kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виртуальная экспедиция "В поисках супергрызунов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится материал для  ознакомления с хомяком обыкновенным, крапчатым сусликом, белкой -летягой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экспедиция "В поисках супергрызунов"»


ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка»


Районный экологический конкурс

«Хомяк, суслик и белка-летяга: спасти супергрызунов!»



Номинация

«Хомяк, суслик, летяга – краснокнижники Республики Беларусь»





































Автор:

Валетко Жанна Александровна,

учитель начальных классов




Слуцк, 2020


Тема: «В поисках супергрызунов»

Цель:

  • расширение знаний о редких видах грызунов Беларуси.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями образа жизни хомяка обыкновенного, суслика крапчатого и белки- летяги;

  • определить возможные места обитания супергрызунов Беларуси;

  • способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе.

Возраст участников: 7-10 лет.

Форма проведения: виртуальная экспедиция.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеоролики «Хомяк обыкновенный», «Белка-летяга», «Крапчатый суслик», физическая карта Беларуси, маршрутный лист, карточки «Филворд «Рацион хомяка», картинки и силуэты супергрызунов, трактора, пилы и спичек, полоски с набором предложений на темы «Основные угрозы», «Меры по охране», раскраски со стихами на тему «Супергрызуны», покетмод «Спасём супергрызунов!», книжная выставка: Красная книга Республики Беларусь, энциклопедии для младшего школьного возраста, произведения о грызунах.

Музыкальное сопровождение: белорусская народная мелодия.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Психологический настрой

Ведущий с участниками встают в круг.

Ведущий:

- Здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки.

Слева друг и справа друг,

очень дружный общий круг.

Все мы за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Участники рассаживаются по местам.

- Сегодня мы отправимся в необычную экспедицию по родному краю, чтобы собрать информацию о редких животных Беларуси. Предлагаю отгадать загадки и узнать, кто станет объектом наших поисков.

Отгадки - картинки с изображением хомяка, суслика, белки-летяги- размещаются на доске по мере отгадывания загадок.

Он в защёчные мешки
собирает зёрнышки,
прячет летом под землёй,
чтобы съесть потом зимой. (Хомяк)


Ест ольховые серёжки,

Грибы и ягоды немножко.

С ветки на ветку отлично летает.

Зимой в спячку не впадает. (Белка-летяга)


Столбик маленький стоит

И внимательно глядит.

Только ближе подойдёшь-

Юркнет в норку, не найдёшь. (Суслик)


Приём «Интрига»

На доске под иллюстрациями редких животных размещаются картинки с изображением трактора, пилы, спичек.

Ведущий задаёт вопрос, на который участники должны будут ответить в конце мероприятия.













- Какое отношение имеют эти предметы к редким грызунам?




















2. Актуальность темы

Ведущий:

- Редкие зверьки стали главными героями экологической инициативы «В поисках супергрызунов», которую реализует ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

Приём «Мозговой штурм»

- Почему супергрызуны? (Ответы участников)

Хомяка, суслика и белку-летягу назвали супергрызунами потому, что у каждого из них есть свои уникальные особенности.

- Почему именно эти грызуны оказались под пристальным вниманием экологов? (Ответы участников)

В последнее время количество обычных хомяков упало настолько, что сегодня этот вид получил новый статус в Международном Красном списке. Он признан видом, находящимся на грани исчезновения. Это означает, что без специальных мер хомяк обыкновенный исчезнет на Земле в ближайшие три десятилетия. Численность суслика крапчатого в Беларуси с 1960-го года снизилась на 80-90%. Белка-летяга в Беларуси очень редкий вид с одним известным местом обитания, зафиксированным видеокамерой в 2019 году.

Сегодня мы познакомимся с особенностями образа жизни супергрызунов; определим вероятные места обитания этих редких видов и меры по их сохранению.

Размещение на доске маршрутного листа (см. Приложение 1)


3. Виртуальная экспедиция

А) Хомяк обыкновенный

Просмотр видеосюжета: хомяк обыкновенный (6,04 мин) https://youtu.be/a_wX3dQBW0I

Текстовое сопровождение видео см. Приложение 2

Стоп-кадр: «Что сегодня на обед?»

Задание: расшифровать филворд и ответить, что входит в рацион питания хомяка обыкновенного.

Участники получают карточки для выполнения задания (см. Приложение 3)

Фиксирование сведений

На маршрутном листе в соответствующих графах делаются отметки о местах обитания хомяка. Участники выбирают предложения об основных угрозах, мерах по охране хомяка обыкновенного (см. Приложение 4).

Стоп-кадр: на физической карте Беларуси размещаются силуэты хомяка в предполагаемых местах обитания.


б) Белка-летяга

Ведущий:

- Продолжается экспедиция, и мы движемся на север Беларуси.

Просмотр видеосюжета: белка-летяга (5, 15 мин)

Текстовое сопровождение видео см. Приложение 5.

Стоп-кадр: игра «Да-нетка» или хитрые вопросики.

Вопросы:

  1. Белка-летяга умеет летать? (Нет, она планирует в воздухе, перемещаясь с одного дерева на другое.)

  2. Летяги могут управлять своим полётом? (Да, во время полёта они могут разворачиваться на 180 градусов.)

  3. Белки-летяги предпочитают селиться в старых осиновых лесах? (Да.)

  4. Молодые летяги совершают свои первые прыжки через 6 недель после рождения? (Да.)

  5. Впадают ли белки-летяги в спячку? (Нет.)

  6. Может ли зверёк съесть ягоды рябины на завтрак? (Да, основу рациона составляет растительная пища, в том числе семена и плоды ивы, рябины, осины. На зиму зверёк делает запасы).

  7. Основными факторами угрозы являются сплошные вырубки старых лесов? (Да.)


Фиксирование сведений

На маршрутном листе в соответствующих графах делаются отметки о местах обитания белки-летяги. Участники выбирают предложения об основных угрозах, мерах по охране редкого зверька и размещают полоски с текстом на доске (см. Приложение 4).

Стоп-кадр: на физической карте Беларуси размещаются силуэты белки-летяги в предполагаемых местах обитания.


в) Суслик крапчатый

Ведущий:

- Экспедиция продолжается, и мы движемся на юго-запад Беларуси.

Просмотр видеосюжета: суслик крапчатый (3, 35мин)

Текстовое сопровождение видео см. Приложение 6.

Стоп-кадр: тест «Что я знаю о крапчатом суслике?»

  1. В природе суслики живут:

  1. группой

  2. семьёй

  3. колонией

  1. Норка суслика находится:

  1. на пастбище с невысокой травой

  2. на лугу с высокой травой

  3. на обочине дороги

  1. В зимний период суслик:

  1. время от времени выходит из норки на поверхность

  2. впадает в спячку

  3. периодически просыпается, чтобы поесть

  1. Продолжительность жизни суслика составляет:

  1. 4 года

  2. 7 лет

  3. 3 года

  1. Основная угроза для жизни суслика- это:

  1. распашка земель

  2. использование химических удобрений

  3. выжигание растительности

  4. все ответы правильные

Фиксирование сведений

На маршрутном листе в соответствующих графах делаются отметки о местах обитания крапчатого суслика. Участники размещают на доске предложения об основных угрозах, мерах по охране редкого зверька

(см. Приложение 4).

Стоп-кадр: на физической карте Беларуси размещается силуэт крапчатого суслика в предполагаемых местах обитания.


4. Творческая мастерская: создание покетмода.

Ведущий:

- Покетмод - это маленькая складная книжечка, которую удобно положить в карман или рюкзак. Покетмод содержит наиболее важную информацию об объектах изучения.

Участники собирают покетмод (см. Приложение 7 )


5. Заключение

Ведущий:

- Завершается наша экспедиция. Какое же отношение имеют трактор, пила и спички к редким грызунам? (Ответы участников.)

Ведущий:

- Для сохранения редких животных ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» реализует инициативу «Хомяк, суслик и белка-летяга: спасти супергрызунов!». Волонтёры ищут места обитания грызунов для оформления необходимых документов и передачи их под охрану. Каждый может помочь в поиске редких животных, бережно относиться к природе, сохраняя её биоразнообразие.


В заключение всем участникам предлагается открытый просмотр книжной выставки. Ведущий вручает каждому раскраски со стихотворениями о хомяке, суслике и белке-летяге.



























Список использованных источников

  1. https://ptushki.org

  2. https://redbook.minpriroda.gov.by

  3. https://www.google.com

  4. https://www.youtube.com

  5. https://www.youtube.com/watch?v=5YVeHOodFbM

  6. https://www.youtube.com/watch?v=vmokK9hCAIg&t=12s





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист


Название и фото грызуна

Место обитания

Основные факторы угрозы

Меры по сохранению вида

1

Хомяк обыкновенный



2

Суслик крапчатый



3

Белка-летяга























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Хомяк обыкновенный

Хомяк обыкновенный— единственный вид рода настоящих хомяков семейства хомяковых. Ранее он считался вредителем сельского хозяйства, активно преследовался и уничтожался. За несколько десятилетий численность хомяка в Беларуси сократилась и это вид практически исчез. Хомяк обыкновенный включен в национальную Красную книгу.

Хомяк делает свои норы в сельскохозяйственных угодьях на границе полей, по обочинам дорог. Любит сухие, песчаные почвы. На зиму дикие хомяки впадают в спячку, но иногда просыпаются и питаются собранными запасами корма из разного вида семян и клубней. Один дикий хомяк может запасти в своём убежище от 5 до 20 килограммов корма.

Дикие хомяки живут в многокамерных норах, вырытых самостоятельно. Их убежища имеют огромное количество разных проходов и поворотов, отдельные места для сна и отдыха, хранения запасов. Грызуны роют норы глубиной до 3-х метров с множеством тоннелей. до 8 метров в длину, глубина до 2 метров. Постоянное жилище обычно имеет 4-5 выходов на поверхность, отдельное спальное место и несколько камер для хранения запасов. Камеры нор хомяк выстилает травой, которую меняет по мере загрязнения.

В воспитании потомства самцы не принимают участия. Вес новорождённых составляет всего 4-6 граммов. Детёныши рождаются с закрытыми глазами и прозревают приблизительно на 10 день жизни. В этом возрасте малыши кормятся молоком матери. Через две недели тело маленьких хомяков полностью покрывается шерстью.

Растут быстро, довольно скоро детёныши способны принимать твёрдую пищу. Самки хомяков – заботливые мамы. Они опекают потомство, но лишь до тех пор, пока молодняк не сможет самостоятельно о себе позаботиться. В возрасте 3-х недель молодые особи уже ищут подходящую территорию для жизни. Длина тела у взрослых самцов 27-34 см, хвоста 3-8 см, масса тела в среднем 700 г.

Хомяки ведут ночной образ жизни. С наступлением темноты грызуны покидают свои подземные убежища и отправляются искать еду. Около 50 грамм зёрен (других кормов) он способен перенести до своего жилища на расстояние больше километра, поддерживая мешочки передними лапками. С наступлением первых заморозков хомяки закрывают вход в своё убежище изнутри. На зимний период представители семейства хомяковых впадают в спячку, но время от времени пробуждаются, чтобы подкрепиться. И только весной, когда появится молодая растительность, пригодная для еды, хомяки покидают свои норы.

Все хомяки, как и другие жители подземелья, имеют слабое зрение, поэтому грызуны стараются не покидать земляные норы в дневное время суток. Слух и нюх у этих зверьков развиты хорошо.

Их естественный рацион питания включает бобовые растения и семена злаковых культур-пшеницу, овес, горох, кукурузу, подсолнечник. Также едят сухие травы, овощи и фрукты, корнеплоды, ягоды и орехи. В весенне-летний период хомяк любит полакомиться насекомыми, их личинками, мелкими мышами, рептилиями, мелкими позвоночными.

В дикой природе грызуны полноценно питаются только в летние и теплые осенние месяцы. В остальное время главный корм хомяков – заранее подготовленные запасы, которые животные принесли в защёчных мешках в свои подземные хранилища.

В дикой природе живут от 1 года до 4-х лет, в неволе могут прожить около 5-ти лет. Угрозу молодым грызунам несут лисы, хорьки, ласки, собаки, вороны, грачи, цапли.

Основной угрозой для обыкновенного хомяка является распахивание окраин полей, протравливание семенного зерна ядохимикатами.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3


М

О

Р

К

О

В

Ь

Г

П

Ш

Е

Н

И

Ц

О

К

У

К

У

Р

А

Р

В

О

А

З

У

А

О

Ё

С

Е

М

Е

Н

Х

С

Я

Г

О

Д

Ы













Ответ: морковь, горох, пшеница, овёс, кукуруза, семена, ягоды.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Основные факторы угрозы

(варианты для всех грызунов)


Распашка

традиционных выгонов и многолетних пастбищ.

Распахивание окраин полей.


Протравливание семенного зерна ядохимикатами.





Возрастание вибрационного беспокойства особей в норах в результате распахивания земель.


Механизированные работы с использованием тяжелой техники.






Свободный выгул домашних животных: кошек, собак.



Интенсивное хищничество.





Сплошные вырубки старых лесов.



Распашка многолетних трав по обочинам дорог.




Уничтожение дуплистых деревьев.




Меры по охране

(варианты для всех грызунов)

Не пропагандировать как вредителя растениеводства.




Включить в строго охраняемые категории. животных




Создание специализированных микрозаказников для белки-летяги.

Присвоить статус «находящихся под угрозой исчезновения».








Детальное изучение биологии летяг.




Выявление всех мест обитания.




Отказ от сплошных рубок старых лесов в местах обитания грызуна.

Сохранение участков традиционных пастбищ на постоянных площадях.











ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Белка-летяга

Летяги ведут скрытный ночной образ жизни. Благодаря своим огромным чувствительным глазам они хорошо видят в темноте. Днём зверьки обычно спят и увидеть их очень сложно.

Летяга- мелкий, внешне похожий на белку, зверёк с длинным пушистым хвостом. Длина тела до 20 см, хвоста до 14 см, масса тела составляет 95-170 г. Уши небольшие, без кисточек. Мех густой и очень мягкий. Окраска однотонная, светло-серая.

На самом деле белка-летяга не летает, а планирует в воздухе, перемещаясь с одного дерева на другое. Способность к планированию ей дарит покрытая пушистой короткой шерстью кожаная перепонка, соединяющая их передние и задние лапы. Дальность полёта летяги может достигать 50-60 метров. Во время полёта летяги могут разворачиваться на 180 градусов.

Приземляясь на очередное дерево, летяга всегда сперва прячется, а уже затем осторожно осматривается. Это помогает летягам уберечься от внезапного нападения.

Обычно они строят собственные гнёзда в старых осиновых лесах, выбирая для жилья естественные дупла деревьев на высоте от 3 до 12 метров. Но могут приспособить для жизни и старые гнезда других белок или занимают пустующие дупла дятлов.

Основу их рациона составляет растительная пища. Питается почками и концевыми побегами, листьями, соцветиями и семенами ивы, рябины, осины. Поедает зелёную мякоть молодых побегов хвойных пород. В летнее время меню пополняется грибами и ягодами.

Чтобы удачно перезимовать, летяги запасают на зиму  березовые и ольховые серёжки. За один сезон белка-летяга может собрать двенадцать-пятнадцать тысяч орехов. В зимний период зверёк чаще спускается на землю, где под снегом может поживиться опавшими шишками или семенами. Иногда находит запас еды, который сделали мыши и бурундуки.

Ежегодно весной у самки летяги появляется от 2 до 4 детенышей. При рождении детёныши слепые, открывают глазки в 2-недельном возрасте. В возрасте 6-7 недель начинают совершать первые прыжки. К 2 месяцам бельчата уже умеют управлять полётом и планировать. В это же время зверьки начинают самостоятельную жизнь.

Продолжительность жизни летяги в дикой природе составляет всего около 6 лет, хотя в хороших условиях в неволе она способна прожить и до 15 лет. 

Основными факторами угрозы являются сплошные вырубки старых лесов, уничтожение дуплистых деревьев, при валке которых часто погибают зимующие в дуплах летяги. Летяги неспособны защитить себя, и они часто становятся жертвами хищных птиц (совы и ястребы), а на земле на зверька охотятся лисы и кошки.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Крапчатый суслик

В естественной среде суслик живёт до четырёх лет и весит до 500 граммов. Длина тела зверька может достигать 26 см, а длина хвоста от 3 до 5 см. Активен днём, особенно в утренние и предвечерние часы.

Суслики живут колониями. Норки суслика находятся на старых вытоптанных пастбищах. К норе ведёт тропа шириной до 8 сантиметров диаметром 6-10.

Они бывают временными и постоянными. На лето — временные, чтобы менять место кормления, на зиму — постоянные для спячки. Зимние норы делятся на две части, в одной животное зимует и позже выводит потомство. На зиму вход закрывает песком и растительной ветошью.

В зимней спячке суслики находятся от 5 до 9 месяцев в году. В спячку могут впадать даже при отсутствии корма в любое время года. Спит суслик сидя на задних лапках. За время спячки вес зверька уменьшается в 2 раза.

В тёплое время суслики живут колониями до 60-80 нор, а зимуют по одному. Едят растительную пищу, но любят полакомиться насекомых.

Территорию колонии всегда охраняет суслик-сторожевой, поза этого суслика напоминает стойку. В случае приближения человека или хищника зверек издает особый сигнал, напоминающий писк.

В растительном меню суслика насчитывается до 50 наименований злаков.

Сегодня основная угроза суслику исходит от человека. Это распашка лугов и использование химических удобрений, выжигание растительности. На сусликов охотятся лисы, собаки, аисты, вороны, орлы, коты. От хищников суслики страдают в основном в летнее время, но хорьки выкапывают спящих сусликов прямо из зимних нор.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Покетмод

Инструкция по изготовлению

  1. Свернуть лист «гармошкой», делая сгибы по линиям, обозначенным пунктиром.

  2. Сделать один надрез, используя условное обозначение «Ножницы».

  3. Сложить лист по линиям, обозначенным пунктиром.

  4. Линии сгиба «прогладить» линейкой.

  5. Покетмод готов.























Белка-летяга

А. Галушко















Летяги

Вверх бросается с отвагой,
лапки вытянув, летит,
это - белочка - летяга,
днём она в дупле сидит.

Собирает она летом
на всю зиму семена,
кушает зимой. При этом,
как медведь не спит она.


В шубке серенького меха
согревается зимой,
погуляет и с успехом
с высоты летит домой.

Ей метели не угроза,
домом служит ей дупло,
даже в лютые морозы
у неё в дупле тепло.


Ах, белки-летяги, они так прекрасны,
И шубки у них безупречно атласны.
И глазки, как небо в апреле, ясны,
Хватать же руками их небезопасно.
На солнце сверкает их пепельный мех,
Под листиком спрятался спелый орех.
Увидеть летягу – огромный успех,
Она веселей и проворнее всех.
Летяги танцуют в ночи, при луне,
И скачут они по мохнатой сосне.
Приметив находчивых белок в окне,
Запомни,- услышишь их песню во сне.

Суслик

А. Моравская


Пред рассветом, очень рано
вышел суслик на поляну.
Встал на холмике крутом
серым тоненьким столбом,
и стоял он долго там,
лапки вытянув по швам.
Думал: скоро ли рассвет,
будет дождик или нет?
На рассвете с кузовками
вышел Васька за грибами.
Видит, столбичек стоит,
очень маленький на вид.
Васька думает: «Постой,
захвачу его с собой,
пригодится, может быть…
Можно чушку смастерить…»
Суслик Ваську увидал —
вздрогнул, пискнул и пропал.






Бережливый хомяк
За щеками прячет  злак,
Чтоб его не потерять,
Когда будет убегать.
Р. Шаповалова

***

В поле колосится
Жёлтая пшеница!
Это в пищу хомячку
На зиму сгодится.
А. Айнбергер





















Рыжий Хомка-хомячок
Настоящий толстячок!
За щекой зерно хранит,
Пожуёт и снова спит.
Т. Второва

***
Сник хомяк, поник хомяк:
В кладовых запас иссяк…
Не беда! Пришла весна
И природе не до сна.
Будут вновь как мячик
Две щеки хомячьи.
Ю. Камышева




















Вьётся речка в узком русле,
Солнце ласково печёт.
На пригорке спящий суслик
Снам своим ведёт подсчёт.

Сон про горку, сон про норку,
Сон про дырочку в горе,
Сон про влажную уборку
Спящих сусликов в норе.

Сон про зёрнышко пшеницы,
Сон про чашку и чаёк.
Сон про сон, который снится
И течёт как ручеёк.

Сон про маму, сон про папу,
Сон про братьев и сестёр…
Суслик спал и левой лапой
Ухо с носом тихо тёр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Виртуальная экспедиция "В поисках супергрызунов"

Автор: Валетко Жанна Александровна

Дата: 02.11.2020

Номер свидетельства: 562194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства