kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие Устный журнал «Человек, который любил слова»(Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в форме устного журнала посвященного русскому прозаику, лексикографу, этнографу В.И.Далю

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Устный журнал «Человек, который любил слова»(Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)»

Внеклассное мероприятие


Устный журнал

«Человек, который любил слова»

(Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу

Владимиру Ивановичу Далю)


Цель мероприятия:


 приобретение учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора

«Толкового словаря Живого великорусского языка». 


Образовательные задачи:

расширить читательский кругозор;

обогатить словарный запас учащихся.

Развивающие задачи:

актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах;

совершенствовать умение работать с книгами и словарями;

развивать эмоциональную сферу учащихся.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к родному языку;

осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.

Ход мероприятия:


Вступительное слово учителя:

Человеку под силу многое, или, может быть, 200 лет назад люди были другими… Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное – собирателем «Толкового словаря Живого великорусского языка».

С жизнью и творчеством этого великого человека нам поможет познакомиться устный журнал, страницы которого мы перелистаем сегодня.


Страница 1

Знакомство с великим человеком


Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года.

Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой.

Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование.

В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.


Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Полвека он собирал слова…Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал их.

Во время русско-турецкой войны Даль служил военным врачом и жил среди солдат. Тетрадок и записных книжек у него в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал их в тюки и навьючил им верблюда.

Однажды во время схватки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.

На тетрадки противник не позарился – не велика ценность! А для Даля его записки были дороже золота.


Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.


За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».


В.И. Даль был знаком и дружил с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.


Скончался Даль 4 октября 1872 года.



Страница 2

«Главный день его жизни»


Даль (продолжает): После учебы в Морском кадетском корпусе в марте 1819 года мы были выпущены мичманами, и я был отправлен служить в Николаев.

(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?

Даль: (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?

Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.

Даль: Как это «замолаживает»?

Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.

Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.


Страница 3

«Толковый словарь Живого великорусского языка»


Учитель: Большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки.

Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили, поэтому Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык!

За свой словарь Даль принялся по настоянию Александра Сергеевича Пушкина.

Это было много лет назад, но и сейчас люди пользуются словарем


Сценка

Ира: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей: Да Тамара Михайловна задание дала: написать творческую работу о словаре Даля.

Ира: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь Мудрости!»

Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа: Что может быть интересного в словаре? Обыкновенные слова.

Андрей: Странно. Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира (открывает тетрадь): В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словарик.

Наташа: И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится». (Соль). «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (Печь, огонь, дым).

Ира: Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами

Андрей: Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Ира (смеется): Ну ты даешь! Да кто же этого не знает?

Наташа: Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Андрей: А все-таки?,,

Ира (растягивая слова): Кошка – это домашнее животное.

Андрей: И только?

Наташа: А что же еще?

Андрей: А Даль дает девять толкований слова «кошка». (Открывает книгу) Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира (задумчиво): Да… А что там еще про кошку?

Андрей: Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела». «Знай кошка свое лукошко». «Напала на кошку спесь, не хочет с печки слезть»

Наташа (тоже заглядывая в книгу): Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяясь к ним): А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко». (Андрей и Наташа молчат) Свет. Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Наташа (вместе): Три!

Наташа: Пожалуй, в компьютер нам сегодня не играть. Придется работу переписывать.

Учитель: Ушли дети переписывать творческую работу. А сейчас давайте перевернем следующую страницу нашего журнала.


Страница 4

«Какова выползина!»

Учитель: Страница с таким названием кажется нам очень загадочной. Что такое выползина? Для того, чтобы узнать значение этого слова, нам надо перенестись в зиму 1837 года.

(Появляется Даль)

Даль: С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 года провел в Петербурге. Как всегда, много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.

(Вбегает Пушкин. На ходу сбрасывает накидку)

Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает). Приметы. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать. (Читает следующую запись) Подавая соль, смейся, не то поссоришься. А вот просто слова: медуница, выползина. Выползина… Это что такое?

Даль: Выползиной называют шкуру, которую сбрасывает змея.

Пушкин: Ишь ты!... А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще нескоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..

(Пушкин убегает)

Лиля: Пушкин хотел сказать, что этого сюртука ему «надолго станет». Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837 года, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе».


Учитель: Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их. Рассмотрим простое слово «Лужа». В Костроме она называется «калуга», в Пскове – «лузь», на Севере – «лыва», в Тамбове – «мочажина».

А какие слова вы узнали?

Высказывания детей.


Страница 5

Словесные забавы


Учитель : В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.


Игра: Собери пословицу.

Учитель: Кроме пословиц и поговорок В.И.Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Кто знает скороговорки Даля?

Загадки

Учитель: Оригинальные загадки Даля отгадать вовсе не просто!


Отгадывание загадок.


  1. Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет.

  2. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.

  3. Нос долог, голос звонок.

  4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

  5. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

  6. Утка в море, хвост на заборе.

А это что за загадочная картина?

( Старик –годовик)

Это не просто загадка, а сказка –загадка.


Физминутка


Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Ребята играют, меняют воробья.


Страница 6

«Явление казака Луганского»

Учитель: Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опят горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин. Свои произведения В.Даль начал печатать под псевдонимом « казак Луганский». Сейчас мало кто знает,

что первая сказка нашего детства "Курочка Ряба" принадлежит сказочнику Казаку Луганскому .


В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.


Учитель: Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные, и мы сейчас с вами в этом убедимся.

Инсценировка сказок:

1. «Желтая коломенская репка»

«Коломенская желтая репка»

Действующие лица:

Сказочница, Старик, Старуха, Внучка, собачка Жучка, Сосед.

Картина первая

Комната в деревенской избе. В центре комнаты за столом сидят Старик, Старуха и Внучка.

Сказочница: Жили –были старик со старухой, да третья – внучка.

Старик: Вот уже и снег стаял. Весна пришла.

Старуха: Пора огород копать.

Старуха: Вестимо , пора. Наточу-ка я заступ (лопату) и пойду в огород.

Картина вторая

Огород.

Старик: Уж как я хорошо огород вскопал! Копал, копал, всю землю по комочку перебрал. Вспушил гряды на диво.

Старуха: И то верно – хороши гряды! Посею-ка я репу. (Сеет репу)

Картина третья

Огород. На грядке появилась репа.

Старик: Вот так репа у нас взошла-выросла! Зелена, кудрява, ботва стелется по земле, а под землею дуется-наливается желтая репа. Вверх прет, из земли лезет.

Сосед: Экая репа! Хорош урожай!

Старуха: Будет нам что постом печь да парить!

Внучка: (хлопает в ладошки) Вкусная будет репка!

Картина четвертая

Огород, спустя некоторое время.

Сказочница: Вот пришел Успенский пост, что Госпоженками зовут, захотелось дедушке поесть репки –паренки. Пошел в огород, захватил репу за ботву и ну тянуть; тянет, потянет, вытянуть не может.

Старик: (тянет репу, вздыхает) Видно, одному мне не вытянуть. Эй, старуха, помоги-ка мне!

Сказочница: Пришла старуха. Схватилась за дедушку и ну тянуть; тянут, потянут вдвоем, вытянуть репки не могут. (Старик и Старуха тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

Старуха: Внученька, помоги нам!

Сказочница: Прибежала внучка, схватилась за бабушку и ну втроем тянуть; они репку тянут, потянут, а вытянуть не могут.(Старик , Старуха  и Внучка тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

Внучка: Жучка, Жучка, помоги нам!

Сказочница: Прибежала дворняжка Жучка, уцепилась за внучку, и все сам – четверт тянут, а репки вытянуть не могут!

Сказочница: Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост. (Старик , Старуха ,   Внучка и Жучка тянут репку. Сосед поглядывает через плетень)

Старик: тяжело дышит, утирает пот со лба.

Старуха: кашляет, обмахивается платком.

Внучка: плачет.

Жучка: лает.

Сказочница: Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост, Жучка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку; тянут, потянут, а вытянуть не могут!(Все тянут репку, ботва обрывается, все падают).

Старуха: Ах!

Старик: Ох!

Внучка: плачет.

Жучка: лает.

Сосед: потирает затылок.

Сказочница: А репка, как ни в чем не бывало, сидит в земле!

Сосед: Эх, дедушка, борода выросла, а ума не вынесла; давай заступ, выковырнем ее из земли!

Сказочница: Тут и Старик со Старухой догадались, схватились за заступ; обрыли репу, вынули, отрясли.

Старик: копает заступом вокруг репки.

Старуха и Внучка вынимают репку из земли.

Старуха: Вот так репа! Ни в один горшок не влезет! Как быть?

Внучка: А посадим ее на сковороду, да испечем в печи.

Картина пятая

Комната в избе. В центре комнаты за столом сидят Старик, Старуха, Внучка, Сосед. На столе репа. Жучка сидит под лавкой.

Старик: (ест репу) Ох, и вкусна репка!

Старуха: Кушай, соседушка, кушай на здоровье!

Сосед: Спасибо, хозяюшка!

Внучка: А кожурки Жучке дадим! (Бросает Жучке кожурки от репки).

Сказочница: Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя!


2. «Война грибов и ягод»

Кранным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины.
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб – боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается.
“Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая, - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!”
Задумал - загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать:
-Идите вы, волнушки, ступайте на войну!
Отказались волнушки:
-Мы все старые старушки, не повинны на войну.
-Идите вы, опенки!
Отказались опенки:
-У нас ноги больно тонки, не пойдем на войну.
-Эй, вы, сморчки!- крикнул гриб-боровик.
-Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки, говорят:
-Мы старички, уж куда нам на войну! Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
-Грузди, вы – ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками:
-Мы – грузди, братья дружны, мы идем с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается.
“Ну, быть беде”, - думает зеленая травка.
А на ту пору пришла в лес с коробом тетка Варвара – широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподрят брать, да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки – в кадушки, опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки, груздки – в кузовки, а наибольший гриб – боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодой воевать.

Страница 7

Проверь себя

1. Где родился Даль?

2. Какими профессиями владел Даль?

3. Назовите псевдоним Даля.

4. Как называется главный труд всей жизни Даля?

5. Назовите сказки д.

6. Что завещал Пушкин Далю?

7. Какие учебники написал Даль?

Учитель: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу «Толковый словарь Живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который любил слова.


Рефлексия.

- Поставьте магнитик на лесенку знаний.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Шубина Елена Владимировна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства