Внеклассное мероприятие «Страна Порядка» в 1-4 классах по профилактике правонарушений и преступлений.
Внеклассное мероприятие «Страна Порядка» в 1-4 классах по профилактике правонарушений и преступлений.
Внеклассное мероприятие
«Страна Порядка» в 1-4 классах
по профилактике правонарушений и преступлений.
Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.
Задачи:
• образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.
• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.
Оборудование: раздаточный материал (пазлы сердца, пословицы, сигнальные кружки: зелёный, жёлтый, красный, ведёрки, кубики, кегли), нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, проектор, мультимедийная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.
Задачи:
•образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.
• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.
Оборудование: раздаточный материал (пазлы сердца, пословицы, сигнальные кружки: зелёный, жёлтый, красный, ведёрки, кубики, кегли), нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, проектор, мультимедийная презентация.
Ход внеклассного мероприятия.
I. Организационный этап
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, педагоги. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу.
Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.
II. Введение в тему
Учитель: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд. СЛАЙД 2 ОТВЕТЫ по щелчку
1. Этим словом называется отдых, перерыв между уроками. (Перемена)
2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок)
3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово)
5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба)
п
е
р
е
м
е
н
а
у
р
о
к
к
н
и
г
а
с
л
о
в
о
д
р
у
ж
б
а
- Какое слово мы получили по вертикали, прочитаем его вслух.
Дети (читают): Права.
III. Основная часть
1. Станция «Страна правовых знаний» СЛАЙД 3
Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную «Страну Порядка». Первая остановка «Страна Правовых знаний».
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?
Дети: Жители стали жить по законам.
- Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни.
- За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: СЛАЙД 4
А – административная по щелчку
Г – гражданско-правовая по щелчку
У – уголовная по щелчку
Д – дисциплинарная по щелчку
К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом (убийство, грабёж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
- За любое противозаконное действие наступает ответственность.
*Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды нарушений:СЛАЙД 5 каждый по щелчку
1. Порвал учебник (Г) – порча школьного имущества, за него уплата ущерба.
2. Избил человека (У) - за злостное хулиганство, уголовная ответственность, в виде штрафа или лишения свободы.
3. Нецензурно выражался в общественном месте. (А) – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф.
1. Переходил дорогу в неположенном месте. (А) - нарушение правил дорожного движения, и за него предусмотрен штраф.
2. Разбил мячом окно. (Г) – порча чужого имущества, за него возмещение вреда.
3. Совершил кражу мобильного телефона.(У) - мелкие хищения, уголовная ответственность, в виде штрафа или лишения свободы.
- В случае нарушений законов вы окажитесь у опасной черты.
На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте и мы с вами немного отдохнём, вспомним некоторые из них и в шуточной форме повторим права человека, посмотрим на них глазами юриста.
Вспомните сказки (на слайде)
Викторина «Какие права литературных героев нарушены»СЛАЙД 6
- Будьте внимательны. (по очереди командам)
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? СЛАЙД 7
(Варианты: «Колобок»; «Три поросёнка).
2. У какой героини нарушено право на отдых и досУг? СЛАЙД 8
(Варианты: «Дюймовочка», «Золушка»).
3. Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребёнком? СЛАЙД 9
4. В какой сказке нарушено право на жизнь и здоровье? СЛАЙД 10
(Варианты: «Сказка о царе Салтане…», «Теремок»).
СЛАЙД 11 (пустой)
Собрать пословицу (выдаются разрезанные пословицы) (по 2 человека)
Двум командам собрать пословицу и объяснить её смысл.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Значение: от человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему в чём-либо.
Правду как не прячь, она наружу выйдет.
Значение: означает, что даже если человек пытается скрыть правду, она всё равно раскроется.
2. Станция «Азбука дорожных знаков»
Мы с вами продолжаем путешествие и отправляемся на станцию «Азбука дорожных знаков». СЛАЙД 12
- Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Поэтому, только знание и соблюдение правил дорожного движения позволяет вам правильно вести себя на улице.
Игра на внимание «Красный. Жёлтый. Зелёный». (все на месте)
Я буду показывать вам сигналы светофора. Если красный – вам нужно стоять на месте, жёлтый – хлопать в ладоши, зелёный – ходьба на месте.
- Ребята, как вы считаете, выполнение правил дорожного движения – это хорошая привычка?
- Привычки могут только полезными или бывают и вредными?
- Какие вредные привычки вы знаете?
(Дети называют вредные привычки)
А сейчас я вам предлагаю найти 6 правонарушений. СЛАЙД 13(все на месте)
Ответы:
1. продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетнему лицу, 2. продажа алкоголя в ночное время, 3. ношение оружия лицом, не имеющим соответствующего права, 4. вход в продуктовый магазин с собакой, 5. собаку ведут в общественном месте без намордника и поводка, 6. отсутствует касс.
3. Станция «Спортивная»СЛАЙД 14
Эстафета «Золушка» ( по 5 человек)
На противоположном конце площадки чертят по четыре круга. Первым игрокам вручают по ведёрку с кубиками. По сигналу дети бегут и раскладывают все кубики по одному в кружок и пустое ведро передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают кубики из первого кружка и передают ведёрки следующему игроку и т. д. пока не соберут все кубики.
Эстафета «Передача Олимпийского огня» (по 6 человек)
Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперёд, обегают кеглю и, вернувшись, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав кеглю, передаёт флажок третьему и т. д. По окончании эстафеты капитан поднимает флажок верх.
4. Станция «Интеллектуальная»СЛАЙД 15
«Сердце доброты» ( 3 человека)
Учитель: А сейчас я предлагаю сложить «пазлы» и собрать сердце доброты.
(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)
- Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам своё тепло, желать добра и помогать в учёбе.
«Угадай-ка, без слов». (по 1 человеку) СЛАЙД 16 (пустой)
Изобразите, не прибегая к помощи слов, следующую ситуацию или персонаж.
Дети изображают ситуации.
Курят и выпивают в общественных местах. СЛАЙД 17
Мальчики играли во дворе в мяч и разбили окно соседа.СЛАЙД 18
СЛАЙД 19 (пустой)
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.
Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон.
- Но откуда, же люди могут узнать о своих правах? Где мы можем найти эту информацию? (ответы детей) СЛАЙД 20
Существуют специальные документы, где прописаны права ребёнка. Именно они и являются нашими помощниками в таких ситуациях.
И в заключении нашего мероприятия, я хочу вам раздать памятки «Права и обязанности учащихся».
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка СЛАЙД 21
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ученик имеет право:
Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей.
Право быть выслушанным.
Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно - воспитательного процесса.
Право на свободу мысли, совести и религии.
Право на уважение человеческого достоинства.
Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы.
Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
Право обращаться к уполномоченному по правам участников
образовательного процесса.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Обязанности ученика:
добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.