Ребусы, рисунки весны, мяч для игры «Верни мяч», аудио сказка, принадлежности для инсценирования сказки, макет телевизора.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений, тренировочный урок
Форма урока:
Урок-практикум, урок-сказка, урок-праздник
Ход урока
Организация класса
Учитель: Дети, у нас сегодня не совсем обычный урок внеклассного чтения. На нем мы увидим, как вы можете самостоятельно читать и пересказывать, комментировать, составлять сказки. Встретимся с многочисленными интересными заданиями.
А еще наш урок необычный потому, что к нам пожаловала весна.
Весна:
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!»
(М. Пожарова)
Я пришла к вам на урок, чтобы увидеть, хорошо ли вы читаете, много ли знаете о весне. Но я прихожу не одна, со мной приходят мои помощники – братья месяцы. Вот перед вами их названия, зашифрованные в ребусы. Давайте прочитаем в том порядке, в каком они приходят к нам.
Учитель:
На уроке речь сегодня пойдет о весне. И наши команды тоже имеют красивые весенние названия.
( Капитаны представляют команды «Подснежник» и «Фиалка»)
Работать сегодня мы будем под девизом: «Весна идет -красоту несет, и той красе радуются все»
Беседа про изменения в природе
Учитель:
Цветущая, звонкоголосая русская весна. Что же происходит вокруг нас весной?
(Дети коротко рассказывают про изменения в природе с приходом весны)
Солнце с каждым днем поднимается выше и все больше согревает землю
Небо уже не серое, а голубое
Появляются первые цветы, возвращаются домой птицы из жарких стран
С приходом весны деревья просыпаются после долгого зимнего сна
Учитель:
Все эти изменения в природе люди замечали на протяжении многих лет. И отражены они в народных пословицах, поговорках, пословицах. Давайте вспомним, с какими пословицами о весне мы встречались с вами на уроках.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Весенний день год кормит.
Без первой ласточки весна не обходится.
Грач на горе — весна на дворе.
Матушка весна всем красна.
Пришла весна, так уж не до сна.
Не теряй время попусту: весна пройдет - не воротишь.
Весною час упустишь — годом не наверстаешь.
Весной даже трухлявый пень расцветает.
Художники о весне
У читель:
Весна – прекрасное время года. Ее неповторимую красоту изображают в своих картинах художники, описывают писатели, поэты. Создано много песен, музыкальных композиций о весне. Сейчас мы с вами послушаем прекрасную мелодию П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Весна»
https://youtu.be/11H1TlCtcd8
(Дети слушают запись мелодии)
Учитель:
Мы ощутили с вами и журчание весенних ручейков, и щебетание птиц. Слушаешь эту мелодию и как бы вдыхаешь свежий аромат весны. А давайте вспомним, как писали о весне великие поэты России.
Ученик:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)
Ученик:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
(А. Плещеев)
Ученик:
Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
(С. Маршак)
Ученик:
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
(С. Маршак)
Ученик:
Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит Весна!
(Б. Заходер)
Учитель:
А вот как красоту весны изобразили наши художники. Наш первый конкурс называется «Лучший художник». Командам «Подснежник» и «Фиалка» предлагается нарисовать весну.
Конкурс «Кто лучше перескажет»
Учитель:
На уроках чтения мы с вами читаем, анализируем тексты, отвечаем на вопросы. А что мы еще можем делать? Правильно, пересказывать. Наш следующий конкурс так и называется «Кто лучше перескажет».
(Дети слушают сказку «Победили». После прослушивания представители команд по очереди пересказывают прочитанное)
С казка «Победили»
Было это весной. Закончились у Пчелки зимние запасы. Взяла она корзину и решила полететь к цветам за пыльцой. Кинулась Пчелка к деревьям, а они засыпаны снегом. Что ж случилось? Уже пора цвести деревьям, а на улице зима. Полетела Пчелка за советом к Солнышку. А Солнышко сообщило, что оно не может отомкнуть Землю, потому что Зима заковала ключи от Земли в ледяные кандалы. И решили бороться с лютой зимой. Послало Солнышко солнечных зайчиков. Они прыгали по снегу и делали первые проталинки. Появились весенние цветочки.
Тогда Зима выпустила Деда Мороза. Он превратил подснежники в ледяные сосульки. Солнышко выпустило лучиков-смельчаков, которые огненными стрелами растопили все. На деревьях появились клейкие листочки. Вот -вот расцветут яблони.
Разозлилась Зима и выпустила метели. Все засыпало снегом. Что ж делать? И решили тогда все пчелки вместе с помощниками Солнышка напасть на Зиму. Пчелки жалили Зиму острыми жалами, лучики огненными стрелами разбивали ледяные кандалы.
Испугалась Зима и отдала ключи от Земли. Солнышко отомкнуло Землю. И тогда, все кругом зацвело, ожило. Земля покрылась буйной травой.
Настала долгожданная весна!
Учитель:
Молодцы! Отлично справились с заданием. И за это Весна вам вручит свои подарки
Соревнование «Шифровальщик»
Весна:
Я вижу, что вы много читаете и знаете, что не может выть весны без веселого птичьего щебета. Но случилась беда. Не все птицы могут вернуться к нам с теплых краев. Сегодня утром я получила очень тревожную телеграмму от них: «Коварная Зима зашифровала наши имена, и мы не можем вернуться домой. Помогите!»
Ну что, ребята, поможем? Мы ведь знаем, что друзьям всегда нужно помогать в беде. Сейчас мы с вами проведем соревнование «Шифровальщик». Какая же команда быстрее поможет птицам?
Эстафета.
л ***ди
ла****ки
т*яс***з*и
др***ы
с***в*и
г***и
ж ***а*ли
с***ж*
ма**н**ки
пе***ки
с****цы
зяб****
Весна:
Молодцы! Быстро справились с заданием. Птицы теперь могут свободно вернуться домой.
Игра «Верни мяч»
Учитель:
Как не бывает весны без птичьего пения, так не бывает весны без цветов. Какие растения расцветают весной? Вот сейчас команды проверят друг у друга, хорошо ли они это знают. Игра называется «Верни мяч». Один учащийся, кидая мяч, называет весенний цветок, второй, возвращая, называет другой. Кто собьется и не сможет назвать цветок, проиграл.
Подснежник-фиалка
Ландыш – колокольчики
Анемоны - перелеска
Сон- хохлатка
Мать -и -мачеха – первоцвет
Галантус -морозник
Крокус – медуница
Кукольный театр
Учитель:
В начале урока мы говорили с вами, что наш урок необычный. Вот сейчас мы с вами превратимся в артистов, а наш класс на несколько минут станет кукольным театром. Дома вы выполняли следующие задание: готовили к показу сказку о весне. Сейчас ребята покажут сказку, а вы смотрите внимательно, чтобы потом смогли ответить на вопросы.
(Инсценизация сказки про подснежник)
Сказка «Подснежник»
Надоела зверям зима. Стали они думать – гадать, как ее прогнать.
Волк и говорит: «Я злой, она меня испугается». Топнул от напой, ударил хвостом, зубами заскрежетал:
- Ану убирайся прочь, зима!
Проснулся медведь. Вылез из берлоги, глаза протер, лапой ругается на зиму:
- Уходи, пока я не рассердился!
А зима их не боится и не думает отступать.
Вот из-за тучи солнце выкатилось. Видит, а на поляне в лесу цветок из-под снега головку поднял. Такой нежный, беленький. И поет тоненьким голоском:
- Солнышко, сияй, сияй! А ты, зима, тикай! Не волка мы не испугались, не медведя!
А услышала, что поет цветок, убежала зима куда глаза глядят.
Вопросы:
Почему же зима испугалась? (Она увидела первый цветок весны)
Конкурс «Сочини сказку»
Учитель:
Превращения продолжаются. И мы с вами сейчас будем настоящими сказочниками, которые по телевизору рассказывают детям интересную сказку о весне.
(Дети по одному из команды на фоне макета экрана телевизора рассказывают сказку о весне)
Сказка команды «Подснежники»
Как дети весну лечили
Случилось это тогда, когда Зима уже закончилась и должна была прийти Весна. Но Весна все не приходила. Зима радовалась и все больше засыпала землю снегом.
Запереживали дети. Хоть и хорошо на лыжах кататься, но как же быть без Весны?
Как же прилетят птички к нам, когда так холодно?
Обратились они к Солнышку. И оно сообщило им, что коварная Зима подослала к Весне холод, мороз, и красавица Весна заболела.
- Что же сделать, чтобы вылечить Весну? - спросили дети.
- Необходимо разбудить одного из ее сыновей, теплого Ветра, чтобы он обогрел ее.
Теплый ласковый Ветер спал в теплом лесу, в глубоком овраге.
Нелегкой была к нему дорога. Но дети разбудили его и сообщили о беде.
Ветер немедленно полетел к Весне, обогрел ее. Выздоровела Весна-красна, прогнала Зиму. Потекли ручейки, зацвели цветы, зашумели травы. А дети радовались теплу и солнышку.
Сказка команды «Фиалки»
Зернышко
Один раз упало Зернышко на землю. Долго оно лежало на ней и чуть не пропало. Пожалела Земля Зернышко, раскрылась и приняла его к себе.
Всю зиму Зернышко спало. Сквозь сон чудилось ему завывание вьюги.
Но вот в один день ощутило Зернышко тепло – это Солнышко поднялось выше и обогрело Землю. Потом теплый дождь полил и дал Зернышку влаги. И захотелось ему увидеть, что с ним происходит сверху. Выпрямилось оно и пустило маленький росток.
И что же увидел этот росточек?
Все вокруг зазеленело, зацвели деревья, зашумели травы.
Засмеялось Солнышко росточку, сказало: «Расти, набирайся силы, Весна-красна настала!»
Работа со скороговорками
Весна:
Я вижу, что вы, дети, умеете хорошо рассказывать, пересказывать, составлять сказки. Но нам свою речь еще необходимо совершенствовать. В разных жизненных ситуациях необходимо уметь говорить, где выразительно, где медленно, где быстро. И этому умению в большей степени способствует умение проговаривать скороговорки.