Семинар – практикум для родителей «Учимся , играя»
Цель: создать условия для осознания родителей значения игры в развитии ребенка.
Задачи:
-познакомить родителей с актуальностью проблемы и с некоторыми игровыми методами развития ребенка;
-помочь родителям овладеть игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей;
-способствовать установлению открытых и доверительных отношений между родителями и детьми.
Участники: родители, классный руководитель.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, ПК, презентация Microsoft Office - Power Point “Учимся, играя”, флипчарт с маркерами, карточки с заданиями и речевым материалом (наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления “чисто говорок”).
План проведения:
1.Вступительное слово классного руководителя: 2. Теоретическая часть. Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка».
Уважаемые родители я очень рада видеть вас на семинаре-практикуме. Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие «Здравствуйте!» Родители поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всём (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). Вижу настроение у вас хорошее, деловое - продолжаем.
2. Теоретическая часть. Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка».
Классный руководитель - Нашу встречу хочу начать со слов Макаренко А. С. «Игра, имеет «важное значение» в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением. Играя, ребенок учится жить. Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания. Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы - наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь - подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами. Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как "Дочки - матери", "Дом", "В гостях" и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений. Положительный воспитательный эффект имеют такие игры, как "Волшебное слово" (когда каждую просьбу и действие необходимо сопровождать надлежащим отбором и употреблением вежливых, приятных слов); "Магазин одной покупки" (когда ребенок мысленно попадает в ситуацию выбора, при которой из большого предложения различных возможных желаний имеет право выбрать только одно. Кстати, подобную ситуацию "в магазине" можно использовать для того, чтобы дети ориентировались в возможностях семейного бюджета, в полезности или излишке отдельных вещей; учились делать осознанный выбор, за который им самим придется отвечать в случае неудачи); "Хорошо - плохо" (когда в игровой ситуации ребенку раскрывается сущность хорошего и плохого, и у него формируется система представлений о причинно-следственные связи различных действий, поступков и поведения в целом) и другие. Подобные игры всегда будут способствовать формированию представлений ребенка о вежливости, о первоочередности желаний и потребностей, о возможности их удовлетворения и развивать и обогащать его язык, даже если вы и не будете четко ставить перед собой подобную цель воспитания. Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек? Игрушки для детей 3–4лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад. – Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи. Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их – Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без острых углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком. Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх. – Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разно цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия. Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты. Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т. д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребенком и принесет ему радость и пользу. Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др. (для этого проведем отдельный мастер-класс) Покажите ребенку, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.) Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
2. Практическая часть. Знакомство с играми.
Кл. руководитель - Игра - это самое интересное в жизни ребёнка. Упражнение “Чемодан чепухи”. Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д. Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать. Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.кл рук , предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами, лежащие на подносах. Кто – больше назовет, то и выиграл. Игра в перевертыши. Игра для детей .Задача игроков – разгадать известные выражения, сказанные наоборот. За каждое отгаданное выражение игрок получает одну фишку. Побеждает тот, кто отгадал больше всего перевертышей • Счастье - перемещается кучами (Беда не приходит одна). • Начал развлекаться – трусливо сиди дома (Кончил дело – гуляй смело) • Скрыл, что водоросль – выходи из аквариума (Назвался груздем – полезай в кузов). • Собак пугать – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить). • От смелости затылок мал (У страха глаза велики) . • Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса). • На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит). • С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда). • Коляски чистоты пугаются (Танки грязи не боятся). • Испортил отдых – сиди тихо (Кончил дело, гуляй смело). Игра «Черное-белое». Педагог поднимает карточку с изображением белого домика и родители называют положительные качества объекта. Затем с изображением черного домика и родители перечисляют отрицательные качества. ( пример: «Книга» хорошо - из книг узнаёшь много интересного; плохо - они быстро рвутся). Копилка идей – родители делятся своими семейными играми. 3.Итог. Вручаются родителям буклеты «Домашняя игротека» (приложение1). Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!
В сто
С помощью игры можно занять время, кроме того она развивает логику ребенка.
Первый игрок называет число от одного до ста.
Второй игрок называет число, которое больше, чем предыдущее, но не более чем на 10.
Выигрывает тот, кто назвал «100».
Примечание. Выигрывает тот, кто назовет «89». И наверняка выиграет назвавший числа 12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 100. При правильной стратегии всегда выигрывает начинающий.
Игра развивает: логика, мышление
Количество игроков: 2
Хлопки
Хлопки — веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе в младших классах.
Игроки встают в круг. Каждому игроку присваивается порядковый номер. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два — по коленям. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а хлопая по коленям, — номер любого другого участника, стоящего в круге. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.
Побеждают два последних оставшихся игрока.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, реакция
Количество игроков: 7 и более.
Три слова
Игра развивает фантазию ребенка. С ее помощью можно интересно провести время в компании друзей.
Ведущий называет три слова. Игрок составляет осмысленное предложение с этими словами.
Примечание. Иногда это бывает трудно сделать.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: фантазия
Количество игроков: 2 и более.
Повтори-ка
Повтори-ка — познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности. Отлично подойдет для всех школьников, но особенно полезна для детей младших классов школы.
Выбирается тема игры, например «Дикие животные». Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва.
Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.
Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок — выбывает из игры.
Примечание. По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т. д.
Игра развивает: внимательность, память
Количество игроков: 2 и более
Игра «Слушай внимательно – повторяй старательно». Игра проводится стоя, с мячом
– Отвечает тот, кто ловит мяч. Повтори без ошибки медленно, потом быстро:
Упражнение «Подуй на капельку» (с использование дидактической игры)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел ветер погулять.
Держим тучку напротив рта и дуем на капельки, при этом, делаем вдох носом, не поднимая плеч, и длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.
«Раз, два, три – слово, фразу повтори» (работа в парах)
Для этого упражнения надо разбиться на пары. На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:
делаем вдох - туча
делаем вдох - это туча
делаем вдох - это большая туча
делаем вдох - это большая, серая туча
делаем вдох - это большая, серая, дождливая туча
Каждый участник, в паре придумывает для другого участника слово для игры.
4.Подведение итогов. Рефлексия.
Наш семинар – практикум, подошел к концу. - Кому сегодня было интересно, вы с удовольствием работали, узнали что-то новое. Прикрепите на доску весёлый смайлик - если вам понравилось. А кому было не интересно – грустный смайлик. Спасибо всем!
Ревизия игр. Обучающие игры с помощью игры.
Список литературы.
1.Чурилова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001. 2. Буланова Е.В., Небахарева Э.В. Формы работы сдетьми. Государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр детей и юношества, информационно- методический центр, 2001- 2002.. 4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2012. 5. Писарева С.А. Современные научные исследования в области дополнительного образования с методикой преподавания в начальных классов с помощью игр. 6. http://www.menobr.ru/materials/294/5131/ 7. http://upr.1september.ru/article.php?ID=200800307
Приложение 1
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА. Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные. 1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей . 2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д. 3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик . 4. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями . 5. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. 6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. 7. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.
*Варианты игры “Волшебная палочка” – это лексико-грамматические упражнения: “ Один – много” – образование существительных множественного числа; “Прятки”, “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числа в родительном падеже; “ Назови ласково”, “Большой - маленький” – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
*“Посчитай-ка” согласование имен существительных с числительными.
Счет предметов до пяти, до семи или до десяти помогает детям освоить навыки порядкового счета, способствует удлинению речевого выдоха, а также учит их правильно согласовывать имена существительные с числительными “один”, “два”, “пять”. При автоматизации Р считаем, например, арбузы таким образом: один арбуз, два арбуза, три арбуза... пять арбузов и т.д. Можно использовать счетные палочки, магнитные цифры.
Просим родителей посчитать “белок” от одной до пяти.
Как видите, подобные упражнения позволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формы правильно, без ошибок.
Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Семинар-практикум для родителей на тему: «Учимся, играя».