Ориентирующий | - Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа - прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы: Ложь-………… Нечестность-……… - Совершенно верно, сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека. - Теперь мы хотим прочитать вам стихотворение «Не хочу я маме врать» Я посуду утром мыла. Стала чашку вытирать И нечаянно разбила. Как же маме рассказать? Может, я скажу сначала, Что сама она упала, Да еще пожму плечом Я, мол, вовсе ни причем. Или все свалю на Вовку. Будто Вовка чай просил, Но такой, уж, он не ловкий: Чашку на пол уронил! Нет, скажу наоборот, Что расквасил чашку кот. Непослушный Мурзик был. Прыгал, прыгал и разбил. Хороши мои уловки, Только совесть не молчит. Вдруг коту иль брату Вовке Из-за этого влетит. Целый день хожу и маюсь: Что про чашку рассказать?! Врать бессовестно – стесняюсь. Лучше я во всем признаюсь! Не хочу я маме врать! - Что значит быть честным человеком? - Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, честный человек достоин самого глубокого уважения. - Всегда ли вы бываете честными? - Какие чувства вы испытываете, когда кому-то солгали? Честность — слово, которые очень близко стоит к слову “честь”. - Что же такое честность? Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. - А что такое правда? - А ложь? Правда – это то, что соответствует действительности, истина. Ложь – это намеренное искажение истины, неправда. | Подбирают антонимы к словам; слушают внимательно стихотворение, а затем отвечают на вопросы учителя. |
Деятельностный | - Людям бывает трудно отличить ложь от правды. А вы это умеете делать? Сейчас мы это проверим. Давайте сыграем в игру, называется она «Правда или ложь?» - Вы будите по очереди выходить к доске и читать высказывания (верные или неверные) и распределять их по коробочкам «правда» или «ложь». * На березе растут шишки. * Зимой идет снег. * Если дома становиться скучно, мы идем гулять. * ЖИ, ШИ пиши с буквой И. * ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю. * Вчера был четверг. * Наша земля плоская. * Писатели пишут книги. * На елке растут яблоки. * Люди любят обманщиков. * Ложь может приносить вред окружающим. -В игре вы ни разу не ошиблись. Но в жизни все сложнее и нужно быть очень внимательными, чтобы отличить ложь от правды. - А теперь предлагаем вам послушать рассказ, а затем поделиться своими мыслями по поводу услышанного. «В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....» - Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет? (выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ) - Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена. «Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку. Вопросы для обсуждения: 1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане? 2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему? 3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность) 4.А как бы вы поступили в подобной ситуации? Физминутка: Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Мальчики потопали, Девочки похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. -Хорошо, а теперь мы предлагаем вам немного поразмышлять. Перед вами лежат листы. Вам необходимо соединить данные фразы так, чтобы получились пословицы . После того как вы составите пословицу, постарайтесь объяснить её значение. (1.Кто вчера солгал - тому и завтра не поверят. 2. Лож до добра не доведёт. 3. Ложь дружбу губит.) -Хорошо, вы отлично справились с этим задание. -А теперь давайте подумаем, как бы вы поступили в следующих ситуациях: Ситуация 1 Представьте, что ваш друг кого-то обманул, а вы были свидетелями обмана. Что вы будете делать? (решение: поговорю с ним, чтобы он больше не лгал, ведь это неправильно и маленькая ложь, может повлечь за собой большую беду) -Верно, вы всё сказали правильно. Ситуация 2 Лиза и Соня забыли принести форму на урок физкультуры. Учителю сказали, что заболели. Правильно ли поступили девочки? (нет, они должны были сказать правду и объяснить ситуацию) -Верно, я думаю, что вы все вырастите честными людьми. | Отвечают на вопросы; играют в игру; слушают рассказ; высказывают свою точку зрения; составляют пословицы; разбирают ситуации. |