Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ваховская общеобразовательная средняя школа»
Нижневартовский район
Внеклассное мероприятие
УРОК ЗДОРОВЬЯ
Тема: «Бесценный дар – зрение!»»
(учащиеся 2 -5 классы)
Составитель: педагог организатор
Слинкина Т.П.
п.Ваховск
2014 г.
Урок здоровья «Бесценный дар – зрение!»
для учащихся 2-5 классов
( с применением слайдовой презентации)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Цель занятия :
Профилактика нарушения зрения.
Задачи:
Дать знания учащимся о строении глаза
дать знания о функциях органов зрения;
учить детей соблюдать личную гигиену
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Мудрые слова: Для здоровья - не ленись, за собой следить учись
Словарная работа: радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка, врач-окулист.
Оборудование: зеркальце, цветные карандаши, лист бумаги для рисования, иллюстрированный материал «Органы зрения», пословицы, поговорки, загадки, стихи о глазах, кроссворд « Глазворд» ( приложение 2), карточки для игры « Разрешается- запрещается» ( приложение 1)
Контрольные вопросы:
1. Как устроен глаз?
2. Как работает глаз?
3. Как беречь глаза?
Ход урока:
I. Подготовительная часть
Наш урок пройдет под девизом: СЛАЙД «Для здоровья - не ленись, за собой следить учись».
Их у человека 5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Сегодня мы поговорим об одном из них, а о каком- вы узнаете , отгадав загадки.
1. Загадки: СЛАЙД
Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят (глаза).
На ночь 2 оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (глаза).
Кругло, горбато, около мохнато, по бокам бело, в середине черно, как придет беда - потечет вода (глаз, ресницы, зрачок, слеза).
Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза).
СЛАЙД .«Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира» сказал великий писатель М.Горький
II.Основная часть
1. Наблюдение
Давайте вспомним:
СЛАЙД . Рассказ: Цветное колечко в глазу - это радужная оболочка или
радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Посмотрите друг на друга. Какого цвета глаза у вашего соседа? (Ответы). А бывает ли цвет глаз красный, желтый, оранжевый (нет).
Радужную оболочку спереди покрывает прозрачная тонкая оболочка –
роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.
Опыт: В центре глаза мы видим точку. Это зрачок. Проделаем опыт. Посмотрите в окно на свет. Что вы заметили? (зрачок сужается, становится маленьким). А теперь посмотрите в темный угол комнаты, отвернувшись от света. Что вы видите? (Зрачок расширяется, становится большим).
Рассказ-беседа: Значит зрачок маленькое окошечко, через которое мы смотрим на то, что нас окружает. Зрачок регулирует количество света. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый, тусклый - зрачок расширяется. Эта способность зрачка позволяет ему пропускать определенное количество света.
При каждом ответах детей словарные слова вывешиваются на доску
Как защищены глаза? (ответы детей: веки, ресницы). Что еще защищает глаза?
Разгадайте загадку:
Под мостом - мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались (Брови и ресницы).
Брови тоже защищают глаза - не дают поту, стекающему со лба их заливать. Пот содержит вредные вещества и соль. Он может слепить и раздражать глаза.
Зачем человеку слезы? (Ответы, гипотезы).
Слезы тоже защищают глаза. Они выполняют очень важную функцию
(работу) - смывают с поверхности глаз пыль, мелкие соринки. Они смачивают поверхность глаз, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаз будет сухой и растрескается. Глаза будут болеть. Слезы вытекают из глаз через отверстия в верхнем и нижнем веке у носа. (Отверстия можно рассмотреть в зеркальце или друг у друга).
2. Микроитог. СЛАЙД.(продолжение) В глазу изображение предметов проходит через роговицу и зрачок в хрусталик. Потом через хрусталик изображение попадает на сетчатку. Сетчатка принимает сигнал и передает его в головной мозг по зрительному нерву. Головной мозг помогает нам определить, что мы видим.
3. Вывод : Глаза надо беречь! СЛАЙД .
4. По каким причинам может испортиться зрение?
СЛАЙД . Зрение может испортиться по следующим причинам:
Неправильное питание
Наследственность
Неправильный режим дня ( беспорядочный образ жизни, недосыпание, злоупотребление просмотром телевизора и т.д.)
Чтение лежа
Курение, употребление алкоголя
СЛАЙД . Витамины , необходимые для глаз
5. Игра «Запрещается -разрешается»( учащимся раздаются карточки, они должны распределить ответы по колонкам)
Смотреть долго телепередачи,
играть длительное время за компьютером,
делать зарядку для глаз,
одевать очки при хорошем зрении,
лежа читать,
заниматься в темном помещении,
чтобы освещение было с левой стороны,
читать в общественном транспорте,
посещать окулиста,
больше кушать моркови, яблок, черники и т.д.___________
Ведущий: Давайте проверим наши ответы
СЛАЙД . Разрешается»_____ __Запрещается
6. Это интересно.
Лекарь - вода и солнце СЛАЙД
С древних времен на Востоке люди лечат глазные заболевания с помощью солнца. Полезно смотреть на солнце двумя глазами до слез, не моргая, но при строгом соблюдении определенных правил:
- только на восходе или на закате, когда на линии горизонта видна только половина диска, - это особенно важно!
Все птицы, оказывается, живут и умирают со стопроцентным зрением потому, что они первыми встречают рассвет, а днем на солнце не смотрят. В природе все гармонично.
Холодная вода - эффективное средство повышения тонуса глаз и окружающих тканей и должна применяться следующим образом. Когда бы вы ни умывались, наклонитесь над раковиной, наберите в полусогнутые ладони воды, поднесите их к лицу на расстоянии примерно 2 см от закрытых глаз и плесните водой, но не сильно. Повторите процедуру 20 раз, затем протирайте закрытые глаза полотенцем в течение минуты. Это освежит глаза, придаст им блеск и повысит тонус. Вода должна быть не прохладной, а холодной.
7. А вот наш друг Компьютер приготовил вам памятку. СЛАЙД .
Надавливание
Пощипывание
Моргание
Далеко-близко.
Располагайтесь всегда на расстоянии 50-80 см от монитора
Ограничивайте яркость изображения, следя однако за тем, чтобы надписи были четкими. Легче всего читаются темные буквы на светлом экране.
Каждые 10 минут отводите на 5-10 секунд взгляд в сторону от экрана
Оторвитесь на время от экрана, подойдите к окну, сделайте несколько глубоких вдохов и несколько наклонов. Сразу после этого можете ко мне вернуться я вас подожду.
После работы со мной , через 20-20 минут обязательно сделайте упражнения для глаз для снятия напряжения (упр. №2)( выполняем) СЛАЙД
ПРАКТИКА .«Взгляд вверх-вниз»
«Ходики»
«Стрельба глазами»
« Циферблат»
«Бабочка»
«Восьмерка»
СЛАЙД 10. Продолжительность зрительных нагрузок
Класс | Зрительная нагрузка | перерыв |
1-3 | 20 | 10-15 |
4-6 | 25-30 | 10-15 |
7 и старше | 35-40 | 10-15 |
ВАШ КОМПЬЮТЕР
8. Игра «Наши глаза» Посмотреть друг другу внимательно в глаза:
похлопали в ладоши у кого карие глаза;
присели 3 раза у кого зеленые глаза;
подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.
III. Закрепление.
1. СЛАЙД .Составление памятки: Как сохранить зрение (ответы детей)
1. Смотри телевизор не более 2 часов в день.
2. НЕ сиди близко к экрану телевизора (2-2,5м)
3. НЕ рисуй, НЕ читай, НЕ играй и при слабом освещении
4. НЕ бегай с ручкой, карандашом и другими острыми предметами, можешь повредить глаза окружающим
5. Выполняя работу за письменным столом, не наклоняй низко голову
7. НЕ три глаза грязными руками.
8. НЕ смотри на солнце , даже в солнцезащитных очках.
9. НЕ примеряй чужие очки
2. Кроссворд СЛАЙД .( приложение 2)
Что смывает пыль и грязь с поверхности глаз?
Цветное колечко в глазу?
Прозрачная тонкая ткань, покрывающая глаз спереди?
Что защищает глаза?
Растительность над глазом?
Створка глаза?
Углубление для глаз?
Кружок в центре радужной оболочки?
ПРОВЕРИМ!
3. Я бы хотела еще хотела познакомить вас с различными упражнениями для глаз. СЛАЙД (3)
IY. Поведем итоги.
Какое главное правило вы усвоили (ответы детей)
Какое из упражнений для глаз вам больше всего понравилось ( показ)
Какое главное правило при работе на компьютере ( ответы детей)
Какие новые слова Вы узнали на занятии? (радужка, роговица. зрачок, веки, ресницы, брови, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв). Слова помещаются на доску.
Какой главный вывод наше урока здоровья? ( Глаза надо беречь!) СЛАЙД .
Спасибо! До новых встреч! Будьте здоровы!
Исп. педагог-организатор
Слинкина Т.П.
Приложение 1.
Приложение 2
Кроссворд
Что смывает пыль и грязь с поверхности глаз?
Цветное колечко в глазу?
Прозрачная тонкая ткань, покрывающая глаз спереди?
Что защищает глаза?
Растительность над глазом?
Створка глаза?
Углубление для глаз?
Кружок в центре радужной оболочки?
( клетки с цифрами не заполняются)
9