22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Велика Отечественная война.
«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина или девочка». И тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по земле, где созревали яблоки, где спали дети.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, о советских героях, способствовать формированию активной гражданской позиции; привитие патриотизма. Задачи: - образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны; - воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну; - развивающие: развитие умений выделять главное, формировать умения работы с текстом. На доске: вечный огонь.
Ход урока классного часа:
I.Оргмомент.
II. Новая тема. Дорогие ученики! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Приближается годовщина Великой Победы. В этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день, День Победы, в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения, и тех, кто после войны налаживал мирную, добрую жизнь. И этот классный час хочется начать словами:
Звучит песня «Священная война» Композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кума В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной… Такими словами можно охарактеризовать воспоминания каждого фронтовика Великой Отечественной войны. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.
22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Велика Отечественная война.
«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина или девочка». И тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по земле, где созревали яблоки, где спали дети.
Армия Адольфа Гитлера обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам. На защиту родной земли поднялись сотни тысяч советских людей. Долгие 4 года и до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Видео («Первые дни войны»/Видео CD От Кремля до Рехстага, - М.: Республиканский медиацентр, 2000) Каждый день Великой войны был подвигом на фронте и в тылу врага, появление беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Первые месяцы войны были непомерно тяжелы: советские войска несли большие потери, вперед продвигались очень тяжело. Но шли вперед! Одним из таких тяжелых сражений стали бои зимой 1943 года в Псковской области, где гибнуть приходилось за каждый метр родной земли. Гибли герои. Одним из них был Александр Матросов. «Александр Матвеевич Матросов» Подвиг Александра Матросова вошел в историю Великой Отечественной войны, и стал ярким примером настоящей доблести, любви к Родине и своему народу. В 1941 году, после нападения немецко — фашистских захватчиков Советский союз, Матросов подался в добровольцы и через некоторое время был зачислен курсантом военного училища. В 1943 году, учитывая крайне тяжелое положение на фронте, он в составе таких же курсантов был досрочно направлен на фронт. 27 февраля 1943 шли ожесточенные бои возле небольшого населенного пункта Чернушки Псковской области. Красноармейцев не пропускал пулеметный огонь врагов, и серьезной преградой стала непрерывная пулеметная очередь одного из дзотов. Несмотря на отчаянные попытки уничтожить огонь противника, все они заканчивались неудачей. Три солдата пытались взять огневую точку, все трое пали смертью храбрых. Тогда гвардии рядовой Александр Матросов стал пробиваться с гранатами и автоматом к фашистскому пулеметчику, засевшему в дзоте. Несмотря на то, что он был замечен фашистом, Матросов упрямо пробивался к огневой точке, когда враг смещал огонь в сторону. Наконец ему удалось добраться до дзота на максимальное близкое расстояние – одна за другой полетели гранаты, но, к сожалению, они взрывались у самого дзота, не причиняяв никакого вреда противнику. Буквально в секунды затишья рядовой сделал длинный прыжок к огневой точке. Сразу же на его движение враг ответил длинной пулеметной очередью. Матросов залег, на исходе были патроны, гранаты все закончились, и на раздумья оставались считанные секунды. Выстрелив по амбразуре солдат, отвлек противника, и сразу же с криком «Вперед» кинулся вперед, за ним побежали остальные солдаты. Оживший вражеский пулемет заставил всех снова залечь, и тогда Александр Матросов рванул на дзот, закрыл своей грудью огневую точку врага. Путь для советских солдат оказался открытым, а через час поселок был взят. Этот подвиг Матросова, как и множество подвигов других солдат Красной армии, стал настоящим символом Мужества, любви к Родине. Именно такие подвиги внесли значительную часть в победу советского народа против фашистских захватчиков. Александру Матросову в 1943 году, было присуждено звание Героя Советского Союза, посмертно. В Уфе стоит памятник Александру Матросову.
Сообщение «Ульяна Громова» Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других. Она принимает активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев, распространяет листовки, собирает медикаменты, ведет работу среди населения, агитируя краснодонцев срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. В октябре 1942 года ее ввели в штаб подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Когда в Краснодоне начались аресты, Уля вместе с Майей Пегливановой пыталась связаться с заключенными, разрабатывала планы побега. Но 10 января их самих арестовала полиция, она попала в фашистские застенки. С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков. "...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..." Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни" После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5. "Ульяна Громова, 19 лет, на спине у нее была вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра" (Архив КГБ при Совмине СССР, д. 100-275, т. 8). Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Беседа: -Ребята, в чем подвиг Ульяны Громовой? (Несмотря на безжалостные пытки Ульяна Громова, участник подпольной организации «Молодая гвардия», оказалась давать какие либо показания о деятельности подпольщиков) Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Давайте вспомним всемирно известные дневники Тани Савичевой. - О чем они? (Они рассказывают о том, как выживали люди в блокадном Ленинграде и ка умирала семья Тани). Дети и война – понятия не совместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». - Как вы ее понимаете? ( Когда в стране война, которая сопровождается стрельбой и голодом, то нет разницы взрослый ты человек или ребенок, она не щадит ни кого.)
В январе 1944 года началось освобождение территорий СССР от немецко-фашистских захватчиков. 27 января была окончательно снята блокада Ленинграда. Но огромное количество русских, советских людей оставалось в фашистском плену .где жилось не сладко. О жизни в немецком плену вы узнаете из письма Кати Сусаниной.
Работа в группах Раздаточный материал «Катя Сусанина». Беседа по прочитанному: - Ребята, какое событие поразило вас из рассказа Кати? - Легко ли жилось в военном плену? ( В военном плену жилось очень тяжело: плохо кормили, заставляли много работать и били ногами) - Что случилось с мамой Кати? Почему? (Маму кати убили немцы, потому что она не хотела сдавать своего мужа и сказала, что он придет и вышвырнет их отсюда) - Во что верила девочка? О чем мечтала? (Катя верила, что ее отец жив и он отомстит немцам на неё и за маму) - Сбылась ли её мечта? (Да, русские победили и «вышвырнули» фашистов из нашей страны)
Как и Катя, все советские люди с 1941 по 1945 года мечтали только об одном – о победе! 21 апреля 1945 года красноармейцы ворвались в берлинские окраины, а 25 апреля взяли город. 8 мая 1945 года Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции.
III. Закрепление
Слово учителя. Давайте вспомним тех героев, о которых мы сегодня с вами говорили и заполним кластер. Ребята отвечают на вопросы. Слайд №16 (по щелчку появляются имена героев ,которых узнаю дети по их поступкам)
IV. Итог
Учащие 1-го класса выходят с плакатами, на которых нарисованы солнце, небо, листья и т.д. и озвучивают их строками из стихотворения Андрея Колачёва. Ученик №1 (плакат с солнцем): Я нарисую яркое солнце! Ученик №2 (плакат с небом): Я нарисую синее небо! Ученик №3 (Рисунок школы, солнечного неба и осенних листьев): Мы нарисуем осенние листья, Школу, ручей, друзей беспокойных. И зачеркнём нашей общей кистью Выстрелы, взрывы, огонь и войны. Давайте почтим память всех советских героев, подаривших нам мирное небо. Все встают. МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Слайд №17 (Звучит по щелчку песня «День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В Харитонова)
Народы СССР подверглись тяжелому испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену -27 миллионов человек.
Рефлексия
На доске надпись:"Вечный огонь - - память погибшим" и наклеено изображение жерла Вечного огня. В память о героях у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. А рядом с ним находятся плиты с именами тех солдат, которые защищали нас , но погибли. Давайте почтим память и выразим слова благодарности на языках пламени Вечного огня (На «языках пламени» дети пишут слова благодарности и прикрепляют из на скотч к «вечному огню» на доске») Учитель раздает изображения «язык огня». На доске изображение вечного огня, к которому дети прикрепляют «языки пламени» с пожеланием.