Ознакомление учащихся с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры.
Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям.
Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Развивать совместную творческую активность учащихся и родителей.
Форма проведения: конкурс -соревнование.
Оборудование: Презентация " Картошка-кормилица", чугунок с печеной картошкой, рогач; блюда из картофеля, макет русской печи; записи песен о картошке; стенгазета с рецептами блюд из картофеля.
Творческое задание:
Собрать “бабушкины рецепты” по приготовлению блюд из картофеля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Картошка - кормилица"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Негинская средняя общеобразовательная школа"
Подготовила : Е. В. Васильева
Цели:
Ознакомление учащихся с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры.
Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям.
Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Развивать совместную творческую активность учащихся и родителей.
Форма проведения: конкурс -соревнование.
Оборудование: Презентация " Картошка-кормилица", чугунок с печеной картошкой, рогач; блюда из картофеля, макет русской печи; записи песен о картошке; стенгазета с рецептами блюд из картофеля.
Творческое задание:
Собрать “бабушкины рецепты” по приготовлению блюд из картофеля.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1 Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей она пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная….. (Слайд1)
Ведущий 2 Ребята, вы уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке. Да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит в каждую семью каждый день. Пожалуй, нет такого продукта, кроме картофеля, из которого можно было бы приготовить столько вкусных и по полезных блюд! Недаром картофель называют в народе вторым хлебом, его (младшим братом). О нем сложены песни, сказки, даже танец белорусский называется "Бульба". (Слайд2)
Картофель-то – иностранец, и родился он в Южной Америке. Около 14 тысяч лет назад южноамериканские индейцы вовсю уплетали вкусную картошечку Ведущий 1 Мы уже не представляем себе, как мы можем обходиться без картофеля. А ведь были когда-то времена, лет 500 назад, когда люди не ели картошку, питались кашей да щами из капусты. (слайд 3)
Ведущий 2 Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. А называли очень уважительно – ПАПА!( Слайд4)
Ведущий 1 Но вот корабли Христофора Колумба причалили к незнакомой земле. Открыв Америку, отважный мореплаватель привез на родину, в Испанию, много диковинных растений. Среди них была и картошка, индейская папа…(Слайд 5)
А что делать с ней – не рассказал, не знал, наверное. Сперва картошка была доступна только богатым и знатным вельможам. Её выращивали в ботанических садах, и не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. (Слайд6)
Ведущий 2 Один английский богач решил угостить друзей заморской диковинкой, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, собрали с кустов зеленые шарики, которые образуются после цветения. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола…и долго считался картофель ядовитым растением. (Слайд7)
Ведущий 1 Так бы никто и не узнал настоящего предназначения картофеля, если бы один умный человек не решил выкопать клубни и сварить их. Когда он попробовал на вкус новое блюдо, его восторгу не было конца.
И картофель стал постепенно распространяться по всей Европе.
А вот в России картофель появился благодаря Петру I. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка -“Чёртово яблоко”, что сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь, на каторгу. Давайте заглянем в прошлое, и посмотрим, как это было…(Слайд 8)
СЦЕНКА (Слайд 9)
Инсценировка: Сидят за столом дед и бабка, едят пшённую кашу, да нахваливают.
Вдруг раздаётся стук в дверь. Молодой солдат вносит в избу мешок с картофелем и зачитывает указ:
- Государь- император Пётр Алексеевич приказал, есть сей продукт утром,
днём и вечером. 1 Кто ослушается сего приказа, того сослать на каторгу,
со всем семейством!
Дед: - что же за времена настали: трубку кури – лёгкие уже отваливаются,
кофеёк пей – горечь невыносимая, да и сердечко от него пошаливает...
а тут ещё целым мешком коричневого гороха принесли, естьзаставляют.
Пробует на зуб. - Фу, какая гадость
Бабка причитывает: ешь, дед, ешь! Я на каторгу не хочу!
Дед: давай мне помогай...
Вместе грызут картофель, да приговаривают: то ли дело наша репка: желтая, красивая, сладкая… А капустка - то хороша! Зачем нам этот горох!
Тут бабка и говорит: послушай, дед, а не отварить ли нам сей продукт в чугунке?
Берет чугунок, набирает картошку и ставит на печку.
Затем выносит картофель горячий, очищает шкурку, а там…
Дед: дай – ка, бабка, подсолю, вкуснотища – то какая. Ну – ка, неси сюда огурчики соленые, будем их вместе с этой картошкой есть!
Ай – да император, ай – да молодец, какую вкуснотищу из Голландии прислал!
Ведущий: Вот так и стал картофель одним из самых популярных продуктов на земном шаре. Каждую осень люди собирают новый урожай картофеля, своего любимого овоща.
Учитель:Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.
Дети делятся на две команды:"Обжорка" и "Капитошка"
Учитель: Чтоб картошку собрать, её надо посадить.
Конкурс 1 “Посади картошку” (Слайд10)
Для каждой команды: 6 маленьких кружков – лунки, ведерки с картошкой.. От команды по 6 человек :
Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.
Конкурс 2 "Нарисуй вредителя"
(Нарисовать колорадского жука с закрытыми глазами)
Конкурс 3 "А ну – ка, собери!
Соберем 2 команды. Два стула в разных концах зала. Один стул – погреб, другой – огород, на нем 10 картошин. Чья команда быстрее соберет картофель в погреб. Один участник может взять 1 клубень.
Частушки про картошку (Слайд11)
Лучше песен про картошку
В мире не было и нет,
Мы споем вам про картошку,
А вы хлопайте в ответ.
Мы картошечку сажали
В огороде, у ворот.
Зацвели на ней цветочки,
Пусть любуется народ.
Ох, картошка, ты картошка,
Наша русская душа,
Твои "глазки" так прекрасны
И на вкус ты хороша!
Без картошки стол пустой
Хоть и полон колбасой
Буду вечер голодать
Коль картошки не видать.
Полюбила я Алёшку
Не за чуб и красоту,
А за то, что ест картошку
Вечером и поутру.
В гости к нам пришёл сосед
Квас принёс нам на обед.
Наварили мы картошки,
И наелися окрошки.
Я картошку утром ела,
Так старалась, так пыхтела,
Что картошка – на бровях,
На носу и на ушах.
8. Папе я не понарошку
Помогал копать картошку:
Полведра – мой ценный вклад,
Не картошка – просто клад!
9. Мы собрали урожай,
Радовались очень.
Не ленись, весной сажай-
Будешь сытым точно!
10. Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
Все равно мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Конкурс 4 "Составить пословицу".
(Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.)
1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
4. Без труда картошка не родится никогда.
5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.
6. Картошка поспела- берись за дело.
Учитель: А герой какой песенки очень любил есть картошку, но совсем не любил её копать? – Антошка.
7. Конкурс 5"Антошка"
Каждая команда выбирает самого артистичного участника, он и будет Антошкой. Куплет поём все вместе, а припев – Антошки. У кого лучше получится, тот и победил.
Конкурс 6 "Попади картошкой в цель" (в чугунок).
Конкурс 7 "Танец с картошкой”.
Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. .
Учитель:. Вот и подошел к концу наш праздник картофеля. Вы пели песни, играли, узнали много нового и интересного о такой знакомой и замечательной картошке.
Учитель: А теперь викторина "Что вы знаете о картофеле."
Викторина А теперь викторина "Что ты знаешь о картошке?". 1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.) 2. Откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.) 3.Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.) 4. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.) 5. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)
6. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)
7.Где первый раз человек варил картофель ? (на огне)
8. Какую часть картофеля мы используем в пищу ? (клубни)