Просмотр содержимого документа
«Технология проведения реадаптационных занятий»
Технология реадаптации
для учащихся начальных классов МБОУ «Гимназия № 1»
при переходе на новый образовательный уровень
Описание реадаптации как педагогической технологии в рамках проектной деятельности для учащихся начальных классов.
Реадаптация – это долгосрочный эксперимент, в котором нашли точки пересечения разные учебные курсы гуманитарного и естественно-математического циклов.
Цели образовательной деятельности в рамках реадаптации:
достижение целостности и педагогической преемственности учебно-воспитательного процесса;
совершенствование скоординированности деятельности учителей начальных классов (первого образовательного уровня) и учителей-предметников среднего и старшего звена гимназии (уровень основного общего образования);
интеграция усилий всех кафедр в реализации общей образовательной философии и стратегии развития гимназии («сквозные» программы по курсу общеобразовательных дисциплин).
Задачи образовательной деятельности в рамках реадаптации:
апробация различных нетрадиционных моделей организации учебного процесса;
повышение уровня коммуникативной культуры (двухстороннее знакомство выпускников начальной школы и учителей среднего и старшего звена гимназии;
формирование основ читательской, математической и естественно-научной функциональной грамотности у учащихся начальной школы;
формирование первоначального представления о новых образовательных дисциплинах у учащихся начальной школы, новых формах работы и методах контроля.
Время проведения занятий: ноябрь, февраль, апрель.
Состав учащихся: учащиеся выпускных классов начальной школы (4 класс).
Отбор материала: содержание учебных предметов с добавлением надпредметного (сверхбазового) материала, подчинённого определённой общей (сквозной) теме.
Форма проведения занятий: интегрированные занятия, уроки-тандемы, «сетевые» занятия, «погружения» в проблему и творческие паузы, уроки-драматизации, проектная работа.
Система оценивания работы учащихся в ходе занятия: гимназическая оценочная (зачётная) десятибалльная система для учащихся 2 -11 классов.
Психологическое сопровождение учащихся (4 класс): предварительная консультация учащихся 4-х классов (социальный педагог, педагог-психолог), анкетирование учащихся, родителей и учителей по итогам проведённых занятий.
Экспертиза (контрольный срез) по итогам работы: индивидуальные экспертные листки для учителей, администрации, гостей гимназии, родителей гимназистов и самих учащихся.
Форма подведения итогов: заседание педагогического коллектива гимназии (участников и экспертов) с приглашением родителей учащихся.
Пошаговое описание проекта:
Разработка основных этапов реадаптационных занятий на учебный год с фиксированием в календарно-тематическом планировании работы гимназии (т. е. выбор общей тематики).
Определение основной проблемы занятия по реадаптации.
Создание рабочих групп для детальной проработки проблемы.
Вычленение наиболее ярких подтем (подпроблем) из блока обозначенной проблемы (объявление площадок).
Подготовка материала по площадкам (с включением в работу педагогов всех кафедр, в т.ч. учителей начальной школы, и учащихся 4-х классов).
Составление плана занятий данной площадки.
Составление расписания проведения реадаптационного занятия по заявленным площадкам.
Объяснение учащимся 4-х классов плана, правил и порядка проведения занятия по реадаптации. Работа педагога-психолога, социального педагога с четвероклассниками.
Проведение занятия по площадкам.
Анкетирование участников реадаптации (экспертные листы).
Анализ организации и результатов занятия по реадаптации в педагогическом коллективе.
Результат использования данной технологии:
Занятия по реадаптации выпускников начальной школы (4 класс) позволили нам (педагогам) разработать и адаптировать более 10 альтернативных, нетрадиционных моделей организации учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся, которые помогают решать и образовательные и воспитательные задачи, а также задачи развития младшего школьника в комплексе, взаимосвязи. На таких занятиях эффективно используется наглядность, ИКТ, театральные костюмы, звуковое оформление, игровые моменты, драматизация, проводится пропедевтическая работа по обучению младших школьников проектной деятельности. Всё, вышеобозначенное, позволяет достичь наиболее высокого уровня мотивации у учащихся к учебной деятельности; помогает минимизировать «барьер тревожности» у выпускников начальной школы при переходе учеников на новую образовательную ступень (5-й класс).
Данная работа проводится ежегодно на протяжении всего времени работы образовательной организации.