kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются эффективные формы и методы по развитию творческой активности обучающихся, предлагаются практические приемы формирования умений и навыков в условиях познавательно-исследовательской деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»»

Мастер-класс «Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»


Цель деятельности педагога: 
Создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в условиях познавательно-исследовательской деятельности. 

Материалы:
Теоретические – презентация с материалами по теме мастер – класса, памятки для педагогов. 
Практические - очки разных цветов (красные и синие , картинки с методами исследования, мультимедийный проектор, оборудование для работы в творческих группах



Ход мероприятия:


1. Организационный момент
Слайд №1.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, 
Покажи – и я запомню, 
Дай попробовать – и я пойму».

На сегодняшний день в педагогической среде много внимания уделяется познавательно-исследовательской деятельности.

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? 
Слайд №2.
На эти вопросы мы – педагоги постоянно ищем ответы. Изучаем наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс.


2. Вводная часть
Слайд №3.
Расскажу я вам сказку, которую нашла в интернете, спасибо автору за креативное мышление. Эта сказка поможет мне показать вам технологии активизации познавательно – исследовательской деятельности.


В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог - новатор. И всего-то у него было вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. 
Слайд №4.
Как-то раз сидел Педагог под дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво – дивное, чудо – чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только много вопросов возникло у него к ФГОС. 


Слайд №5.
А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные – креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на всё другими глазами-глазами исследователя, экспериментатора. 
Слайд №6
Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. 
Слайд №7.
Бросил его перед собой и отправился в путь. Идёт задумчивый, ещё больше сомнений и различных вопросов возникло у педагога. Долго ли, коротко ли шёл педагог, и встретились ему УУД. 


Слайд №8.
И спрашивают УУД : «О чём задумался, какие сомнения тебя гложут? »
Отвечает педагог: «Да вот, думу думаю, как научить детей смотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора, изобретателя? »
УУД отвечают: «А в этом тебе помогут очки дивные – креативные! 

Слайд №9.
3. Основная часть
И сказал Педагог:
-Много я узнал, интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в исследовательскую лабораторию, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать и самим делать интересные открытия! 


-Давайте возьмем очки дивные – креативные.

(Выбирают очки разных цветов по желанию и одевают.) 


Слайд №10.

Свое рабочее место вы определите по цвету ваших очков. 


6 участников рассаживаются за 2 стола – 2 мини-лаборатории


- Объект нашего исследования находится здесь, в черном ящике. Коллеги, кто желает его открыть и узнать, что здесь?


В ящике ничего нет. Догадываются, что в ящике, как и везде вокруг

нас - воздух.


- Верно, сегодня объектом нашего исследования будет самый обычный воздух.


-А что вы знаете о воздухе?


- Воздух - один из самых интересных и интригующих элементов Земли. Ученые не перестают его изучать и собирать наиболее интересные факты о воздухе. Давайте поиграем. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов: «Верите ли вы…», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то отвечаете: «Да», а если не верите, то говорите: «Нет».


- Верите ли вы, что воздух при определенных состояниях, и огромном давлении может быть жидким. Да, астрономы предполагают, что существуют планеты, полностью покрытые жидким воздухом.

- Верите ли вы, что воздух в помещении чище воздуха снаружи

нет, как бы вы ни заботились о чистоте, воздух в помещении намного грязнее воздуха снаружи. Это объясняется тем, что окружающие предметы выделяют углекислоту, загрязняющую воздух. 

-Верите ли вы, что можно купить чистый воздух

Да, японцы были одними из первых продавцов воздуха. Сегодня этот бизнес получил распространение, и теперь любой житель мегаполиса может позволить себе подышать чистым воздухом, купив его в консервной банке.

- Верите ли вы, что на Земле существуют организмы, которые не нуждаются в воздухе

Да, в Средиземном море были обнаружены микроорганизмы которые не нуждаются в воздухе. Это стало сенсацией в научном мире, ведь они смогут пролить свет на загадки эволюции видов, и возможно даже подтвердить теорию существования жизни на других планетах.



- Значит, что-то вы уже знаете, а что-то необходимо выяснить. Вот вы и поставили учебные задачи


-Познакомиться с тайнами воздуха.

- Чтобы открыть тайны воздуха, что мы должны с вами сделать? (провести исследование)

-Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то, исследовать – идти по следу

-Уважаемые коллеги, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)

-Какие методы есть у исследователя?

(На доску по ходу ответов вывешиваются картинки с методами исследования

Подумать самостоятельно

  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)

  • Понаблюдать

  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях



  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)

  • Получить информацию у компьютера

  • Провести эксперимент

- Какие из этих методов мы можем сегодня использовать?

- Конечно же, мы сегодня будем экспериментировать. Каждая ваша группа-маленькая лаборатория, которая будет раскрывать какую-то тайну воздуха. Кроме того, вам предстоит изобрести определенное устройство, основанное на свойствах воздуха. Работать вы будете по инструкции, а затем каждой группе необходимо презентовать свое изобретение и попробовать объяснить, какое свойство воздуха помогает ему в работе.


1 группа собирает термометр из бутылки


Термометр.
Возьмите маленький стеклянный пузырек , пробку (лучше резиновую) и тоненькую прозрачную трубочку.
Проделай отверстие в пробке и закрой пузырек. Наберите в трубочку капельку подкрашенной воды и вставьте стержень в пробку. Хорошенько загерметизируйте щель между пробкой и стержнем с помощью пластилина. Термометр готов. Можно нагреть бутылочку руками, и посмотреть, что произойдет с капелькой воды.


(объяснение - свойство воздуха при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.


2группа собирает телефон из нитки и пластиковых стаканчиков

Вам понадобятся:

2 пластиковых стаканчика, нитка, нож, пластилин,

1. Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна стакана и поставьте на нее пластиковый стаканчик. Острым ножом сделайте отверстие в донышке стаканчика.

2. То же самое проделайте со вторым стаканчиком.

3. Протяните один конец длинной (4-6 метров) нитки сквозь отверстие в донышке стаканчика и завяжите узелок.


4. Другой конец нити протяните сквозь дно второго стаканчика и также завяжите узел.

Телефон готов.

ВАЖНО! Чтобы телефон работал, нить должна быть натянута. При этом натянутая нить не должна касаться никаких предметов, в том числе и ваших пальцев, когда вы держите стакан. Если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожание нитки передается этому предмету и дальше не распространяется

Приложив стаканчик к уху, вы сможете услышать, что говорит ваш друг на другом конце телефона в свой стаканчик, даже если он будет шептать или говорить из другой комнаты.

Стаканчики выполняют в этом телефоне роль одновременно микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. А звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.


Объяснение - звук - это волна колебания воздуха
звук распространяется через воздух


, Мы говорим, наше горло дрожит, от него начинает дрожать воздух, а следом и донышко стаканчика. От этого начинает дрожать и нитка, по ней звуковая волна идет к донышку другого стаканчика и заставляет его тоже дрожать. А колебания воздуха от донышка стаканчика передаются в ухо собеседнику. Для нормальной слышимости нитка должна быть натянута, и ничто не должно касаться нитки и дна стаканчика. Держать стаканчики можно за боковые стенки донышка. Говорить лучше, приблизив губы ко дну коробки.


-Спасибо вам, уважаемые коллеги, что помогли открыть новые тайны воздуха и желаю вам почаще надевать очки дивные – креативные, что позволяют посмотреть на мир глазами исследователя и экспериментатора.


4. Заключительная часть


- При организации детской экспериментальной, изобретательной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребенку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдет в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а поэтому только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, педагогам, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям! 


Слайд №13.
Известный психолог П. П. Блонский сказал: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Но большого и ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу. 
5. Рефлексия


Слайд №14.
На экране и на доске вывешиваются рисунки - чемодан, мясорубка, корзина. 


Чемодан – информацию буду использовать в работе с детьми. 
Мясорубка – информацию переработаю. 
Корзина – мне это не нужно, выброшу. 


Участники подходят и прикрепляют стикеры к рисункам. 

Слайд №15.
Благодарю за участие. Спасибо за внимание! 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Технологии активизации познавательно-исследовательской деятельности учащихся»

Автор: Светлана Александровна Ситкова

Дата: 02.12.2023

Номер свидетельства: 641104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства