Внеклассное занятие по обучению грамоте "Чудесные превращения слов"
Внеклассное занятие по обучению грамоте "Чудесные превращения слов"
Внеклассное занятие "Чудесные превращения слов" подходит для послебукварного периода, для внеклассной работы с учащимися 1 класса по обучению грамоте. Занятие содержит игровые упражнения и задания, которые рассчитаны на "среднего" ученика 1 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, вы знаете, что у нас сейчас в школе проходит неделя русского языка. Русский язык - это язык, на котором говорили ваши прабабушки и прадедушки, говорят ваши бабушки и дедушки, ваши родители и друзья. Это государственный язык страны, в которой мы живем, России.
ученик:
В день солнечный июльский -
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой -
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес!
И в радости, и в грусти -
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина - родной!
учитель:
- Сегодня мы проведем с вами игровое занятие по русскому языку, которое называется "Чудесные превращения слов".
ученик:
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
учитель:
- В русском языке очень много слов, так много, что и не сосчитать. И очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.
Послушайте один рассказ, в котором говорится о том, что бывает, если на место одной буквы встанет другая.
Все началось с того, что Незнайка нарисовал ворону. Нарисовал и подписал - ВАРОНА.
Саша ему и говорит - "Ты неверно написал, Незнайка . Здесь надо писать ВОРОНА, а не ВАРОНА.
- Подумаешь, - сказал Незнайка. - И так все понятно, какая тут разница.
- А вы как думаете, ребята? /ответы детей/
- А ну-ка попробуй вместо буквы Н написать букву Т. Что получится?
- Вот чудеса, получилось слово ВОРОТА.
- Понял, Незнайка, что значит одна буква?
учитель:
- А потом Даша сочинила для Незнайки несколько стишков, в каждом из которых есть слово, где вместо нужной буквы стоит другая, и Незнайка никак не мог догадаться, что это за буква. Давайте поможем ему:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался ДОМ. /сом/
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме -
Там ползет зеленый ЛУК
С длинными усами. /жук/
Врач напомнил дяде Мите-
Не забудьте об одном -
Обязательно примите
Десять ЦАПЕЛЬ перед сном. /капель/
Жучка БУДКУ не доела-
Неохота, надоело! /булку/
Забодал меня КОТЕЛ -
На него я очень зол. /козел/
учитель:
- А Даша и Яша и для вас придумали стихи, чтобы запутать вас. Сейчас мы проверим, запутаетесь ли вы, внимательные ли вы дети?
Малыши в лесок пошли
Много веток принесли
Молодцы, они хотят
Накормить своих ко... /козлят/
Расскажи, охотник, толком,
Как же справился ты с волком.
Я поймал его.
А как?
Забежал он в тот овраг.
Где растет трава дурман,
Скок - и прямо в мой ка .../капкан/
Вез водитель в магазин
Много метел и корзин
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ка.../кабине/
По дороге наша Машенька идет
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза -
Очень длинная у девочки ко.../коса/
учитель:
- У меня на доске написаны слова, в которых выделены буквы. Замените эти буквы так, чтобы получились другие слова.
Бочка /точка, дочка, почка, ночка/
Лапка /папка, цапка, шапка/
пАлка /пилка, полка/
коЗа /коса, кожа, кора/
учитель:
- У Яши и Даши есть конструктор, где надо строить домики. Вот и сейчас они построили два домика, только вместо окошек поставили буквы и загадали Незнайке вот какое задание: нужно подобрать буквы А или У и подставить их в пустые окошки, чтобы получились слова.
А - У
М..К Л..К
Б..К С..К
Р..К Б..К
Л..К Ж..К
учитель:
- ребята, все вы, наверное, любите сказки. Вот сейчас я расскажу вам еще одну.
Нарисовал как-то Незнайка лужайку. А на ней - машину, и подписал под машиной печатными буквами ПОБЕДА.
Заглянул на лужайку ежик. Понравилась ежику буква П. Поставлю ее перед своим домом, - думает ежик, - хорошие ворота будут. Взвалил на себя букву П и понес /учитель убирает букву П/.
Пришел медведь хмурый. Жаловаться стал - нет у меня сегодня...
- Обеда - подсказали буквы.
- Верно, - рявкнул медведь. Эх, меду бы поесть, да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он под мышку букву О и потопал на пасеку.
А на лужайку зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается, вдруг страшное слово увидел - БЕДА.
- Ой, где беда, - заметался зайчик. налетел с перепугу на букву Б, отскочила она, за рябину упала, а зайчик умчался в лес.
Прилетел аист. Вкусное слово увидел - ЕДА. А в траве и верно еда - лягушек сколько хочешь! Приделал аист к букве Е палочку и получилась вилка. Поел аист, улетел и вилку с собой унес.
Тут баран пришел, заблеял обиженно -
- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы отвечают ему - ДА.
Разозлился баран, разбежался, ударил букву Д рогами, она и рассыпалась на кусочки.
Осталась последняя буква А. Стоит она одна одинешенька. Что она без друзей делать будет? Только и остается ей плакать - А-А-А.
учитель:
- Давайте дадим букве А работу - пусть она встанет после этих слов, что же получится?
ЖАР...
ПАР...
РОТ...
учитель:
- А еще Яша и Даша любят играть в слова - отыскивать в одних словах другие. Игра эта называется "Спрятавшееся слово".
ХЛЕВ УТОЧКА СТОЛБ ЩЕЛЬ УКОЛ
КОСА ПОЛК УДОЧКА ВОЛК ЗУБР
учитель:
- Мы с вами уже знакомились с ребусами, это такое задание, когда надо прочитать слово. Вот и сейчас вам надо получить новые слова:
БА+БОЧКА Щ+ЕЛЬ ШАР+Ф
учитель:
- На летних каникулах брат с сестрой были в горах, и там слышали ЭХО. Эхо - это повторение звуков. Если вы кричите, то эхо повторяет вам только конец слова. Я буду называть слово, а вы должны называть его конец, чтобы получилось новое слово:
СМЕХ -
СКОТ -
ЭКРАН -
ОЛЕНЬ -
КЛЕЩ -
МЕЛЬ -
СНАРЯД -
учитель:
- В заключение нашего занятия послушайте шуточные стихи и хором назовите получившееся слово: