kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал «Песнь о храбром джигите»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал "Песнь о храбром джигите" посвящен 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, татарского поэта Мусы Ждалиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал «Песнь о храбром джигите»»

Устный журнал « Песнь о храбром джигите»

Цель: показать величие подвига татарского поэта

Задачи:

1. познакомить учащихся с творчеством Мусы Джалиля.

2. воспитывать в ребятах гордость за народ, который способен на подвиг во имя Родины.

Оборудование: портрет Мусы Джалиля, выставка книг, презентация.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

В Казани, неподалеку от знаменитого Кремля, воздвигнут памятник Мусе Джалилю. Поэт, окутанный колючей проволокой, гордо поднял голову, его дух непобедим. Этот герой - великий татарский поэт Муса Джалиль.

Я часто задумываюсь над тем, откуда берутся герои, откуда берутся люди, способные пройти через все испытания, перетерпеть адские муки и пытки ради других людей. Ведь они обыкновенные, они так же как и мы состоят из плоти и крови , где находят источник нечеловеческого терпения и стойкости?

Мы начинаем наш устный журнал «Песня о храбром джигите». Муса Джалиль предстанет перед нами совсем ещё мальчишкой, юношей, зрелым мужчиной. Мы попытаемся найти истоки его подвига, может, они во всей его недолгой, но такой яркой и самоотверженной жизни.

Страница 1. «Детство»

Ученик 1.

В холодный зимний день 15 февраля 1906г. в селе Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы появляется на свет маленький Муса. С детства он был очень подвижным, жизнелюбивым: любил играть, смеяться, ходить в лес, купаться в озере. В 6 лет с братом Ибрагимом начинает учиться в школе. Очень способный Муса быстро переходит из класса в класс, подрастает...

Ученик 2.

В те годы все четыре класса сельской школы занимались в одной комнате. Впереди сидели ученики первого класса. Во втором ряду — второклассники, затем третий и четвертый классы. Учитель обычно давал задания одному классу, потом другому, одновременно занимаясь со всеми четырьмя классами. Прошло примерно полтора-два месяца, и учитель стал замечать, что Мусе скучно с одноклассниками. Он быстро научился читать, писать и считать, то и дело поднимал руку, когда учитель задавал вопросы второму ряду. Учитель решил пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Вскоре, однако, Муса догнал и второклассников и уже тянул руку, когда давали задания ученикам третьего класса. Учителю не оставалось ничего другого, как пересадить мальчика на третий, а затем и на четвертый ряд. Так за один учебный год Муса закончил четыре класса!

Ученик 3.

Очень способный Муса с детства сочиняет стихи. В 13 лет его стихотворение под названием «Счастье» было напечатано в газете.

Счастье

Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей,
Если б враг отступил перед силой моей,
Если б шел я вперед все смелей и смелей,
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если пуля засела бы в сердце моем,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, -
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

Ученик 4.

Послушайте, какой интересный случай произошел с Мусой Джалилем.

« Давным – давно, когда еще не было нас с вами, ваших мам и пап, сидели на берегу реки, недалеко от деревни Мустафино, два мальчика. Они так сильно любили ловить рыбу, что целыми днями пропадали на реке.

Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчики с удочками сидят на берегу реки. Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик попался! Первым не выдержал Зариф:

- Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет.

Муса тоже поднялся со своего места. Ног тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.

- Ой! – вскрикнул Муса.

Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался . Но заметив на глазах Мусы невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину скрылся под кожей , нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала бабушка Мусы . Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю старику Нигметзяну.

Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за нею Муса. Позади , подняв удилище над головой, шел Зариф.

Старик Нигметзян щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.

- А ты терпеливый! Молодец! – похвалил Мусу старик Нигметзян.»

Муса очень дорожил своими друзьями, и сам был хорошим, верным другом. Дружбе и друзьям посвящает Джалиль свои стихи: «Шакир и Гали», «Мой пес» другие. Давайте послушаем стихотворение «Мой пес»


Мой пес

Я знаю, что мой пес

Пока еще мал.

Ну, что же,

Зато он –

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Выполнит Акбай.

Не зря же - упрямо,

И в зной, и в мороз

Военному делу

Учился мой пес.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

И голос подать.

Ты ранен – тебе он

Доставит воды, Он может солдата

Спасти от беды.

А нужно – он важный

Пакет принесет:

Недаром с портфелем

Ходил он весь год…

Пусть будет скорее

Акбай мой большим –

Служить на границу

Уедем мы с ним;

Хотя и сегодня

Акбай мой готов

Родную страну

Защищать от врагов


Страница 2. «Довоенное время»

Ученик 5.

С детства познал нужду, социальную несправедливость. Поэтому, первые стихотворения, которые он принес в газету «Красная Звезда» в 1919 году – о борьбе за счастье простых людей.

В 1921 году Муса становится курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем студентом Татарского института народного образования. Немного позже он получает еще одно высшее образование в Московском Государственном университете.

Джалиль писал стихи, поэмы, песни. Лучшие его произведения насыщены чувством гордости за человека – творца, строителя нового мира…

В 1939 – 1941 годах Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.

Мусса выступает перед творческой интелегенцией, перед читателями – учащимися, студентами, рабочей молодежью, читает стихи по радио. Он пишет статьи, делится своими мыслями.

Ученик 6.

В 1938 году Муса Джалиль сам сделал книжку для детей. Однажды младшая сестрёнка Хадича рассказала брату про случай в подъезде , как маленький мальчик тянулся к звонку, но никак не мог достать до кнопки. Тогда один из прохожих взялся помочь , а что из этого получилось узнаем ,прочитав стихотворение.( «Случай в подъезде»).

Забыть тот случай —
Не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку,
И топчется на месте.

Тут взялся я помочь ему.
И говорю:
— Давай нажму,
Но сколько раз?
И он сказал:
— Нажмите пять! —
И я — нажал.

Я позвонил
Пять раз подряд,
А он
Попятился назад:
— Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!!

Он — из подъезда.
Я — за ним.

Страница 3. «Война»

Ученик 7.

Воскресным июньским утром, таким ясным и солнечным, Муса должен был поехать с семьёй на дачу к друзьям. Они стояли на перроне, ждали электричку, когда по радио объявили, что началась война.

В первые же дни войны Джалиль пошел на фронт добровольцем. Последнее стихотворение, которое Муса Джалиль написал,уходя на фронт, было посвящено маленькой девочке из Мензелинска.

Ты прощай. моя умница,

Погрусти обо мне.

Перейду через улицу-

Окажусь на войне.

Если пуля достанется –

То тогда не до встреч.

Ну, а песня останется-

Постарайся сберечь…


Ученик 8.


Муса Джалиль стал простым ездовым при орудии. Потом он стал военным корреспондентом, рвался на передовую. Он всегда был на самых трудных участках фронта. «Только на передовой линии можно увидеть героев, черпнуть материал, следить за боевыми фактами… Моя жизнь сейчас проходит в боевой обстановке и в кропотливой работе и походе».

Вторая ударная армия,в составе которой была редакция газеты «Отвага»,где работал Джалиль, была отрезана от основных сил советских войск. И в эти критические дни Джалиль сохранял выдержку и спокойствие, старался поддержать товарищей, подбадривал словом. Поэт и в мыслях не допускал, что может попасть в плен к фашистам. Но тяжело раненный- в плечо, в руку, в голову, и контуженный М. Джалиль попадает в плен.


Страница 4. «Плен»

Ученик 9.

В бессознательном состоянии Муса был взят в плен, долгое время находился на грани жизни и смерти. Его выходили военнопленные, которые хорошо знали своего поэта. В Советском Союзе в это время он считался «без вести пропавшим».

Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом.

За малейшую провинность – расстреливали на месте. Но М.Д. не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом. 

В тылу врага, в тюрьме Шпандау , Джалиль создал подпольную организацию. Подпольщики устраивали побеги из лагерей, печатали и распространяли листовки.

Когда подпольную организацию раскрыли, фашисты пытали Джалиля и требовали, чтобы он выдал товарищей. Но не добились этого, заперли его в каменном мешке – в Моабитской тюрьме в Берлине. В ожидании смертной казни поэт продолжал писать стихи.

Поэт записывал свои стихи в маленький самодельный блокнотик, который прятал от надзирателей. Самому поэту было не суждено дождаться свободы. Этот блокнот вынес на свободу сосед Джалиля по камере, бельгийский патриот Андре Тиммермане.

За участие в подпольной организации Муса был казнён на гильотине

Заключение

… «Я не боюсь смерти. Есть жизнь после смерти в сознании, в памяти народа»… Эти слова замечательного поэта оказались пророческими.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое что подсказывало ему сердце. Имя поэта знают во всём мире. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его именем названы улицы, музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета. А сейчас ребята я попрошу Вас почтить память нашего героя-поэта Мусы Джалиля минутой молчания.

Минута молчания














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устный журнал «Песнь о храбром джигите»

Автор: Лаврентьева Светлана Ивановна

Дата: 18.10.2021

Номер свидетельства: 588848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства