Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 4 класса по литературному чтению "Сказки, эти чудесные сказки " ( по сказкам А.С.Пушкина)»
КГУ «СОШ №43», г. Семей
Гончарова Т.А., учитель начальных классов
Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 4 класса.
Тема: «Сказки, эти чудесные сказки» ( по сказкам А.С.Пушкина )
Цель: обобщение знаний в занимательной форме по изученным сказкам А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оборудование: слайды (к словам ведущего и учащихся), реквизит к инсценировкам сказок, карточки с первыми строками сказок, лист с вопросами викторины ( для каждой группы), рисунки к сказкам А.С.Пушкина, призы для победителей конкурса рисунков.
Ведущий: Этого поэта знает и любит весь мир, им восхищается весь мир, его таланту удивляется весь мир. Это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Когда -то он написал стихотворение, обращенное к нам, к потомкам. Слайд 1.
Первый: Что в имени тебе моем,
Оно умрет, как шум печальный.
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Второй: Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Третий: Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Четвертый: Но в день печали, в тишине
Произнеси его, тоскуя.
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Ведущий: И вот уже более 200 лет имя А. С. Пушкина живет с нами. Давайте сегодня перелистаем страницы жизни поэта, послушаем строки из его произведений.
I.
Первый: Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в старинной дворянской семье. Его отец- Сергей Львович, мать- Надежда Осиповна. Слайд 2.
Второй: Как было принято в то время, Александра сначала учили гувернеры – французы, которые постоянно менялись.
Третий: Особую любовь А. С. Пушкин питал к своей няне - Арине Родионовне. Она знала множество песен, сказок , прибауток и была замечательной рассказчицей. Ей посвятил эти строки Пушкин:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Слайд 4.
Четвертый: В 1811 году А.С. Пушкин поступил в одно из самых престижных учебных заведений- Царскосельский лицей. Слайд 5.
.
Пятый: Писать стихи Пушкин стал рано. Уже в лицее он написал около 100 стихотворений.
Шестой: В 1830 году произошли большие изменения в личной жизни А.С. Пушкина. Он сделал предложение московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой и в феврале 1831 года состоялась их свадьба.
Слайд 6.
Седьмой: Один за другим у поэта родилось четверо детей – Маша , Саша, Гриша, Наташа и ему приходилось постоянно думать, как содержать такую большую семью.
Слад 7.
Восьмой: В жизни А.С. Пушкина значительное место занимали путешествия. Много дней его короткой жизни прошло в путешествиях, но только в пределах Россию
Девятый: Первой длительной поездкой А.С. Пушкина был его переезд в из Москвы в Петербург летом 1811 года для поступления в Царскосельский лицей.
Десятый: Места где жил и бывал поэт:
Кавказ и Крым,
Киев и Одесса,
Кишинев и Казань,
Псков и Оренбург,
Орел и Тбилиси,
Болдино и Михайловское.
Слайд 8.
Одиннадцатый: 27 января 1837 г. на Черной речке состоялась дуэль А.С.Пушкина с французом Жоржем Дантесом.
Слайд 9.
Двенадцатый : Дантес смертельно ранил поэта и 29 января А.С. Пушкин скончался. Похоронен А.С. Пушкин в Святогорском монастыре Псковской губернии.
Ведущий: Пушкиным было написано много стихов. Стихов о лете и весне у А. С .Пушкина немного. Не любил она эти времена года. Больше по душе ему была осень.( Учащиеся читают стихи об осени, зиме, весне, лете)
Ведущий: А.С. Пушкиным было написано много стихов, романов, повестей, рассказов и конечно же сказок.
II. Задание группам: «Узнай сказку по первым строчкам.»
( Каждая группа вытягивает карточку, обсуждает и называет сказку, которая начинается этими строками. А группа, которая подготовила инсценировку отрывка из названной сказки, показывает ее)
« Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил- был славный царь……» ( «Сказка о золотом петушке»)
«Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна….» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке….» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица- ……..»(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»)
Инсценировка. Слайд 10.
Группа 1
.« Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок для инсценирования)
Участники : старик, старуха, золотая рыбка.
Автор:Вот пошел он к синему морю;
Видит, -море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка:« Чего тебе надобно, старче?»
Автор: Ей с поклоном старик отвечает:
Старик: « Смилуйся государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше – то совсем раскололось»
Автор: Отвечает золотая рыбка :
Старик:« Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.»
Автор:Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
Старуха:« Дурачина ты . простофиля!
Выпросил, дурачина ,корыто
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей и выпроси уж избу»
Группа 2.
« Сказка о царе Салтане……..» ( отрывок для инсценирования ) Слайд 11.
Участники: автор, князь Гвидон, Царевна – Лебедь.
Автор: Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь, поверх текучих волн
Лебедь белая плывет.
Царевна – лебедь:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?-
Автор: Говорит она ему.
Гвидон: Грусть тоска меня съедает:
Люди женятся ; гляжу,
Не женат лишь я хожу».
Царевна – Лебедь: «А кого же на примете
Ты имеешь?» -
Гвидон: « Да на свете,
Говорят , царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама- то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Только полно, правда ль это?
Автор: Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
Царевна _Лебедь:
«Да! Такая есть девица.
Но жена не руковица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом-
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Автор:
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила:
Царевна –Лебедь: «Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я»
Группа 3.
Участники: автор, зеркальце, Царица.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Автор:
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
Царица:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
Зеркало: «Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней белее»
Автор:Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком – то как притопнет!
Царица:
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь – то успокою.
Вишь, какая подросла!
И не диво, что бела…
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
Автор: Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Царевна:
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Группа 4.
Сказка о золотом петушке»
Участники: автор. Царь Дадон,
Автор:
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Додон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя.
Страшный вред ему творя….
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Мудрец:
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется»
Автор:
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
Царь Дадон:
«За такое одолженье,-
Говорит он в восхищенье,-
Волю первую твою
Я исполню, как мою»
III. Викторина.
(Каждая группа отвечает на вопросы викторины. Подводятся итоги)
1.Как называется остров в «Сказке о царе Салтане …. «