kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по обучению грамоте "Чудесные превращения слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие  "Чудесные превращения слов" подходит для послебукварного периода, для внеклассной работы с учащимися 1 класса по обучению грамоте. Занятие содержит игровые упражнения и задания, которые рассчитаны на "среднего" ученика 1 класса.  

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по обучению грамоте "Чудесные превращения слов"»

Внеклассное занятие по обучению грамоте 1 класс


"Чудесные превращения слов" /послебукварный период/



учитель:

- Ребята, вы знаете, что у нас сейчас в школе проходит неделя русского языка. Русский язык - это язык, на котором говорили ваши прабабушки и прадедушки, говорят ваши бабушки и дедушки, ваши родители и друзья. Это государственный язык страны, в которой мы живем, России.

ученик:


В день солнечный июльский -

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.


Иду тропинкой узкой -

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес!


И в радости, и в грусти -

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина - родной!


учитель:

- Сегодня мы проведем с вами игровое занятие по русскому языку, которое называется "Чудесные превращения слов".



ученик:


Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их поставишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.


учитель:

- В русском языке очень много слов, так много, что и не сосчитать. И очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.

Послушайте один рассказ, в котором говорится о том, что бывает, если на место одной буквы встанет другая.


Все началось с того, что Незнайка нарисовал ворону. Нарисовал и подписал - ВАРОНА.

Саша ему и говорит - "Ты неверно написал, Незнайка . Здесь надо писать ВОРОНА, а не ВАРОНА.

- Подумаешь, - сказал Незнайка. - И так все понятно, какая тут разница.


- А вы как думаете, ребята? /ответы детей/


- А ну-ка попробуй вместо буквы Н написать букву Т. Что получится?

- Вот чудеса, получилось слово ВОРОТА.

- Понял, Незнайка, что значит одна буква?


учитель:

- А потом Даша сочинила для Незнайки несколько стишков, в каждом из которых есть слово, где вместо нужной буквы стоит другая, и Незнайка никак не мог догадаться, что это за буква. Давайте поможем ему:


Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался ДОМ. /сом/


Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме -

Там ползет зеленый ЛУК

С длинными усами. /жук/


Врач напомнил дяде Мите-

Не забудьте об одном -

Обязательно примите

Десять ЦАПЕЛЬ перед сном. /капель/


Жучка БУДКУ не доела-

Неохота, надоело! /булку/


Забодал меня КОТЕЛ -

На него я очень зол. /козел/



учитель:

- А Даша и Яша и для вас придумали стихи, чтобы запутать вас. Сейчас мы проверим, запутаетесь ли вы, внимательные ли вы дети?


Малыши в лесок пошли

Много веток принесли

Молодцы, они хотят

Накормить своих ко... /козлят/


Расскажи, охотник, толком,

Как же справился ты с волком.

Я поймал его.

А как?

Забежал он в тот овраг.

Где растет трава дурман,

Скок - и прямо в мой ка .../капкан/

Вез водитель в магазин

Много метел и корзин

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в ка.../кабине/


По дороге наша Машенька идет

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза -

Очень длинная у девочки ко.../коса/


учитель:

- У меня на доске написаны слова, в которых выделены буквы. Замените эти буквы так, чтобы получились другие слова.


Бочка /точка, дочка, почка, ночка/

Лапка /папка, цапка, шапка/

пАлка /пилка, полка/

коЗа /коса, кожа, кора/


учитель:

- У Яши и Даши есть конструктор, где надо строить домики. Вот и сейчас они построили два домика, только вместо окошек поставили буквы и загадали Незнайке вот какое задание: нужно подобрать буквы А или У и подставить их в пустые окошки, чтобы получились слова.

А - У


М..К Л..К

Б..К С..К

Р..К Б..К

Л..К Ж..К



учитель:

- ребята, все вы, наверное, любите сказки. Вот сейчас я расскажу вам еще одну.


Нарисовал как-то Незнайка лужайку. А на ней - машину, и подписал под машиной печатными буквами ПОБЕДА.

Заглянул на лужайку ежик. Понравилась ежику буква П. Поставлю ее перед своим домом, - думает ежик, - хорошие ворота будут. Взвалил на себя букву П и понес /учитель убирает букву П/.

Пришел медведь хмурый. Жаловаться стал - нет у меня сегодня...

- Обеда - подсказали буквы.

- Верно, - рявкнул медведь. Эх, меду бы поесть, да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он под мышку букву О и потопал на пасеку.

А на лужайку зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается, вдруг страшное слово увидел - БЕДА.

- Ой, где беда, - заметался зайчик. налетел с перепугу на букву Б, отскочила она, за рябину упала, а зайчик умчался в лес.

Прилетел аист. Вкусное слово увидел - ЕДА. А в траве и верно еда - лягушек сколько хочешь! Приделал аист к букве Е палочку и получилась вилка. Поел аист, улетел и вилку с собой унес.

Тут баран пришел, заблеял обиженно -

- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы отвечают ему - ДА.

Разозлился баран, разбежался, ударил букву Д рогами, она и рассыпалась на кусочки.

Осталась последняя буква А. Стоит она одна одинешенька. Что она без друзей делать будет? Только и остается ей плакать - А-А-А.


учитель:

- Давайте дадим букве А работу - пусть она встанет после этих слов, что же получится?

ЖАР...

ПАР...

РОТ...


учитель:

- А еще Яша и Даша любят играть в слова - отыскивать в одних словах другие. Игра эта называется "Спрятавшееся слово".


ХЛЕВ УТОЧКА СТОЛБ ЩЕЛЬ УКОЛ

КОСА ПОЛК УДОЧКА ВОЛК ЗУБР


учитель:

- Мы с вами уже знакомились с ребусами, это такое задание, когда надо прочитать слово. Вот и сейчас вам надо получить новые слова:


БА+БОЧКА Щ+ЕЛЬ ШАР+Ф


учитель:

- На летних каникулах брат с сестрой были в горах, и там слышали ЭХО. Эхо - это повторение звуков. Если вы кричите, то эхо повторяет вам только конец слова. Я буду называть слово, а вы должны называть его конец, чтобы получилось новое слово:

СМЕХ -

СКОТ -

ЭКРАН -

ОЛЕНЬ -

КЛЕЩ -

МЕЛЬ -

СНАРЯД -


учитель:

- В заключение нашего занятия послушайте шуточные стихи и хором назовите получившееся слово:

К - в карман к монтеру прыг,

А в кармане РОЛИКИ.

Из кармана в тот же миг

Выскочили КРОЛИКИ.


Букву Д на дне пруда

Увидали РАКИ.

С той поры у них беда-

То и дело ДРАКИ.


Т - над елкой пошутила,

ЕЛКУ в ТЕЛКУ превратила.

Му-у - сказала елка вдруг

И пошла гулять на луг.



учитель:

- А вот прощальная игра.

Урок нам закрывать пора.

Узнал ты много слов смешных,

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их -

Не зря урок потрачен!.


И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру НАОБОРОТ.

Скажу я слово ВЫСОКО

А ты ответишь - /БЛИЗКО/

Скажу я слово ДАЛЕКО,

Я ты ответишь - /НИЗКО/

Скажу я слово ПОТОЛОК

А ты ответишь - /ПОЛ/

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ

И скажешь ты - /НАШЕЛ/


Скажу тебе я слово ТРУС

Ответишь ты - /ХРАБРЕЦ/

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ты отвечай - /КОНЕЦ/.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное занятие по обучению грамоте "Чудесные превращения слов"

Автор: Власов Игорь Михайлович

Дата: 07.01.2021

Номер свидетельства: 569432

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства