Место проведения: Сизябский школьный краеведческий музей.
Ход занятия.
В музее на деревянном столе разложены бытовая утварь, стоит русская печь, хозяйка приходит к детям в ижемском национальном костюме , сарафане.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Коми народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь) Ну ка, сынок Павел, принеси дрова в печь и затопи ее.
2.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
3.Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
4.Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
5.Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(самовар). Вот вам угольки, дети мои, как вы думаете, зачем они? Правильно, для того, чтобы вскипятить самовар. Хозяйка показывает, как это делается.
6.Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(коромысло). А сынок мой Павел, принеси воды с колодца. Павел берет коромысло , прикрепляет ведра и делает круг.
7.Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (чурк).
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
А теперь, пора пойти доить корову. И беру я подойничу и иду в хлев. Вот такое ведро раньше использовали наши прапрабабушки.
Ксюша, подойти к потану, там твоя сестренка плачет. Покачай ее. Вот ребята, смотрите, где раньше спали детки.
А теперь два моих сыночка собрались на рыбалку и на охоту. Посмотрим, что они одену. (Дети одевают лаз, лузан, парку, вонь, и идут на охоту и рыбалку)
Молодцы, вернулись, принесли много рыбы и еще лису! Куда будем солить рыбу? Вот в эту бочку, она называется малинок.
Девочки идут с туесом в ес собирать грибы и ягоды.
Вот таким и играми дети знакомятся с бытовой утварью и одеждой.