Тематическое родительское собрание-практикум "Как прививать полезные привычки у младшего школьника?"
Тематическое родительское собрание-практикум "Как прививать полезные привычки у младшего школьника?"
Тематическое родительское собрание для 2 класса 3 четверти по теме:«Как прививать полезные привычки у младшего школьника?».В ходе собрания пратикума родители решают проблемные вопросы, рассматривают возможные ситуации решения предложенных задач, получают рекомендации и памятку от учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое родительское собрание-практикум "Как прививать полезные привычки у младшего школьника?"»
Тематическое родительское собрание 2 классе 3 четверть
«Как прививать полезные привычки у младшего школьника?».
Цели:
- создание хорошего настроения и условий для доверительных взаимоотношений;
- предоставление возможности вступить во внутригрупповое сотрудничество и взаимодействие,
- развитие творческой активности,
- создание психологического комфорта,
- формирование чувства ответственности и сопричастности
к общему делу,
- формирование коммуникативных навыков;
Содержание:
- психологические игры для взрослых;
- радость общения и самопознания;
- накопление багажа знаний и навыков;
- ролевое моделирование,
- мозговой штурм
Время проведения: 1ч 00 мин.
Оборудование: презентация с фотографиями учеников, плакат с солнышком в центре, колючий мячик, мягкое сердечко.
Первый этап. Организационный момент
Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада Вас видеть сегодня здесь, в нашем классе.
Сегодняшнее собрание пройдёт в виде тренинга. Тренинг – это тренировка души, разума и тела.
Человек усваивает 10 % того, что слышит, 50% - что видит , 70% – что проговаривает, 90% – что сам делает.
Недаром гласит китайская пословица:
«Скажите мне – я забуду; покажите мне – я запомню; вовлеките меня – я пойму».
Мы не будем давать друг другу оценок, никого обсуждать, а постараемся создать атмосферу доверия, безопасности и открытости.
Ход собрания::
Тема сегодняшней встречи «Как прививать полезные привычки».
Эта тема очень актуальна в любом возрасте и требует особого внимания.
Второй этап. Актуализация.
Что такое привычка?ПРИВЫЧКА
-это поведение, образ действий, склонность, ставшие в жизни обычными, постоянными.
Привычка – это то, что мы делаем неосознанно, автоматически.
В жизни и деятельности людей большое значение имеют привычки. Если человек привык рано вставать, строго соблюдать режим дня, все делать организованно и добросовестно, то и труд для него покажется легче и останется достаточно времени для отдыха .
Русская пословица гласит:
посеешь привычку –
пожнешь характер.
Все привычки приобретаются в процессе жизни и деятельности человека.
Психологи считают, что человек — это «комплекс привычек».
С привычками ребенок не рождается. Плохому родители его не учат. Откуда же берутся дурные привычки?
Чаще всего причиной их появления становится отсутствие целенаправленного воспитания полезных привычек. Например, если ребенка не приучают есть в одно и тоже время и только за столом, то он привыкает есть в разное время на ходу. Другими словами, всякий раз, когда не образуется положительной привычки, возникает отрицательная, плохая привычка.
Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок еще не знает, как ему надо вести себя, у него нет привычной формы поведения. Если взрослые не укажут, как надо вести себя, образование привычек пойдет стихийно. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим.
Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют поведение. От вредных привычек человека страдают окружающие его люди.
Привычка управляет нашей жизнью, нашим поведением, нами. Это либо плохая госпожа, либо хорошая служанка, в зависимости от того, помогает она нам быть успешными и эффективными, здоровыми и счастливыми или мешает.
Каждый представляет собой совокупность хороших или плохих привычек.
Давайте попробуем с вами вспомнить хорошие привычки вашего ребенка.
«Что мне нравится в моем ребенке», пишут на лучиках - (солнышко на доске)
Родители делятся опытом воспитания положительных привычек своего ребенка!
и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего, курение и т.д.)
- в обратном направлении передаём колючий мячик и называем вредные привычки ребёнка
Родители делятся опытом по ликвидации отрицательных привычек своего ребенка!
Работа в группах
(Когда родители будут работать в группах, можно использовать энергичную музыку)
Я предлагаю сейчас поработать в группах и выявить, какие факторы могут пагубно повлиять на формирование личности ребёнка, выбрать секретаря, ( записывает что-то от лица группы), докладчик (защищает работу группы). Знакомство с правилами группы, выработанными детьми.
Факторы риска: школа, семья, (общество, окружающая среда), СМИ, среди друзей
Защита проектов.
Вывод: мы видим, что наши дети, живут в среде, наполненной разнообразными рисками, как противостоять этим факторам, как уберечь ребёнка от пагубного влияния окружающей среды и средств массовой информации. Отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску способов обретения уверенности в себе.
Мы с вами выявили полезные привычки детей и факторы, влияющие на формирование вредных привычек.
Я хочу зачитать вам для обсуждения притчу.
Получил сын первую в жизни «двойку».
Пришел домой, чуть не плачет.
Увидела это мать и:
- Да ладно тебе, сынок. Не переживай! Подумаешь – «двойка». Дело житейское!
- Получил сын вторую «двойку».
Снова переживает, но уже меньше.
А дома опять:
- Не переживай, сынок! Дело житейское…
За второй «двойкой» пришли – третья, четвертая, пятая…
Увидала мать дневник. За голову схватилась, сама чуть не плачет.
А сын:
- Да ладно тебе, мама! Ведь это же – дело житейское.
В чём суть притчи, применимо к нашему собранию?
Вывод: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
Трехлетнему Сереже купили набор строительного материала. Отец показал ему, как сделать дом с окнами и дверями. Сереже очень понравилось все, что сделал папа, и он не разбрасывал кирпичики, как часто делают дети его возраста, а сам старательно накладывал их один на другой, пока не получилась высокая башня. Потом папа вместе с сыном аккуратно сложил все кирпичики в коробку и показал сыну место, где она должна хранится. Так, Сережа, по указанию отца, стал аккуратно и бережно обращаться со строительным набором.
Когда мальчик подрос и стал первоклассником, с первого же дня мама стала приучать его по возвращении из школы снимать школьную форму и надевать домашний костюм. Она показала сыну, как надеть куртку на плечики, а брюки ровно сложить и перекинуть через перекладину. Правда, первые дни приходилось напоминать Сереже об этом, зато потом он сам стал всегда без напоминаний переодеваться. Это объясняется тем, что у него уже сложилась прочная привычка быть аккуратным.
(формирование привычки самостоятельно проверять наличие школьных принадлежностей) – экран, таблица, иная форма контроля
У Сережи есть закадычный друг Дима. Вместе ходили в детский сад, а теперь сидят за одной партой. Димина мама работает, а хозяйство ведет бабушка. Первого сентября она сама проводила внука в первый класс, гордо несла в одной руке портфель Димы, а в другой – букет цветов. Только вот не заметила, что портфель в передней был брошен, а Дима. не переодевшись. убежал во двор. Прошло всего несколько месяцев с того дня, когда мальчики начали ходить в школу, а Димина мама уже сокрушенно качает головой, переводя взгляд с чистенькой. совсем как новой, формы Сережи на запачканный школьный костюм сына.
Немало придется ей потрудиться, чтобы Диму приучить переодеваться, придя из школы.
(привычка следить за своей одеждой)
Для выработки привычек нужны повторения действия. Но простое повторение может показаться ребенку скучным, неинтересным. Если это повторение подкрепляется похвалой, одобрением, то у ребенка возникают положительные эмоции, действие делается приятным, его хочется повторять и тем самым превращать в привычное действие. Первое время при выработке полезной привычки или борьбе с вредной привычкой особенно нужен контроль над детьми со стороны взрослых. Если вы заметили, что у ребенка имеется вредная привычка ежеминутно отвлекаться от работы, смотреть по сторонам, вскакивать с места, медленно писать и вообще лениво заниматься, а вы говорили об этом ребенку, но никаких изменений в его поведении не произошло, тогда нужно учить ребенка работать. «На приготовление этого домашнего задания потребуется не более получаса, но при условии, что ты не будешь смотреть по сторонам, прерывать работу и разговаривать. Не спеши, но и не отвлекайся». Засеките время. Спросила ребенка, как ему больше нравится заниматься: по-новому или по-старому? Теперь он больше гуляет на улице, так как быстрее готовит уроки. «А ты можешь сам за собой следить? Положи около себя часы и старайся укладываться в определенное время, не теряя ни одной минуты даром». Таким образом удастся в какой-то мере преодолеть у ребенка вредную привычку и привить полезную, которая с каждым днем будет закрепляться благодаря сознательному отношению к этому самого школьника и вам.
Кроме твердого решения, касающегося привычек, надо ставить себя в такие условия, в которых трудно не делать полезное действие и невозможно повторять вредное. Большую помощь в этом может оказать коллектив. Очень помогает обещание, которое ученик дает классу, товарищам. Не выполнить его много труднее, чем слово, данное только самому себе. Большое значение имеет и мотив, в силу которого ребенок повторяет то или иное действие для выработки полезной привычки. Если действие совершается им в качестве наказания, то результат будет слабым. Если ребенку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должны носить обидной для детей формы. Иногда полезно постыдить ребенка, но и это необходимо делать с соблюдением такта. Нельзя забывать и о том, что надо предупреждать образование дурных привычек, а для этого не повторять вредное действие.
Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.
Привычки отличаются большой устойчивостью. поэтому избавиться от дурной привычки нелегко.
Нельзя сердиться на ребенка и тем более наказывать его за то, что он. не подчиняясь вашему требованию, продолжает, еще следовать укрепившейся привычке, так как сама природа привычки такова, что освободиться от неё сразу и вдруг нельзя.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не «врагами», чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей учителя и родителей, является воспитание у школьников полезных привычек и искоренение вредных. Причем делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей еще достаточно велика.
Предлагаю вам послушать притчу.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.
«Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить.»
О чём говорит притча, попробуем ответить на этот вопрос.
Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:
предотвратить
спасать
Задача родителей и педагогов - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.
Завяжем узелки.
Уважаемые родители! Я вам раздаю нити (длиной 30–40 см). Если у вас есть что-то общее со мной и родителями нашего класса, я попрошу связать свои нити воедино.
(Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний
признак, любимый цвет, количество детей и т. д.). Проговаривают.
Посмотрите, в результате образуется одна общая нить. Мы все повязаны одной нитью. И наша задача работать едино и слаженно. Я желаю вам огромной радости от общения с вашими детьми и гордости за них.
Хитрая мама
Простясь до завтра С детским садом, Шагает дочка с мамой рядом. Но вот заныла по пути: – Устала я шагать-идти!..
– Зачем шагать? –Сказала мать. – Попробуй зайцем поскакать. Вот так! Ещё давай-ка! Отлично!.. Ай да зайка! Теперь попробуй покажи-ка, Как семенит к норе ежиха… Теперь – как бегает щенок, Ух, как! Стремглав, не чуя ног!
А как ступает слон большой? Трясутся стены дома! А как бельчонок? Но постой! Вот мы уже и дома. (С. Погореловский)