Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Азбука Доброты"»
Азбука Доброты
Цель :создать условия для усвоения общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия ,отзывчивости.
Задачи: воспитывать у учащихся доброжелательность, чуткость, формировать стремление совершать добрые поступки,развивать создать условия для усвоения общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия ,отзывчивости.
Ребята, вы послушали песню .О чем она? Как вы думаете чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?
Правильно, сегодня мы с вами будем вести речь о ДОБРОТЕ.
Слайд 2.
Что же такое ДОБРОТА?
(Ответы детей)
А вот какое определение дает в толковом словаре В.Ожегов.
Слайд 3.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим .
(Скумский Влад)
Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти Вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец...доброта.
2 .Что бы лучше разобраться в том, что такое Доброта ,где она живет и нужна ли она людям, мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Сначала мы посетим Остров Пословиц. А что такое остров? Каким видом транспорта нам можно туда добраться?
Слайд4
Остров Пословиц.
Пословица не даром молвится.
Попробуйте расшифровать пословицы у вас на листках.
Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Давайте проверим.
Слайд 5.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Что посеешь, то и пожнешь.
Как вы понимаете их смысл? Объясните.
Вспомните какие пословицы вы знаете.(Ответы детей).
Добрый человек …. А как понять ,что это добрый человек? (Ответы детей)
Правильно, и глаза у него добрые, и улыбка, а ещё добрый человек – это вежливый человек. А вежливый –это тот, кто знает и у использует в речи вежливые слова. Первый шаг к Доброте это вежливые слова
И сейчас мы отправимся на Остров Волшебных слов.
Слайд 5.
Остров Волшебных слов
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, “С добрым утром!” – я кричу. “Добрый день!” – кричу я вслед Всем идущим на обед. “Добрый вечер!” – так встречаю Всех домой спешащих к чаю.
Слова “До свиданья!”, “Спасибо!”, “Простите!”, “Пожалуйста!”, “Здравствуйте!” Щедро дарите. Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома. Слова эти очень И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны. Без них невозможно На свете прожить. Слова эти нужно С улыбкой дарить.
А какие вежливые слова вы знаете?
1.Самым привычным приветствием у многих народов стало рукопожатие. Жест, привычный и в Европе, и в Азии, и в Америке. Я доверяю тебе свою руку, в ней нет оружия, мы не враги. Всё просто и понятно. Но не всегда достаточно.
2.На свете немало эмоциональных народов, не готовых согласиться со скупой выразительностью рукопожатия. Даже во Франции, в центре Европы, люди при встречах и расставаниях осыпают друг друга воздушными поцелуями.
3.Жители Самоа и Новой Гвинеи привыкли встречных знакомых обнюхивать.
Ещё мы приветствуем друг друга словами. Какие слова приветствия знаете вы? (Здравствуйте!, добрый день!, добрый вечер!, привет.) – Это слова приветствия.
Есть ещё слова извинения. Какие слова извинения вы знаете? Когда их нужно произносить?
А какие вы знаете слова благодарности?(Ответы детей)
Одно из самых важных слов – это спасибо. Люди придумали даже праздник такой «Всемирный день «спасибо», который отмечается 11 января. Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других. Вы тоже старайтесь отблагодарить людей за всё и никогда не забывайте говорить:«Спасибо» Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов».
А сейчас я вам предлагаю поиграть, будьте внимательны и постарайтесь правильно по смыслу и в рифму досказать слово. Отвечайте хором.
Игра «Доскажи словечко»
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вот вам о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя- милая девчонка,
Она ходит в 1 класс,
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово … «здрасьте»
Дед на внучку осерчал-
Он портфель ей подарил,
Думал будет рада.
Но зачем молчать как рыба,
Ну, сказала бы…(спасибо)
Когда меня бранят за шалости,
Я говорю, прости….(пожалуйста)
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал я слово…..(извините)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ….( спасибо)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы…..( спасибо )
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ….(до свидания)
Но не только использование добрых слов делает нас вежливыми, а ещё правила поведения в разных житейских ситуациях. Сейчас я вам буду предлагать разные житейские ситуации, а вы объясните, как в этих ситуациях надо себя вести правильно.
«Правила приличия в житейских ситуациях»
(Задания в конверте)
Ситуация 1: Встречаются Вика и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. Назовите ошибку, которую допустил Денис?
Ошибка: приветствуя девочку, мальчик вынимает руки из карманов.
Ситуация 2: Марина и Саша идут, оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет Дима. Кто первый должен поздороваться?
Ответ: тот, кто обгоняет.
Ситуация 3: Дети 4 класса сидят за партами. В класс вошёл ученик. Кто должен здороваться первым?
Ответ: тот, кто вошёл в класс.
Ситуация 4: Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чём – то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя всё, затем перешла к ящикам тумбы. Вот такая ситуация, назовите ошибки.
Ошибки: в гостях нельзя открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым.
(Зачитывает учитель)
Ситуация 5: В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен пропустить?
Ответ: тот, кто окажется вежливее.
А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили и закрепили правила поведения вежливого человека в какой бы он ситуации не оказался, чтобы вы могли сразу оценить правильно поступил тот или иной человек, а как бы вы сделали, будь на его месте.
Задания по группам. Читаем, обсуждаем, отвечаем.
«Горький апельсин».
Алёнка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что то похожее издалека на маленькую дыньку, она кусочками отщипывала от кожуру и бросала на землю.
- Что это у тебя – спросил подбежавший Сережа.
- Разве не видишь ? – буркнула Аленка.
- Мандарин – обрадовался Сережа.
Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…
- А вот и не отгадал.
- А что же?
- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
- А мне дашь попробовать?
- Да он не вкусный, горький и кислый.
- Да ничего, дай хоть долечку.
- Говорю тебе он горький, - и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
- Что же ты плачешь? Он же горький.
- Права ли Алена? Что она забыла, что сделала не так?
- Чтобы вы сделали на ее месте?
« День рождения»
Собираясь на День Рождения к своей однокласснице Нине,ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, А Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
- Здравствуй Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…
- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет.
- А где подарки?
Друзья протянули ей подарки, говорить не хотелось.
- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – 20 штук и не самодельные, а китайские.
- Ну ладно проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не дотрагивайтесь, еще запачкаете.
Ребята оглянулись и назад к двери.
- Подождите. Куда же вы?
Но ребята ушли, не слушали ее.
Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова?
- Как вы бы поступили на месте Нины?
- Я думаю, что никто из вас и никогда так не поступит.
Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри, не пей воды сырой!
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
- Придёшь обедать к трём часам, -
Ему сказала мать.
Он пробурчал:
- Я знаю сам …
А сам явился в пять.
- Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
- Прав ли мальчик? Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
Синенькая юбочка.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места!
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей её красе.
Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
Как вела себя Люба вне дома? А как вела себя Любочка с домашними? Можем ли мы девочку назвать вежливой?
А сейчас мы с вами немножко поиграем. Будьте внимательны.
Игра «Вежливо- невежливо»
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Топайте ногами!
Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Всё равно ты едешь стоя,
Лучше деньги сэкономить!
Если стали вам грубить.
Нужно в след им нахамить.
Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «спасибо».
Если вы зашли в кино,
А оно идёт давно,
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать?»
Если кто – то вдруг случайно
Вам на ногу наступил
Как бы он не извинялся,
Поступок этот не простим.
Если к вам пришла подруга,
Вы представьте её другу.
Если ты пошёл гулять
И оделся чисто,
То домой прийти ты должен
Хуже трубочиста.
Разминка «Добрые слова»
Нужно найти лепесток со своей цифрой, стать друг напротив друга и сказать добрые слова.
-Кому было приятно слышать добрые слова?
- Как много зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости .Восточная мудрость гласит: «о тносись к людям так, как ты хотел бы, что бы они относились к тебе».Если бы все следовали этому совету, на сколько легче было бы общаться друг с другом.
Важно воспитывать в себе привычку заботится о других, быть отзывчивым , внимательным.
Добрый человек-это не только вежливый , но и совершающий добрые дела.
И следующий наш остров –Остров Добрых дел.
Вот и попали мы на остров Добрых дел.
Слайд 6.
Остров Добрых дел.
(задание на листах, на партах)
Работа в группах.(читаем, обсуждаем, отвечаем)
Ситуация1. В.Осеева. Просто старушка.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
Что можно сказать о мальчике?
Ситуация 2.В.Осеева. Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
Что можно сказать о мальчиках? А как бы поступили вы?
(Читает учитель)
Добро без ума
Когда-то в Китае был император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего царства. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем вам столько птиц?
Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император.
Как вы думаете ,что на это сказал мудрец?
Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше.
Чему нас учит эта притча?Да, делать доброе дело нужно так, чтобы не навредить.
Главное захотеть стать добрым, научитьсердце свое быть чутким, а руки щедрыми и умелыми.
Скажите, а какие добрые дела вы делаете или уже сделали?
Делай добрые дела
Даже если дождь с утра – Нет причин печалиться! Делай добрые дела – Грусть сама отвадится!
Помоги по дому маме: Пол в квартире подмети. Помоги скорее папе: Плоскогубцы принеси.
Улыбнись сестренке Маше! Это тоже ведь добро. Станет мир прекрасней, краше! Станет в комнате светло!...
*** Тут же солнце заглянуло, Озаряя мир вокруг. И тихонечко шепнуло: «Ты - мой самый лучший друг!»
Что такое доброта?
Что такое доброта? Вымыть миску у кота, Напоить водой цветок (Он ужасно одинок), Починить сестре игрушку, Пропустить вперёд старушку, Грусть лечить любви словами, Помогать усталой маме, А девчонке незнакомой Донести портфель до дома. От тепла и доброты Распускаются цветы, Согревает всех она, Словно лучик из окна.
(И. Полюшко )
Задание «Сердце доброго человека»
На листе в форме сердца дети наклеивают слова (характеризующие доброго человека)
Ребята, так кто же такой Добрый человек? .Давайте попробуем определить каким качествами он обладает?
У вас в конвертах лежат карточки , на которых написаны качества, характеризующие человека. Вы разбираете, внимательно читаете и если качество подходит доброму человеку, приклеиваете его на ватман в форме сердца. То ,что не подходит наклеиваете на обыкновенный лист.
(Дети работают под песню «Доброта»)
А теперь давайте прочитаем что у нас получилось.
Не причиняет зла животным
Грубый
Оберегает природу
Не умеет прощать
Вежливый
Общительный
Внимательный к другим
Отзывчивый
Скромный
Умеет прощать обиды
Неучтивый
Доброжелательный
Таит обиду
Терпимый к другим людям
Щедрый
Заботливый
Обидчивый
Неуступчивый
Вспыльчивый
Весёлый
Ласковый
Жадный
Игра «Мы волшебники»
Представьте себе волшебниками и подумайте какое чудо вы могли бы совершить. Свои предложения запишите в таблицу.
Для себя
Для родителей
Для Родины
Зачитывают по желанию.
Молодцы, у всех у вас хорошие желания.Здорово, что вы подумали о том, что бы лучше жилось вашим родителям и всем людям, и что бы наша Родина стала сильнее и краше.Скажите, а кто из вас знает чему посвящен 2018год? Правиль,малой родине.А что значит малая родина? В каждой деревне, каждом городе люди наводят у себя порядок, стараются что бы их родной уголок стал ещё красивее и уютнее. И у нас в школе тоже много внимания уделяется тому, чтобы здесь было красиво, комфортно и опрятно.Ребятами нашей школы вместе с учителем труда украшена колонка, работниками школы построена лестница для спуска на стадион.И все это надо ценить и беречь, так как это делают хорошие, воспитаннык люди.
Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, внимание друг к другу –это все ,что необходимо людям каждый день. Ребята, скажите, а слышали ли вы такое слово «волонтёры»? Может кто-то из вас знает кто такие волонтёры?
Слайд 7.
Волонтёр- это человек, который готов добровольно потратить частичку себя и своего времени для пользы общества в целом или определенного человека
Чем же занимаются волонтёры? Давайте посмотрим.
Слайд 8,9,10
А ещё бы мне очень хотелось показать один эпизод из фильма, в котором рассказывается о очень добрых ребятах,настоящих волонтёрах,хотя в то время их так не называли.
Эпизод из фильма «Тимур и его команда»
Этот фильм снят по одноимеенному произведению Аркадия Гайдара.Очень интересная книга.Здесь рассказывается о интересных приключения, о добрых и отзывчивых, очень дружных ребятах.
Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, внимание друг к другу –это все ,что необходимо людям каждый день.
Пожалуйста, добрым будь
Легко обидеть собаку, а проще – бездомную кошку, И громко смеяться над другом, подставив ему подножку.
Легко не слушаться маму, а проще – топнуть ногою, Забыв, что она ведь устала, но всё же рядом с тобою.
Легко быть злым и упрямым, на ключ заперев своё сердце. Но проще быть добрым самым, души распахнув настежь дверцы.
Тогда ты погладишь собаку, и дашь молока котёнку, А вместе с хорошим другом ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо, её пожалеешь, обнимешь, И мамину за день усталость ты, словно рукою, снимешь.
Пожалуйста, добрым будь! Не спи, если друг спать не может! Друг будет верен всегда, а грусть твоя его тоже тревожит.
Добро возвратится добром. Улыбка улыбкой вернётся, И в сердце горячем твоём только добром отзовётся!
А какие бы вы для себя взяли правила Доброты? ( Высказывания детей)
Правила доброты.
Учитель: А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость и ласковое солнышко.
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
5. Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
6. Прощай ошибки других.
7. Не жадничай.
8. Не завидуй.
9. Жалей других.
Давайте следовать этим правилам и всем окружающим вас будет тепло и хорошо.
Вот и подошло наше путешествие к концу Так легко или трудно быть добрым? Так где же живёт Доброта?
Рефлексия.
А сейчас пожалуйста закончите фразу : Если я хочу быть добрым человеком, то мне необходимо научится….
Ребята, а ещё очень приятно, когда человек, с которым ты общаешься, дружелюбно тебе улыбается.
Старайтесь жить без злобы и без зависти,
И не искать причины для обид,
Вы улыбнитесь, просто так, для радости —
Улыбка никому не навредит!
Улыбка, это самой простой выход из конфликта, иногда вполне достаточно только улыбнуться, чтобы злой человек оттаял. А вы сейчас подарите мне свои улыбки, если вам понравилось сегодняшнее мероприятие.
Наклеивают звездочки (красные – узнал новое, доволен своей работой, оранжевая – было не совсем комфортно, не совсем доволен собой)