занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
Общедидактическая цель:
выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
способствовать объедению учащихся разных возрастных групп (учащиеся первых и третьих классов).
Оборудование занятия:
Для учителя:
Ноутбук, экран, проектор.
Записи инструментальной музыки. Костюмы сказочных героев.
Оформление доски:
две корзинки с прорезями,
картинки гнома и эльфа,
жетоны,
рисунки-отгадки сказочных персонажей.
Зал оформлен рисунками детей – иллюстрациями к сказкам.
Для учащихся:
листы бумаги формата А3;
цветные мелки.
Условия игры:
В игре принимают участие две команды (Эльфы и Гномы). За правильные ответы выдаются жетоны (цветы). Победитель определяется по количеству жетонов.
Ход занятия
1. Организационный этап
Звучит музыка. 1-ый ведущий заводит детей (первоклассников) в зал в малый круг, 2-ой ведущий заводит детей (третьеклассников) в большой круг.
1-ый ведущий: “Здравствуйте, дети! Посмотрите, как красиво сегодня в зале. Вы пришли на игру-викторину “Хоровод сказок”.
Предложить детям по порядку рассчитаться на гномов и эльфов.
2-ой ведущий: “Ребята, вы знаете, кто такие гномы и эльфы?” Ответы детей.
Эльфы – это духи леса, которые помогают человеку.
Гномы – это подземные жители, хранители кладов.
Таким образом, получилось две команды. Каждая команда занимает в зале свои места.
Разминка.
1-ый ведущий: “Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто же они? Вы сейчас отгадаете.” Ведущий загадывает детям загадки и, отгадав каждую из них – вывешивает нарисованного сказочного героя на доску.
Маленькая девочка весело бежит по тропинке к домику, что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей отнести корзиночку, посланную к ней. (Красная шапочка)
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Он, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино)
Чуть женой крота не стала И усатого жука, Вместе с ласточкой летала Высоко под облака. (Дюймовочка)
Рыжая плутовка, хитрая воровка. Курочку стащила, к норе засеменила. Ждут её ребята, рыжие лисята. А как зовут маму-красу? Узнаёте вы…..лису?
И на мачеху стирала, и горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка)
1-ый ведущий: “Молодцы! Всех сказочных героев отгадали!”
2-ой ведущий: “Игра-викторина начинается”
1 тур “Чей это портрет?”
2-ой ведущий предлагает командам по очереди отгадать портрет сказочного героя по описанию.
Он и весел и не злобен, этот милый чудачёк С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель – пятачок. Для него прогулка – праздник и на мёд особый нюх Это плюшевый проказник - медвежонок ……… (Винни-Пух)
Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева)
Странный неопознанный объект напоминающий бочонок летает над Стокгольмом. Он издает звуки, похожие на гул самолета. “Мужчина в самом расцвете сил…” (Карлсон)
Стоит она в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, На ногах красные сапожки, перед нею усердные слуги; Она бьет их, за чупрун таскает. (старуха)
Скрипит зубами, водит носом, И русский дух не переносит. Старуха с костяной ногой зовется …... (Бабою-Ягой)
2 тур “Угадай сказку”
1-ый ведущий предлагает командам угадать – из какой сказки эти слова?
2-ой ведущий каждой команде даёт карточку, на которой необходимо подчеркнуть фамилию автора каждого литературного произведения.
4 тур “Сказочный наряд”
1-ый ведущий предлагает командам построиться в две колонны. Выбирается по одному участнику от команды, которого будут наряжать. Он становится напротив своей команды на другом конце зала. Посередине в общей куче лежат костюмы сказочных героев (принцессы и бабы-яги и др.).
По сигналу под музыку командам предлагается нарядить своих участников, подбегая по одному.
Оценивается скорость и оригинальность наряда.
5 тур “Кроссворд”
2-ой ведущий предлагает участникам игры отгадать сказочный кроссворд: “Ребята, вам надо вспомнить сказки и сказочные слова из них, и помочь мне – я начинаю, а вы дополняете”. Команды отгадывают слова по очереди.
Гусли - … (самогуды)
Сапоги - … (скороходы)
Лягушка - … (квакушка)
Коза - … (дереза)
Ковёр - … (самолёт)
Лисичка - … (сестричка)
Конёк - … (горбунок)
Шапка - … (невидимка)
Скатерть - … (самобранка)
2-ой ведущий: “Ребята, найдите главное слово. Что у нас получилось? Правильно – СКАЗОЧНИК! Молодцы! Значит, все слова в кроссворде отгаданы правильно!”
6 тур “Зимние сказки”
1-ый ведущий предлагает командам вспомнить и угадать название сказки о зиме.
1.
- “Тепло ли тебе, красавица?” Не хочется Насте старика огорчать: - “Тепло, тепло, батюшка”, - шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает… (Морозко)
2.
Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается…(По щучьему велению)
3.
Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: “Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)
4. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её. (Снежная королева)
5. Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку. (Снегурочка) 6. Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик…седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой. (Мороз Иванович)
7.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все 12 месяцев сразу. (12 месяцев)
Театральная пауза.
Командам предлагается отдохнуть и посмотреть сценку по русской народной сказке “Как старик корову продавал”, приготовленную третьеклассниками заранее.
7 тур “Отгадай название”
1-ый ведущий каждой команде даёт карточку, где записаны названия новогодних и зимних сказок без гласных букв. Командам надо угадать правильные названия.
СНГРЧК
МРЗК
СНЖН КРЛВ
ЩЛКНЧК
МРЗ ВНВЧ
ДВНДЦТЬ МСЦВ
ДВЧК С СПЧКМ
8 тур “Блиц-конкурс”
2-ой ведущий предлагает командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)
Сказочная героиня ,владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука)
Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)
Подруга семи гномов. (Белоснежка)
Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку. (Хрусталь)
Предмет гордости Карабаса – Барабас. (Борода)
Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Ол-Лукойе)
Имя поросёнка в сказке “Вини-Пух”. (Пятачок)
Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)
Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)
Транспорт Бабы Яги. (Ступа)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)
Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)
Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)
Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)
Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)
Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)
Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)
Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Стари Хоттабыч)
Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения? (Горошина)
Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)
То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
1-ый ведущий: “Вот и подошла наша игра к концу. Пока жюри будет подсчитывать количество жетонов, и выбирать победителя – вам предлагается порисовать”.
Рисовальная пауза “Колобок на новый лад”
1-ый ведущий предлагает детям разбиться на пары – третьеклассник и первоклассник. Каждая пара подходит к ведущему и вытягивает листочек с заданием, берёт один на двоих лист А3 и цветные мелки. Пары выбирают себе место на полу и сидя или лёжа рисуют задание. Время на выполнение – 10-15 минут.
Задания:
Нарисуйте портрет бабушки с дедушкой и внучкой.
Нарисуйте, как бабушка держит в руках баночку варенья. Рядом стол, а на нём – грибы и банка солёных огурцов.
Нарисуйте, как Дед и бабка стоят на кухне и разговаривают.
Нарисуйте, как Бабка замесила тесто, положила его на лопату и суёт в печь.
Нарисуйте, как Внучка Машенька нарядная (у неё день рождения) готовит на стол: сладости, чашки. На столе красивая скатерть.
Нарисуйте, как Дед достаёт из печки колобок. И завязывает на него платок.
Нарисуйте, как Колобок спрыгнул с окошка и покатился в лес по тропинке.
Нарисуйте, как Колобок в лесу встретился с волком.
Нарисуйте, как Колобок и волк с букетом цветов идут по дорожке.
Нарисуйте, как Колобок встретил в лесу медведя.
Нарисуйте, как Колобок и медведь с бочонком мёда идут по дорожке.
Нарисуйте, как Колобок встречает зайца. У зайца в лапах морковка.
Нарисуйте, как Колобок встречает в лесу рыжую лису.
Внучка держит в руках колобка и разговаривает с ним.
Когда участники будут готовы, ведущий начинает читать сказку “Колобок на новый лад”, а дети по очереди со своими работами выстраиваются в ряд лицом к зрителям и демонстрируют сказку на рисунках.
Подведение итогов: ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
Награждение команд по номинациям и вручение призов.