«Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»
«Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»
Предлагаются эффективные формы и методы по развитию творческой активности обучающихся, предлагаются практические приемы формирования умений и навыков в условиях познавательно-исследовательскойдеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»»
Мастер-класс «Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»
Цель деятельности педагога: Создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в условиях познавательно-исследовательскойдеятельности.
Материалы: Теоретические – презентация с материалами по теме мастер – класса, памятки для педагогов. Практические - очки разных цветов (красные и синие , картинки с методами исследования, мультимедийный проектор, оборудование для работы в творческих группах
Ход мероприятия:
1. Организационный момент Слайд №1. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». На сегодняшний день в педагогической среде много внимания уделяется познавательно-исследовательской деятельности.
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Слайд №2. На эти вопросы мы – педагоги постоянно ищем ответы. Изучаем наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс.
2. Вводная часть Слайд №3. Расскажу я вам сказку, которую нашла в интернете, спасибо автору за креативное мышление. Эта сказка поможет мне показать вам технологии активизации познавательно – исследовательской деятельности.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог - новатор. И всего-то у него было вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Слайд №4. Как-то раз сидел Педагог под дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво – дивное, чудо – чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только много вопросов возникло у него к ФГОС.
Слайд №5. А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные – креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на всё другими глазами-глазами исследователя, экспериментатора. Слайд №6 Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Слайд №7. Бросил его перед собой и отправился в путь. Идёт задумчивый, ещё больше сомнений и различных вопросов возникло у педагога. Долго ли, коротко ли шёл педагог, и встретились ему УУД.
Слайд №8. И спрашивают УУД : «О чём задумался, какие сомнения тебя гложут? » Отвечает педагог: «Да вот, думу думаю, как научить детей смотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора, изобретателя? » УУД отвечают: «А в этом тебе помогут очки дивные – креативные!
Слайд №9. 3. Основная часть И сказал Педагог: -Много я узнал, интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в исследовательскую лабораторию, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать и самим делать интересные открытия!
-Давайте возьмем очки дивные – креативные.
(Выбирают очки разных цветов по желанию и одевают.)
Слайд №10.
Свое рабочее место вы определите по цвету ваших очков.
6 участников рассаживаются за 2 стола – 2 мини-лаборатории
- Объект нашего исследования находится здесь, в черном ящике. Коллеги, кто желает его открыть и узнать, что здесь?
В ящике ничего нет. Догадываются, что в ящике, как и везде вокруг
нас - воздух.
- Верно, сегодня объектом нашего исследования будет самый обычный воздух.
-А что вы знаете о воздухе?
- Воздух - один из самых интересных и интригующих элементов Земли. Ученые не перестают его изучать и собирать наиболее интересные факты о воздухе. Давайте поиграем. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов: «Верите ли вы…», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то отвечаете: «Да», а если не верите, то говорите: «Нет».
- Верите ли вы, что воздух при определенных состояниях, и огромном давлении может быть жидким. Да, астрономы предполагают, что существуют планеты, полностью покрытые жидким воздухом.
- Верите ли вы, что воздух в помещении чище воздуха снаружи
нет, как бы вы ни заботились о чистоте, воздух в помещении намного грязнее воздуха снаружи. Это объясняется тем, что окружающие предметы выделяют углекислоту, загрязняющую воздух.
-Верите ли вы, что можно купить чистый воздух
Да, японцы были одними из первых продавцов воздуха. Сегодня этот бизнес получил распространение, и теперь любой житель мегаполиса может позволить себе подышать чистым воздухом, купив его в консервной банке.
- Верите ли вы, что на Земле существуют организмы, которые не нуждаются в воздухе
Да, в Средиземном море были обнаружены микроорганизмы которые не нуждаются в воздухе. Это стало сенсацией в научном мире, ведь они смогут пролить свет на загадки эволюции видов, и возможно даже подтвердить теорию существования жизни на других планетах.
- Значит, что-то вы уже знаете, а что-то необходимо выяснить. Вот вы и поставили учебные задачи
-Познакомиться с тайнами воздуха.
- Чтобы открыть тайны воздуха, что мы должны с вами сделать? (провести исследование)
-Что значит исследовать?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то, исследовать – идти по следу
-Уважаемые коллеги, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)
-Какие методы есть у исследователя?
(На доску по ходу ответов вывешиваются картинки с методами исследования
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
Понаблюдать
Посмотреть в книгах, энциклопедиях
Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
Получить информацию у компьютера
Провести эксперимент
- Какие из этих методов мы можем сегодня использовать?
- Конечно же, мы сегодня будем экспериментировать. Каждая ваша группа-маленькая лаборатория, которая будет раскрывать какую-то тайну воздуха. Кроме того, вам предстоит изобрести определенное устройство, основанное на свойствах воздуха. Работать вы будете по инструкции, а затем каждой группе необходимо презентовать свое изобретение и попробовать объяснить, какое свойство воздуха помогает ему в работе.
1 группа собирает термометр из бутылки
Термометр. Возьмите маленький стеклянный пузырек , пробку (лучше резиновую) и тоненькую прозрачную трубочку. Проделай отверстие в пробке и закрой пузырек. Наберите в трубочку капельку подкрашенной воды и вставьте стержень в пробку. Хорошенько загерметизируйте щель между пробкой и стержнем с помощью пластилина. Термометр готов. Можно нагреть бутылочку руками, и посмотреть, что произойдет с капелькой воды.
(объяснение - свойство воздуха при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.
2группа собирает телефон из нитки и пластиковых стаканчиков
Вам понадобятся:
2 пластиковых стаканчика, нитка, нож, пластилин,
1. Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна стакана и поставьте на нее пластиковый стаканчик. Острым ножом сделайте отверстие в донышке стаканчика.
2. То же самое проделайте со вторым стаканчиком.
3. Протяните один конец длинной (4-6 метров) нитки сквозь отверстие в донышке стаканчика и завяжите узелок.
4. Другой конец нити протяните сквозь дно второго стаканчика и также завяжите узел.
Телефон готов.
ВАЖНО! Чтобы телефон работал, нить должна быть натянута. При этом натянутая нить не должна касаться никаких предметов, в том числе и ваших пальцев, когда вы держите стакан. Если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожание нитки передается этому предмету и дальше не распространяется
Приложив стаканчик к уху, вы сможете услышать, что говорит ваш друг на другом конце телефона в свой стаканчик, даже если он будет шептать или говорить из другой комнаты.
Стаканчики выполняют в этом телефоне роль одновременно микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. А звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.
Объяснение - звук - это волна колебания воздуха звук распространяется через воздух
, Мы говорим, наше горло дрожит, от него начинает дрожать воздух, а следом и донышко стаканчика. От этого начинает дрожать и нитка, по ней звуковая волна идет к донышку другого стаканчика и заставляет его тоже дрожать. А колебания воздуха от донышка стаканчика передаются в ухо собеседнику. Для нормальной слышимости нитка должна быть натянута, и ничто не должно касаться нитки и дна стаканчика. Держать стаканчики можно за боковые стенки донышка. Говорить лучше, приблизив губы ко дну коробки.
-Спасибо вам, уважаемые коллеги, что помогли открыть новые тайны воздуха и желаю вам почаще надевать очки дивные – креативные, что позволяют посмотреть на мир глазами исследователя и экспериментатора.
4. Заключительная часть
- При организации детской экспериментальной, изобретательной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребенку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдет в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а поэтому только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, педагогам, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям!
Слайд №13. Известный психолог П. П. Блонский сказал: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Но большого и ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу. 5. Рефлексия
Слайд №14. На экране и на доске вывешиваются рисунки - чемодан, мясорубка, корзина.
Чемодан – информацию буду использовать в работе с детьми. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – мне это не нужно, выброшу.
Участники подходят и прикрепляют стикеры к рисункам.
Слайд №15. Благодарю за участие. Спасибо за внимание!