Просмотр содержимого документа
«Театрализованное представление Посвященное празднованию «Масленицы.»»
Театрализованное представление
Посвященное празднованию «Масленицы.»
Масленица — один из самых веселых народных праздников. Это к ней, к Масленице , лучше всего шла такая поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял на широку ногу. Недаром и по сей день, как услышим: «Живет, что сыр в масле катается»; или еще: «Не житье, а масленица» — сразу понимаем, о чем речь. Звучит народная мелодия. Выходит Хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка:
Заходите, гости дорогие!
Гости званные да желанные!
Давно мы Вас поджидаем,
Праздник не начинаем. (Поклон).
Хозяйка:
Эй, девицы-затейницы!
Гостей заводите,
Песнями веселите!
Хозяйка: Вот и наступила долгожданная Масленица. Народ называл ее «честная», «широкая боярыня». Целую неделю гуляли и стар, и млад. Масленица предваряет Великий Пост и уже всю неделю масленичную нельзя употреблять в пищу мясо. Зато можно было есть молоко, яйца, масло. Поэтому масленую неделю еще называют Сырной, Мясопустной.
Каждый день Масленицы имеет свое особенное название и сопровождается определенными обрядами.
Понедельник называется «встреча». Это детский праздник. Рано утром дети выходили на улицу, строили снежные горы и катались на санках. Во многих губерниях детвора сооружала из соломы куклу - Масленицу. С той куклой дети скатывались со снежных гор и бежали по деревне с криками: «Масленица приехала! Масленица приехала!». Эй, девицы-затейницы/ Какими песнями на Руси встречали Масленицу.
А во вторник, «заигрыши», на снежных горках детей сменяла молодежь. Парни и девушки катались на санях. Всюду были слышны песни, смех, звуки гармони. Юноши и девушки присматривались друг к другу, возможно к осени и свадьбы сыграны будут.
:
А в среду и четверг на горы выходили все люди. Только древние старики, да младенцы не принимали участие в санных потехах. Разгул масленичный приходился на четверг, который получил название «широкий», «перелом». Гуляющих развлекали скоморохи с Петрушкой, очень популярны были «живые картины» — инсценировки полотен известных живописцев. А возле ледяных гор торговали горячим чаем и сладостями. На нашей выставке вы видите коллекцию тульских самоваров и сударыню, торгующую чаем в костюме Орловской губернии конца XIX- начала XX вв.
К чаю продавали различные сладости и, самым главным лакомством были блины.
. А в пятницу, «тещины вечерки», зятья ждали тещу у себя в гостях. Зять должен был пригласить тещу заранее. А теща заранее молодым мешок муки, кадушку масла, сковородки. Если зять пренебрегал этой традицией, то между ним и тещей могла возникнуть вражда. Поэтому каждый зять стремился угостить свою тещу самыми вкусными блюдами. И на нашей выставке, зять и замужняя дочь радушно встречают тещу. Все действующие лица представлены в воронежских костюмах конца XIX- начала XX веков.
: А суббота, получившая название «золовкины посиделки», начиналась с еще одного семейного обряда. Молодая невестка должна была пригласить в гости родню мужа. Во многих губерниях было принято одаривать золовок. Если золовка была еще в девушках, то молодая женщина приглашала своих подруг, еще не вышедших замуж, чтобы ей было веселей. А если золовка была замужем, то приглашали многочисленную родню мужа. Ели, веселились, и конечно лее, пели песни.
Шесть дней шумит, веселится честной народ. Ох, недаром на Руси говорили: «С себя все продай, а Масленицу отгуляй». Но вот наступает воскресенье, «прощеный день». В это время все должны были посетить церковь и попросить прощение у всех своих знакомых. Принято было просить прощение даже у незнакомых людей. А вечером народ разводил костер и сжигал чучело Масленицы. При этом исполняли обрядовую песню «Ты прощай, прощай, наша Масленица».
.
Марьюшка: Ой, подруженьки, что-то загрустили наши гости. А ведь Масленица сейчас, надо нам играть, петь и плясать.
Дарьюшка: А давайте потешим наших дорогих гостей загадками, да и проверим, как они знают русскую старину.
Девицы-затейницы задают вопросы. За правильные ответы Хозяйка выдает жетон. Все присутствующих делят на две команды:
Родня мужа Родня жены
Мать-свекровь Мать - теща
Отец - свекор Отец - тесть
Брат- деверь Брат - шурин
Сестра - золовка Сестра - свояченица.
Вопросы для конкурса.
1. А вот скажите-ка, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее: какой овощ?
а) свекла;
б) репа (+);
в) капуста.
Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!» Что это? Верно, репа. Кстати. Крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть л не всю зиму. Скажу как. Не спеша, через две-три недели после снятия урожая, обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из-под соленых огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно — слой репы и т.д.
2. Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи хоть кнутом хлещи»?
а) крапивные;
б) на рыбном отваре;
в) пустые, т.е. без мяса (+)
И верно, коли в пост - то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности весь год, как тут на щи не осерчать?
3. Сколько вид каш готовили русские крестьянки в XVII веке?
а) не менее 10;
б) более 20 (+);
в) более 50.
Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное, слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда черствый хлеб, луковицу, добавить растительного масла, соли. Вот и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша. Вот!
4. Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки - мастерицы?
а) не менее 10;
б) не менее 20;
в) не менее 50 (+).
Еще и теперь во многих кафе можно перехватить расстегаев с рыбой, кулебяку.
5. Представьте: праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? (только помните, мы сейчас в Древней Руси).
а) культурно раскрыть двери настежь;
б) спеть отходную песню, что-то вроде колыбельной;
в) выдать на прощание пряник «разгоняй» (+)
А правда, хороший обычай! Когда с пряником-то провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура. О счастливом гостеприимстве говорилось еще в Ветхом завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трех путников и получил за это благословение. Ведь под видом путников принял самого Бога.
6. Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»?
а) Троица;
б) Пасха;
в) Масленица (+).
«Стоглавье» пишется: «И ночь, и весь день мужи, жены и дети по улицам и водам глумы творят, играми и песнями забавляются». О каком это таком страшном разгуле с таким возмущением глаголет древняя книга?
а) гуляние на Новый год;
б) на осенний праздник урожая;
в) на Масленицу (+).
Ох, и широка, ох, и безудержна русская Масленица. По народному словцу, ведь так и выходило, что «ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду». Но пройдет всего один день, и все разом вдруг переменится. Словно ветром выдует из бесшабашных головушек веселье. И тот, кто вчера в диком азарте бросал на круг кушак и шапку, сегодня уж исправным христианином кладет поклоны на утренней и вечерней службе в ближайшем храме. Про все это чудачество говорили: «Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить».
Как назывался в народе последний день сырной недели?
а) заигрыш;
б) золовкины посиделки;
в) прощеный день (+).
Девицы-затейницы считают жетоны и определяют команду победителей.
Хозяйка: А теперь разгуляйся, Масленица!
Марьюшка:
Тень, тень, потетень.
Выше гора да плетень.
Собирайтесь под плетень
Все, кому играть не лень.
Дарьюшка:
Ой вы, гости-господа,
Выходите вы сюда!
Ну-ка, детки-ребятня,
Здесь у нас пойдет игра.
Игры
Все становятся в круг, водят хоровод и поют.
Как на масленой неделе испекли мы каравай.
Вот такой вышины.
Вот такой нижины.
Вот такой ширины.
Вот такой ужины.
Дарьюшка ловит участника хоровода, ставит его в центр и просит его исполнить песню, танец, стихотворение и т.д. Участник получает жетон.
2. Варварушка спрашивает: «Будем блины печь?» Дети, загибая пальцы, отвечают: «Большаку дрова рубить (большой палец), а тебе воды носить (указательный). А тебе —печь топить (средний). А тебе - тесто месить (безымянный). А малышке — песни петь (мизинец). Песни петь да плясать, родных братьев потешать».
Вопрос: А кто, ребята, песни петь умеет? (исполнитель песни получает жетоны).
3. Традиционная масленичная игра «Прыжки через гору». В центре складывают шапки и колпаки, из которых образуется горка. Все ходят вокруг и поют:
Стоит крута гора середи нашего двора, Супротив терема широкого, Супротив крыльца высокого. Не пройти - не проехати Что ни конному, ни пешему. Потом по очереди прыгают через эту горку. Участник, сбивший шапку, выбывает из игры.
4. Нос, пол, потолок.
Хозяюшка:
Ох мы с вами и навеселились.
А теперь пришла пора нашим гостям пряник-разгоняй выдавать
Да победителей награждать.
Хозяйка и девицы-затейницы выдают приз победителям (тем, кто набрал большее количество жетонов).