Подготовительный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна и Ксения Алексеевна. Тепло и веселье зимних праздников уже не первое столетие согревают нас и задают настроение людям из самых разных уголков мира. - А какой приближается зимний праздник? Новый год – по-настоящему семейный праздник, но в разных странах складываются свои традиции и обычаи для его празднования. - Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия вам нужно отгадать загадку. Угадайте, что за гость: В шубе серебристой, Красный-красный нос его, Борода пушистая, Он волшебник детворы, Отгадайте – раз, два, три... - А кто такой Дед Мороз? - Знаете ли вы, что в каждой стране Деда Мороза называют по-разному? В разных уголках мира есть свой национальный волшебник, который является главным персонажем зимних торжеств, имеет свои характерные черты. - Как вы думаете о чём мы сегодня будем с вами говорить? - Мы узнаем откуда появились и как сформировались образы новогодних волшебников разных стран, какие сложились традиции, связанные с главными зимними праздниками, в разных уголках нашей планеты. | Приветствует учащихся Проводит беседу Загадывает загадку Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы Отгадывают загадку Отвечают на вопросы |
Основной | В России главный сказочный персонаж новогодних праздников — Дед Мороз. Добрый дедушка с длинной белоснежной бородой носит красную, синюю, голубую или белую шубу. В руках у него волшебный посох и мешок с подарками. Ездит Дед Мороз на санях, запряженных тройкой лошадей. Сопровождает зимнего волшебника внучка Снегурочка, а иногда и Мальчик Новый Год — малец в красной шубе и шапке с числом наступающего года на перевязи. Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались столетиями. Украшать дома хвойными деревьями и ветвями, писать письма Деду Морозу, наряжаться в новую одежду, избавляться от всего ненужного, раздавать долги и прощать обиды, дарить друг другу подарки, собираться вместе за праздничным столом — эти и другие традиции неизменно соблюдаются и сегодня. Главным развлечением у простых людей было катание на санях и ледяных горках. В Узбекистане новогодний волшебник — Кор Бобо (Снежный Дед). Вместо привычной красной шубы узбекский Дед Мороз носит полосатый халат. На голове у него не меховая шапка, а праздничная тюбетейка. А ездит узбекский Кор Бобо на ослике в сопровождении своей внучки Коргыз. Традиции нового года в Узбекистане: Узбеки верят, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Накануне торжества они стараются раздать долги и не давать деньги взаймы, простить обиды, подвести итоги уходящего года и построить планы на наступающий. Интересная традиция – разбивание старых треснутых тарелок, которые имеются в доме. Узбеки верят, что такой ритуал поможет избавиться от невзгод и неудач, которые были в старом году. Из Европы пришла забавная традиция поедания 12 виноградных ягод. Под каждый удар курантов они съедают по одной виноградине и загадывают желание. Того, кто успеет осуществить эту процедуру, ждет исполнение загаданного в наступившем году. Во время семейного ужина на столе обязательно должен присутствовать арбуз. Чем спелее и слаще будет ягода, тем счастливее и успешнее будет новый год. Итальянского Санта Клауса называют Баббо Натале, но кроме него есть в Италии еще один сказочный новогодний персонаж — Бефана. Бефана — старая ведьма, но очень добрая. Маленькая старушка в старом плаще прилетает в дом на метле через дымоход и наполняет подарками детские чулки, подвешенные к камину. Однако подарки достаются только послушным детям, а непослушным и капризным детям Бефана кладет в чулочки золу и угольки. Заботливые итальянцы оставляют на камине бокал вина или чашку кофе с печеньем для маленькой ведьмы, Бефана же, в свою очередь, перед уходом может подмести пол волшебной метлой щедрому хозяину дома. Традиции нового года в Италии: Всю ночь на улице шумят фейерверки и хлопушки. Красный цвет — символ не только праздника, но и удачи, поэтому люди стараются выбрать себе одежду в таком оттенке. 1 января домой приносят воду из источника, открытого водоема или просто супермаркета, это к удаче. На Новый год в Италии всегда следят за тем, кого человек встречает на улице, особенно 1 января. Считается, что будущий год во многом зависит от первого встречного. В последнюю минуту уходящего года итальянцы раскладывают 12 виноградин и съедают по 1 с каждым боем курантов, так они привлекают удачу. - А сейчас мы немного разомнемся и проведём физминутку. Физкультминутка «Теремок» Стоит в поле теремок. (Ладони обеих рук соединены под углом) На двери висит замок. (пальцы сжаты в замок) Открывает его волк- Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг. Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо) Пришёл Петя-петушок И ключом открыл замок. (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок») Физкультминутка Тихо все, ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садись - Вот вы и узнали о традициях Нового года некоторых стран, а теперь я предлагаю выполнить задание. Вам нужно разделиться на 3 группы: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. - У вас на партах лежат: лист, конверт, цветные карандаши. Вам нужно сделать аппликацию Деда Мороза из всех элементов, которые лежат у вас на парте. На обратной стороне конверта написано имя вашего Деда Мороза. Цветными карандашами вы можете нарисовать снежинки, имитацию снега, метели. | Рассказывает Даёт задание и контролирует процесс выполнения задания. Предлагает выполнить групповое задание | Слушают Выполняют задание Выполняют задание |
Заключительный | - Все готовы? - Тогда по очереди выходите к доске и представляйте свою работу. Вам нужно сказать: Как зовут вашего Деда Мороза? Из какой он страны? Какие традиции Нового года в этой стране? Он у вас получился такой, а как вы его себе представляли? Как вы считаете, вы справились с этим заданием? Вам понравилось делать аппликацию? - Если ты считаешь, что работал усердно, выполнял все задания, узнал что-то новое, был активным, то покажи ладонью - 5; если ты работал спокойно, последовательно, выполнял все задания хорошо, то покажи ладонью - кулак; если ты не работал на занятии, отвлекался, было не интересно, то ничего не показывай. - Спасибо за внимание, до свидания! | Проверяет готовность работ учащихся Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на занятии Организует оценочные высказывания обучающихся | Показывают рисунки и рассказывают о них Организуют самооценку |