
Осень в гости залетала,
Овощи и фрукты растеряла,
Помогите рассортировать
И в корзинки их собрать:
Работа с карточками: «Положи в корзину вершки, а в ведро корешки».
За правильно выполненную работу дети получают листики.
Ребята, еще огородное пугало оставил нам загадки и попросил оживить отгадки. Что это за задание, честно говоря, я пока не знаю. Но мы следопыты и решать проблемы будем по мере их поступления. Итак, первая загадка:
Под землей живут семейки, Поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку Позовем копать… — картошку —
Корешок оранжевый под землей сидит, Кладезь витаминов он в себе хранит, Помогает деткам здоровее стать, Что это за овощ, можете сказать? — морковь —
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? … — свекла —
Ох, наплачемся мы с ним, Коль почистить захотим. Но зато от ста недуг Нас излечит горький… — лук —
Молодцы ребята, набрали целую тарелку разных овощей. Как их можно оживить? Конечно, приклеить им глазки. Сейчас, ребята, работаем с шаблонами, каждый берет по шаблону, обводит на бумаге и вырезаем. А я буду наклеивать.
Воспитатель проводит инструктаж по Т.Б.
Вот такие красивы и живые овощи у нас получились, молодцы. Ребята. Воспитатель раздает каждому листики.
А сейчас мы с вами отправляемся дальше в поисках наряда для портрета Осени.
Мы отправляемся в поле, на своем пути мы встречаем сову. Слайд 5.
Воспитатель: Здравствуй, сова. Мы с ребятами ищем наряд для портрета осени, она где-то здесь его потеряла, может быть, ты знаешь, где его искать?
Сова:
Осень в гости залетала,
И с улыбкой долго за всеми наблюдала.
Ребенок читает:
Поле золотое. Колос до земли. Травы придорожные шёлком пролегли. Затерялись среди них скромные цветочки И стыдливо прячут цветики-листочки.
Сосны вековые многое видали - Как пахали, сеяли, рожь оберегали… Пахнет солнцем, хлебом, и землей пейзаж, Славит он природу, хлеб насущный наш.
Ребята сейчас в хороводе мы покажем, откуда хлеб приходит к нам
Упражнение-хоровод «Веселится золотится».
Веселится, золотится В кузовах машин пшеница. (Дети идут в хороводе) Золотые зернышки (Изображают зернышки – ладони соединены над головой) Жарятся на солнышке Ехать зернам в кузовах (Движения руками, согнутыми в локтях сбоку) Да вертеться в жерновах, (Движения руками согнутыми в локтях перед собой) Греться в печке, (Кружатся вокруг себя в одну и другую сторону) Чтоб потом К нам прийти Лепешкой в дом. (Руками показывают круглую лепешку) С корочкой блестящей, Вкусной и хрустящей. (Идут в хороводе)
Вот теперь мы знаем, откуда берется хлеб на нашем столе
Ритмическая игра «Хлеб».
Задачи: Развитие чувства ритма, координации движений, подражательных движений, развитие мелкой моторики.
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. (Ритмичные хлопки поочередно то в ладоши, то в кулачки) В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. (Ритмичные хлопки поочередно – правой кулак+левой ладонь и наоборот) В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. (Ритмичные хлопки по коленкам ладонями и кулачками) Сколько рук его растило, охраняло, берегло. (Ритмичные хлопки по коленям поочередно правой кулак+левой ладонь и наоборот) В нем - земли родимой соки, (Хлопки в ладоши+хлопки по коленям) Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (Перекрестные хлопки по коленкам)
4.Заключительная часть: Слайд 6.
Ребята, пора уже вернуться в класс и все найденные листочки прилепить на доску. Полюбуйтесь все платьем осени! Я думаю, что осень рада вашим знаниям и отблагодарит вас еще солнечными, теплыми деньками. Ведь на дворе не зима, а последний месяц осени - НОЯБРЬ.