IIIОсновная часть а) «Составление пословиц » б) «Знакомство с притчей» в) Дать определение понятиям «добро» и «зло» г) «Анализ памятки здоровья» д) «Помощника добра», и «Помощники зла» | Знакомство с пословицами. Анализ пословиц. Какие пословицы о добре вы еще знаете? А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах. Задание «Собери пословицу». Вежливости открываются | Все двери | Ласковое слово и | Кошке приятно | Доброе слово лечит, а | Злое калечит | Плохое слово, что ласковым словом и | Мед растопить | Пословица – это мудрое высказывание. Сегодня мы с вами познакомимся с притчами. При — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Притча 1. О добре и зле. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Вопрос: Чему нас учит эта притча? Притча 2. Творите добро. В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слёзы, но главное — он был спасён! — Пойдём ко мне в дом, — предложил ему фермер, — Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться. — Нет-нет, — мальчик покачал головой, — меня папа ждёт. Он очень волнуется, наверное. С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал... Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил: — Это вы вчера спасли жизнь моему сыну? — Да, я, — ответил фермер. — Сколько я вам должен? — Не обижайте меня, господин. Теперь мы можем дать определение добру и злу. Чтобы убедиться в этом, выполните задание № 3 Задание № 3 Попробуйте дать определения: Добро – это... Зло – это... Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Пока одни твердят, что человек человеку - волк, другие понимают, что только любовь, добро и забота друг о друге сделают наш мир лучше. Но задумывались ли вы над тем, как добрые поступки влияют на наше здоровье и настроение? Теперь то, что мы понимали лишь инстинктивно, доказано научно. Да, проявление доброты в адрес других людей и животных делает нас счастливее и здоровее! Хорошие поступки - запланированные и спонтанные - могут быть настоящим эликсиром для долгой и счастливой жизни. Так на что же способна доброта? 1. Хотите наладить с кем-то отношения? Сделайте для него что-то хорошее. Проявление доброты помогает растопить лед и сокращает эмоциональное расстояние между людьми. 2. Плохо сходитесь с людьми? Здесь вам поможет доброта! Психологи отмечают, что добрым людям намного проще найти общий язык с окружающими. 3. Хотите быть счастливее? Когда мы делаем что-то хорошее, в нашем организме повышается уровень дофамина, что автоматически делает нас счастливее! А вот злых людей стоит пожалеть, они редко бывают в хорошем настроении и вечно всем недовольны. 4. Хотите быть здоровее? Совершайте добрые поступки! В этот момент ваш организм высвобождает гормон окситоцин, оказывающий положительный эффект на работу сердца. 5 Хотите снизить риск стать жертвой опасных заболеваний? Исследователи обнаружили закономерность: люди, которые видят счастье не в накоплении вещей, а в заботе друг о друге, реже болеют опасными болезнями. 6. Хотите повысить уровень жизни? Это удивительно, но чем больше мы отдаем положительной энергии другим, тем больше ее к нам возвращается. Добрые люди редко страдают от депрессии, они знают, чего хотят, и получают от жизни удовольствие. 7. Хотите, чтобы и окружающие вас люди были добрее? Покажите пример - доброта заразительна. Исследования показали, что добрые поступки всегда создают волновой эффект. Стоит кому-то начать, как другие тут же подхватывают инициативу. Поэтому, делая доброе дело, вы в прямом смысле делаете весь мир лучше! Но и у добра, и у зла есть свои помощники. Чтобы узнать, кто они, мы выполним задание № 4. Задание № 4. Даны черты характера, распределите их по группам – «Помощники добра» и «Помощники зла». Если черта характера является помощником добра, то впишите в клеточку букву «Д», если зла – то букву «З» мужество | | милосердие | | хвастливость | | совесть | | жестокость | | трусость | | скромность | | зависть | | жадность | | болтливость | | гнев | | хитрость | | честность | | бестактность | | тактичность | | лживость | | малодушие | | справедливость | | выдержка | | эгоизм | | спокойствие | | агрессивность | | Проверяем. У всех так? мужество | Д | милосердие | Д | хвастливость | З | совесть | Д | жестокость | З | трусость | З | скромность | Д | зависть | З | жадность | З | болтливость | З | гнев | З | хитрость | З | честность | Д | бестактность | З | тактичность | Д | лживость | З | малодушие | З | справедливость | Д | выдержка | Д | эгоизм | З | спокойствие | Д | агрессивность | З | У кого помощников больше? Правильно, помощников больше у зла, поэтому и делать добро сложнее, чем зло. | Слушают учителя. Анализируют пословицы. Говорят, какие пословицы они еще знают. Выполняют задание в рабочих листах. Слушают учителя Отвечают на вопросы. Анализируют притчи. -Выполняют задание. -Запоминают и анализируют пункты памятки. -Выполняют задание в рабочих листах Анализируют таблицу | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Регулятивные: Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль и самооценку Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности. |
IV.Заключительная часть а) Подведение итогов. б) рефлексия | - Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе и к окружающим, т.е. быть добрым. А теперь подведем итог нашего занятия и ответим на вопрос: «Зачем творить добро?» У вас на столе есть лепестки. Возьмите, пожалуйста, каждый по лепестку и напишите ответ на этот вопрос. После этого, прикрепите ваш лепесток к цветку доброты. - Выберите начала предложения и завершите его. - Сегодня я узнал... - Было трудно… - Я понял, что… - Я научился… - Я смог… - Было интересно узнать, что… - Меня удивило… - Мне захотелось… | - Отвечают на основной вопрос занятия. Пишут на лепестках добрые поступки. Изготавливают цветок доброты | Коммуникативные: Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности. Познавательные: Осуществление комплексного анализа своей деятельности. Регулятивные: Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок. |