-воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения.
Ход урока.
Ученик 1:Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко … В чём секрет?
Ученик 2:Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Ученик 3:Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Ученик4: Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
Учитель. Давайте вспомним день веселый, Что в сентябре нас здесь собрал.
Ученик 5: В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» для всех в подарок
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, к строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик 6: Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем наш секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет.
Ученик 7: А верным помощником в этом нам стала Первая главная книжка. И первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам.
Ученик 8: Мы прочитаем хороших книг немало, Пускай года пройдут и много-много дней, Нам Азбука хорошим другом стала, Мы этот урок посвящаем ей!
Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок чтения – это урок прощания с первой учебной книгой. Урок одновременно и радостный, и грустный. Грустный, потому что вы дети прощаетесь со своим самым любимым учебником, благодаря которому вы получили первые школьные знания, а радостный, потому что впереди у вас встреча с новыми учебниками, из которых вы узнаете ещё очень много нового и интересного. Многое изменилось в вашей жизни за это короткое время. Сколько разных событий произошло. Кажется, еще вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители, на своих детей – как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помогла им в этом первая учебная книга, которая называется «Азбука». Этот учебник многих детей научил читать, а тех, кто уже умел читать до школы, научил составлять схемы слов, работать с текстом и многому другому. Без этих знаний невозможно учиться дальше.
Учитель: Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что в мире надо много знать.
Учитель. Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по страницам азбуки.
Есть конверты в этом классе,
Где написаны заданья.
Первый близко здесь лежит
Там, где Сонечка сидит.
(Дети находят конверт, учитель читает задания.)
Задание №1. Блиц – опрос.
-Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать.
- Сколько букв в алфавите? (33 буквы)
- Какие бывают буквы? (гласные и согласные)
- Сколько гласных букв? (10)
- Сколько согласных букв? (21)
-Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)
Задание №2. Задание на развитие фонематического слуха.
- Прослушайте внимательно стихотворение и буква должна выйти к доске, звук которой наиболее часто встречается в стихотворении.
1. Утром на траве росою Эта буква заблестит, А под вечер на крылечке, Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе, Как оса ужалить может. Ну, а в мае на березе Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром, Долгою дорогой в дом. День за днем назло недугам, Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз На своей трубе привез Губы вытяни в трубу И получишь букву /У/
5. Эта буква бодрым шагом В бой идет под барабан. И бодает буква букву Будто баловник баран. /Б/
6. Эта буква знаменита - Стоит в начале алфавита. /А/
Учитель: Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать (Из букв нужно собрать слово «ДРУЖБА»).
Задание №3 «Живые буквы»
Я называю слова, а нужные «буковки» выбегают и образуют его: весна, школа, букварь, дом.
Учитель. Ребята, продолжаем искать конверты.
А теперь второй ищите,
Там откуда свет, тепло,
Если шторы отодвинуть,
Вмиг найдёте вы его»
Задание №4. Игра «Расшифруй слово»
- Сейчас будем играть в игру «Расшифруй слово». Работать будем в группах.
- Какие правила нужно соблюдать при работе в группах?
I группа- 1) 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит).
II группа- 2) 12, 15, 10, 4, 1 (книга).
III группа- 3) 1, 9, 2, 21, 12, 1 (азбука)
Проверка. Молодцы!
СЦЕНКА «ПЕРЕМЕНА»
Расселись ребята на брёвнышке в ряд
И тихо о школе втроём говорят.
Мне нравится школа, Варя сказала.
Всю жизнь я о школе, ребята, мечтала.
Учитель мне нравится, Кирилл сказал.
Он строгий, таких я ещё не видал.
А мне, чуть подумав, промолвил Андрей,
Мне нравится больше всего ПЕРЕМЕНА!
Учитель. Ищите третий конверт.
Следующий найти несложно,
Он под стулом закреплён.
Если мы туда заглянем,
Его обязательно найдём.
Задание № 5. Исправьте ошибки в рассказе Незнайки.
Жили- были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них согласные. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их? Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо- таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой и, а дружат только с ы. Все буквы живут в домиках, расположенных в определённом порядке. В первом домике живёт буква буквы я, а последнем – буква а. Вот только я забыл, как называется страна, в которой они живут. Подскажите ребята, пожалуйста, мне.
Задание №6. «Собери слово»
Учитель: А в этом задании вы попробуйте в парах – сложите рассыпанные буквы.
Какое слово получилось? (овсянка)
А, Я, О, В, С, Н, К.
Учитель: Давайте послушаем диалог двух друзей .
Саша: Люблю я овсянку!
Матвей: И я люблю!
Саша: Она жёлтая, красивая такая!
Матвей: И вкусная! Особенно с молоком!
Саша: Как это – вкусная? Как это с молоком?
Матвей: Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.
Саша: Да ты про что говоришь?
Матвей: Как это про что? Про овсянку! А ты про что?
Саша: И я про овсянку.
Матвей: Ты про какую овсянку?
Саша: Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду живёт и песни поёт.
Матвей: Каша песни поёт?
Саша (сердито): Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка.
Не слыхал про такую что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать!
Матвей: Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.
Итак, сколько значений имеет слово овсянка. Как называются такие слова?
Учитель: Приведите примеры слов, имеющих несколько значений. ( Плитка, кисти, ручка, каток, лук, коса.)
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря своему старанию, трудолюбию, желанию учиться.
Сегодня в нашем классе много гостей и все они спешат поздравить вас. Слово предоставляется __________________________.
Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И все это время вы были окружены заботой и внимание ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Давайте их поблагодарим и хором скажем «СПА- СИ- БО»
- Слово предоставляется родителям._________________________.
Ученик:
И в десять лет, и в шесть и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.
Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на земле!
Ученик:
Быстро пролетел учебный первый год.
Вот уже и Азбуку прошли.
Пожелайте нам, чтобы мы шли вперед
И с собою знания несли.
Ученик .
Смех и слезы, радость и печаль За полгода нам довелось испытать, Но стараний наших нам не жаль – Книги нам легко теперь читать.
Ученик .
До свидания! До свидания! А на следующий год Наша Азбука научит Тех, кто в первый класс придет!
Ученик:
Закончен праздник, он у нас
Рассчитан на один лишь час
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год.
Учитель:
- Дорогие мои, первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.