Просмотр содержимого документа
«Утренник "Будь другом леса"»
БУДЬ ДРУГОМ ЛЕСА
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесе, логическое мышление, воображение; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: изображения (или макет) лесных полян (с голыми деревьями и цветущие), старичка-лесовичка, иллюстрации растений, зверей, птиц, насекомых, солнышка; значки «Юный друг природы», знаки «Правила поведения в природе»; аудиозапись голосов птиц в природе.
I. Организационный момент.
— Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите изображение человечка с таким настроением.
Учащиеся выбирают изображение человечка, соответствующего их настроению: веселого или грустного.
— Я довольна, что у вас хорошее настроение, и хочу, чтобы к концу урока оно было таким же. Улыбнитесь друг другу.
II. Определение темы занятия.
— Хочу пригласить вас на экскурсию. Куда мы пойдем? Отгадайте загадки, и вы получите ответ.
Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
(Заяц)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
(Гриб)
— Назовите слова-отгадки. Что их объединяет? (Живут и растут в лесу.)
В какое время года вы больше всего любите ходить в лес? Приглашаю вас отправиться в летний лес по учебной тропинке.
III. Экскурсия-путешествие в лес.
Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться — и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану — присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
— Что вы знаете о лесе? Почему мы дружим с лесом?
На доске вывешивается карточка со словом лес. По ходу беседы справа от слова лес прикрепляются карточки:
Лес:
— место отдыха;
аптека;
дом для растений, животных;
кладовая ягод, орехов, грибов;
воздух для легких;
зеленый наряд нашей планеты;
источник топлива, древесины;
источник чистой воды;
Прежде чем войти в лес, люди должны знать правила поведения в лесу. А вы знаете?
Учащиеся называют правила поведения в лесу.
Звучит аудиозапись голосов птиц.
— Что это? Это природа позвала нас в гости. Пойдемте в лес!
Открывается доска. На поляне — голые деревья, кругом — мусор. На пеньке сидит старичок-лесовичок.
— Что случилось? Почему старичок-лесовичок такой грустный?
Старичок-лесовичок(голос на магнитофоне). Человек вырубает деревья, кустарники, разоряет гнезда птиц, жилище животных. С каждым годом на земле остается все меньше лесов. Из-за этого загрязняются воздух и вода, исчезают растения и животные. Наша природа в опасности!
— Сегодня мы собрались здесь, чтобы подумать, как мы можем помочь природе.
. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.
Старичок-лесовичок. Предлагаю создать «Комитет по охране природы». Каждая группа — это отдел по охране. Вам предстоит решить проблему защиты растений, зверей, птиц, насекомых от жестокости и равнодушия людей. Это поможет нашей поляне засиять яркими красками.
Класс делится на четыре группы. На стол каждой группы ставится табличка с названием отделов: отдел по охране растений, птиц, зверей, насекомых.
— Что нужно сделать в первую очередь? От каждой группы выходит один ученик и очищает лес от мусора.
— Куда уберем мусор? (Унесем в специально отведенное для этого место.)
Группам выдаются конверты с заданиями(см. приложение), на обсуждение которых дается 5-7 минут. Затем каждый отдел рассказывает о проделанной работе и читает стихи о бережном отношении к природе. После выступления каждого отдела оживает картина леса: у растений появляется зеленый наряд, птицы, звери и насекомые возвращаются в лес.
Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке. (Береза.)
Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)
У какого дерева дрожат листочки? (У осины.)
2. Как вы поступите?
Учащиеся пошли в поход в лес. Несколько человек, увидев поляну с мухоморами, стали сбивать их и топтать ногами. Правы ли они?
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Приближается праздник Нового года. Где вы возьмете елку?
3. Помогите разобраться.
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветов.
Что ты делаешь? — спросила старушка.
Пчел отгоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика, что-то сказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами: «А я и не знал об этом».
О чем не знал Олег?
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к растениям.
Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун
Любите родную природу — озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля! На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
— Смотрите! К растениям возвращается зеленый наряд.
Учащиеся меняют картину леса. На деревьях появляются зеленые листья, расцветают цветы.
У каких птиц длинный хвост? (Например, у сороки, павлина.)
Какие птицы ночуют под снегом? (Рябчики, куропатки, тетерева.)
2. Как вы поступите?
Учащиеся увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять с собой. А вы как бы поступили?
3. Помогите разобраться.
Вы увидели гнездо птицы с птенцами. Как надо себя вести?
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам.
Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойства за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
И тогда холода им будет легко пережить!
Е. Благинина
— Посмотрите! Птицы возвращаются в лес. Учащиеся прикрепляют иллюстрации на доске.
Эти звери — хищники. Глаза и уши у них маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Но любимое лакомство — мед. (Медведь.)
Какого зверя называют косой? (Зайца.)
Эти зверьки рыжеватые по цвету. Гнездо сооружают у вершины ели или пихты. Питаются орехами, грибами, ягодами. Основной корм — семена хвойных растений. (Белки.)
2. Как вы поступите?
Учащиеся гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, но так и не нашли своего любимца.
Что бы вы посоветовали?
3. Помогите разобраться.
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Наш девиз: «Любить и охранять природу».
Давайте дадим слово:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
— Посмотрите! Звери и птицы возвращаются в лес!
Учащиеся прикрепляют иллюстрации зверей и птиц на доске.
Летит — пищит, сядет — молчит, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Рогат, да не бык, шесть ног, да без копыт. (Жук.)
2. Как вы поступите?
Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, — сказал Алеша.
Давайте, — с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:«Если бы муравьи могли говорить, они сказали бы вам, что...»
Что сказали бы муравьи?
3. Помогите разобраться.
Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза.)
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Ее цвет предупреждает об опасности. Она выделяет неприятную жидкость.)
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
—Посмотрите, насекомые летят в лес. Солнышко выглянуло, и даже тучка улыбнулась,
Учащиеся прикрепляют на доске иллюстрации насекомых, солнышка и улыбающейся тучки.
IIV. Итог занятия.
— Нравится ли вам теперь наш лес? Хотелось бы вам погулять по такому лесу?
Бываете ли вы в лесу? Расскажите об этом.
Какую помощь вы можете оказать природе?
У меня есть волшебная книга с экологическими знаками. Выберите знаки и по ним расскажите о том, что хотите сделать, чтобы помочь природе быть такой же красивой.
Учащиеся выбирают нужные знаки, прикрепляют на доску и рассказывают о своей помощи природе.
Учащиеся (хором).
Милая Родина! Ты год от года должна становиться краше.
Охрана природы — дело народа. Мое, твое, наше.
Старичок-лесовичок. Спасибо за помощь. Всем, кто хочет стать настоящими друзьями природы, вручаю значки «Юный друг природы». Надеюсь, что вы будете всегда бережно обращаться с природой.
Учитель вручает учащимся, которые хотят стать друзьями природы, значки.
— Спасибо за работу. Наше общение показало, что вы много знаете о лесе и его обитателях, знаете, как беречь природу, и, надеюсь, будете ее друзьями. Как ваше настроение?
Учащиеся показывают изображение человечка, соответствующего их настроению.
— Рада, что у вас прекрасное настроение. Учащиеся исполняют песню о лесе.