Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "О вреде лжи и обмана"»
Классный час: «О вреде лжи и обмана».
Цель: формирование представлений у школьников добре и зле и ответственности человека за содеянное.Объяснить истинное понятие слова «честность».
Задачи:
Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Организационный момент.
Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность. ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о честности. – А Что значит быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду – значит быть честным. Честность –важнейшее качество человека. Из толкового словаря можно узнать, что честность-это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту, правдивость), надежность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.)
.Скажите мне, ребята, только честно: кто из вас говорил родителям или учителям неправду? Или, может быть, ваши знакомые вам рассказывали о таких случаях?
(Рассказы детей. Ведущий коротко подводит итог сказанному.)
У многих народов в давние времена были свои правила, по которым определяли честность.В Древней Руси, например,человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой.Для этого вели к реке и бросали в воду. Если человек начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили и он не виновен. Если же выплывал , то считалось, что вода не принимает подозреваемого и он виновен.Так и появилось выражение «вывести на чистую воду», то есть узнать, виновен или нет.
Послушайте притчу. Что же такое притча? Кто скажет? (Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча – небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. )
Персидская притча
Потерял богач кошелёк, где было двести золотых монет, и поклялся: «Кто найдёт кошелёк — получит ровно половину монет». Один из его слуг нашёл кошелёк и вернул ему. А богач был очень жадный, он сразу же позабыл о своём обещании и не захотел дать своему слуге сто золотых. Чтобы отделаться от него, он сказал слуге:
— Кроме этих золотых монет в кошельке был драгоценный камень. Верни его, и получишь свою долю.
Пошёл слуга к судье и рассказал ему всё как было. Судья пригласил обоих в суд.
— Ты говоришь, что у тебя в кошельке было двести золотых и драгоценный камень, — сказал судья богатому, — а в этом кошельке нет камня, значит, это не твой кошелёк. Отдай его слуге, пока не найдётся хозяин. А ты продолжай кричать, что потерял кошелёк с двумястами золотыми и драгоценным камнем. Может быть, он найдётся.
Тогда, не говоря ни слова, богатый отдал слуге сто золотых, да ещё заплатил десять золотых штрафа.
Как вы оцениваете поступок богача?
Как вы оцениваете поступок судьи?
Прав-ли судья?
Чтобы сделали вы будь на месте «слуги», «судьи»?
-Ребята, а нужно-ли человеку быть честным?
-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
Но бывают ли исключения из правил? Когда же можно соврать?(ответы детей)
Все зависит от конкретной ситуации. Если бабушка что-то приготовила, но еда оказалась невкусной, сказать ей об этом-значит обидеть, в таком случаи лучше промолчать. А если она спросит? Тогда надо ответить тактично: «Что-то у меня сегодня нет аппетита , наверное, поэтому еда не очень нравится.» Бабушка конечно же поймет и не обидется.
Доброта — одно из лучших качеств человека. Не зря добро в сказках всегда побеждает зло. С древних времен русский народ был уверен в силе доброты и посвятил этой теме много пословиц и поговорок. Рядом с добром всегда стоят честность и справедливость, любовь и дружба. Добрые дела и поступки может совершать каждый из нас, важно развивать в подрастающем поколении это стремление. А помогут нам в этом пословицы про доброту: Добро делать спешить надобно.
Доброе дело без награды не останется.
Добрее дело говорится смело.
Доброе дело два века живет.
Доброе дело крепко.
Доброе дело питает и разум и тело.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброму везде добро.
Доброму добрая память.
Доброму Савве добрая и слава.
Доброму человеку помочь — не убыток.
Доброта без разума пуста.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добрый конец всему делу венец.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрым добрая и слава.
Добро сеять — добро и пожинать.
Добро творить — себя веселить.
Добродетель вознаграждается.
Доброе дело не опоздано.
За добро добром и платят.
Кто, сделав добро, попрекает, тот цену ему умаляет.
От добра добра не ищут.
Истинное добро всегда просто.
Про доброе дело ласточка пела.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело песней звенело.
За доброе дело не грех и постоять.
Доброе дело – и словно солнышко пригрело.
На доброе дело солнышко глядело.
Доброе дело на завтра не откладывай.
Дело мастера боится.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
ПОСЛОВИЦЫ НА ТЕМУ ЧЕСТНОСТЬ, ДОБРОТА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ
О доброте и честности:
Добрый и честный человек — сила нашего сердца.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
Честное дело не таится.
За честное обхождение – доверие и уважение.
Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.
Честно величать, так на пороге встречать.
Будь хоть каналья, только б честный человек.
Честность всего дороже.
Честные глаза вбок не глядят.
Счастье родителей − честность и трудолюбие детей.
Честный мирит, а плут драку сеет.
Честному мужу честен и поклон.
Честно поднес под самый нос.
Будь гол, да не вор, а беден, да честен.
Не по нраву? Зато честно.
О справедливости:
Где справедливость, там и правда.
Сила дружбы в справедливости.
В чужом деле каждый любит справедливость.
Справедливое слово камень раздробит.
Где говорят деньги, там спит справедливость.
Где справедливость, там и правда.
Молчащий в правом деле подобен кричащему в деле несправедливом.
Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Зла за зло не воздавай.
Каков привет, таков ответ.
По Сеньке шапка.
Кто плут, для того сделан кнут.
Око за око, зуб за зуб.
Не зато волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Не бей Фому за Еремину вину.
По работе и плата.
Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит.
Наставляя своих детей, родители желают им «жить по совести, честно, без обмана, «честно исполнять свой долг». Ведь семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни. Благодаря тому, что в нашей семье царит всегда мир и покой, взаимопонимание, уважение и почет к каждому — мы стоим твердо на ногах и уверены в завтрашнем дне. Надо любить и уважать, уважать своих родителей — не причинять им боли и стыда своим поведением. Семья – это моя опора. Семья – это моя крепость. Честность очень нужна в каждой семье, так как делает ее крепкой и счастливой. Честность нужна по отношению к правилам и законам. Семья может быть крепкой-только когда отношения между ее членами будет основываться на честности и искренности.
Послушайте стихи:(дети читают стихи)
Не хочу я маме врать!
Я посуду утром мыла.
Стала чашку вытирать
И нечаянно разбила.
Как же маме рассказать?
Может, я скажу сначала,
Что сама она упала,
Да еще пожму плечом
Я, мол, вовсе ни причем.
Или все свалю на Вовку.
Будто Вовка чай просил,
Но такой, уж, он не ловкий:
Чашку на пол уронил!
Нет, скажу наоборот,
Что расквасил чашку кот.
Непослушный Мурзик был.
Прыгал, прыгал и разбил.
Хороши мои уловки,
Только совесть не молчит.
Вдруг коту иль брату Вовке
Из-за этого влетит.
Целый день хожу и маюсь:
Что про чашку рассказать?!
Врать бессовестно – стесняюсь.
Лучше я во всем признаюсь!
Не хочу я маме врать!
(Т. Дубовская)
Кто разбил большую вазу?
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я ещё поколебался
С полминуты — и признался.
(А. Кушнер)
Рефлексия : Ребята вам понравился наш урок? Оцените урок смайликами, которые лежат у вас на столе. Спасибо вам за честность, искренность. Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!