Расширять знания детей о дружбе; развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Формировать навыки конструктивного взаимодействия в группе; навыки сотрудничества.
Прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу, умение дружить и ценить дружбу.
Ход занятия
I.Организационный момент, психологический настрой
- Здравствуйте, ребята! Когда мы встречаемся и говорим: «Здравствуй», мы желаем друг другу здоровья, удачи и хорошего настроения.
- Поэтому сейчас повернитесь к соседу по парте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе хорошего настроения!». (Ребята говорят друг другу пожелания.)
- Хорошо!
II. Сообщение темы и цели занятия
-Сегодня мы затронем очень важную, жизненно-оправданную тему – тему дружбы.
- Тема нашего занятия – «Что такое дружба?»
- Сегодня на занятии, мы с вами составим правила дружбы классного коллектива, а также повторим, что такое дружба и какими качествами должен обладать настоящий друг. Зная эти правила, вы сможете добиваться успехов во всех делах.
На занятии вы будете выполнять задания в группах, по парам, по одному, играть в игры, отвечать на вопросы.
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света»
- Чем похожи дружба и солнце?
- Правильно, дружба, как и солнце дарит свет, радость!
Сегодня, я предлагаю зажечь наше солнышко дружбы.
Помогут зажечь солнышко дружбы - лучики, которые будут получать те, кто будет давать правильные и полные ответы, соблюдать правила игры и правила поведения.
III. Основная часть.
1. Вступительная беседа
- Дополните предложения:
- Друг – это тот, кто…
- С другом я часто…
- Я дружу с…, потому что…
-Молодцы. А сейчас с помощью толкового словаря Ожегова определим понятие слова «дружба».
- Дружба- это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общих интересах.
2. Работа с карточками «Лучики дружбы» (индивидуальная работа)
- А сейчас давайте подумаем, какими качествами должен обладать друг.
У вас на столах лежат лучики, на которых написаны разные человеческие качества. Прочитайте их внимательно и выберете только те, которые подходят для друга (качества: жадный, ленивый, грубый, обманщик, ябеда, отзывчивый, честный, трудолюбивый, злой, добрый, ответственный, хитрый, справедливый, взаимовыручка, сострадание)
Задание выполняется индивидуально.
Кто уже выполнил? Проверьте друг у друга.
А теперь давайте проверим вместе
- Итак, какими же качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? Прочитайте.
- Хорошо! Я вижу, что вы знаете, каким должен быть настоящий друг!
Мы выяснили, каким должен быть настоящий друг: честным, добрым, внимательным, отзывчивым.(Раздаю лучики)
- А что нужно делать для того, чтобы дружным был весь класс? (нужно уметь правильно дружить).
3. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением (по рассказу В. Осеевой “До первого дождя”).
- Ребята, сейчас вам нужно посмотреть мультфильм и подумать, можно ли назвать девочек подругами?
- Как вы думаете, можно ли назвать девочек подругами?
- Как повела себя Оля по отношению к Тане?
- Может ли настоящий друг быть жадным?
- Правильно – настоящий друг никогда не должен жадничать.
И еще по одному лучикуя дам вам, за правильные и полные ответы.
Я тоже не буду жадничать и раздам вам всем по ладошке дружбы.
4. Упражнение «Карандаши» - Есть еще очень важное качество, необходимое для дружбы - это сотрудничество.
- Кто знает, что такое сотрудничество?
Сотрудничать – это значит вместе делать сложное дело, которое одному не под силу.
Давайте еще поиграем и попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Я прошу вас взять карандаши, выйти в центр класса и выбрать себе пару. Встаньте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Вам нужно постараться удержать карандаши, прижав их подушечками указательных пальцев, стоя напротив друг друга.
- Хорошо!
- Теперь не выпуская карандаши, давайте подвигаем руками вверх-вниз, вперед-назад.
- Это было подготовительное упражнение.
Теперь давайте встанем в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать карандаши между подушечками указательных пальцев. Теперь, все вместе, не выпуская карандашей выполняем мои команды:
- поднять руки, опустить их;
- сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
- наклониться вперед, назад, выпрямиться;
- присесть, встать)
- Трудно ли было выполнять задание? Почему?
- Как должен выполнять действия каждый участник, чтобы карандаши не падали? (одновременно, с одинаковой скоростью, подстраиваясь под товарища).
-Очень непростое было задание, верно? И для того, чтобы справиться с ним
вы должны были действовать вместе, дружно, сообща!
Это и есть сотрудничество, которое является важнейшим правилом дружбы в классе.
- Вы хорошо справились с заданием, видно, что вы очень старались. Но удержать карандаши удалось тем, кто внимательно слушал задание и соблюдал правило игры. Раздаю лучики.
5. Упражнение «Какой ты молодец!»
- А сейчас давайте снова замкнем наш круг.
Повернемся к соседу справа, погладим его по голове и скажем: «Какой ты молодец!»
Повернемся к соседу слева и сделаем тоже самое.
Вам приятно было, когда вас хвалят?
А что вы чувствуете, когда хвалите друга?
Поэтому не забывайте следующее правило нашей дружбы: хвалить друг друга!
Я тоже хочу похвалить вас за то как вы хвалили друг друга и вручаю всем по солнечному лучику.
III. Заключительная часть
- А сейчас посчитайте каждый свои лучики.
Поднимите руку те, у кого 5 лучиков и больше – сегодня вы работали отлично, соблюдали правила при выполнении заданий.
Поднимите руку те, у кого 4 лучика – вы хорошо поработали, старались отвечать правильно, выполняли задания.
А те, кто набрал 3 лучика должны стремиться работать лучше на следующем занятии.
- А теперь, возьмите каждый свои лучики и приклейте их на солнышко. Посмотрите какое у нас получилось большое, яркое солнышко дружбы.
Итак, чем мы сегодня занимались на занятии?
Рефлексия.
Сегодня при выполнении заданий вы дружно работали, поддерживали друг друга, учились ценить дружбу.
Я желаю вам быть всегда дружными, доверяйте друг другу, поддерживайте друг друга в трудную минуту, будьте честными. Берегите дружбу!