1 | Организационный момент. Цель: активация учащихся. | Настраивает учащихся на работу. На доске портрет К.Паустовского (годы жизни). Задаёт вопросы: . Знакомы ли вы с этим писателем? . С какими произведениями этого автора вы знакомы? . Чему или кому посвящены рассказы Паустовского? . А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Предлагает послушать загадку и попробовать определить тему занятия: В чаще он лесной живёт, Летом ест малину, мёд, Лапу зиму всю сосёт. О чём будет это произведение? (прогнозирование по названию) - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу: « дремучий медведь». Подводит к определению темы занятия. - Хотелось бы вам узнать, о чём, в самом деле, это произведение? | Работа с информацией, предоставленной в форме портрета писателя и вопросов. Рассматривают портрет писателя, вспоминают рассказы и сказки писателя, которые они читали и отвечают на вопросы: . Да. Константин Георгиевич Паустовский. Барсучий нос. . Кот- ворюга . Заячьи лапы . Квакша . Тёплый хлеб . Стальное колечко . Родине (полям, лесам, рекам, озёрам и животным). . Любить природу, животных . Медведь . Старый, злой, сердитый. Обсуждают тему урока: про медведя. . Да. | Коммуникативные: Оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Регулятивные: сформировать взаимоотношение с окружающими. |
2 | Презентация: рассматривание иллюстраций к произведению (интерактивная доска). | Организовывает работу, задает вопросы по иллюстрациям: . Что изображено на первой иллюстрации? . Что изображено на второй иллюстрации? . Как изображена река на рисунке? . Какие деревья, кустарники растут рядом с рекой? . Каких птиц, насекомых вы видите над рекой? . Каких животных вы видите на следующей иллюстрации? . Что вы видите на следующем рисунке? . О ком или о чём пойдёт речь в рассказе? | Работают с информацией, предоставленной в виде иллюстраций. Участвуют в рассмотрении их, в обсуждении, отвечают на вопросы: . Бабушка с мальчиком . Река, лес, телята . Тёмная, с крутыми берегами . Ивы, ежевика, ольха и много травы Воробьёв, дятел сидит на дереве, бабочки летают стрекозы. . Под берегом сидит бобёр. А из травы высовывается голова медведя. . Медведь ползёт по крутому берегу . О мальчике, о бабушке, о реке, о лесе, о медведе. | Регулятивные: определять и формировать цели деятельности на занятии. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению. Личностные: пробуждение интереса к получению новой информации. |
3 | Работа в парах словарно- лексическая | Перед началом чтения воспитатель предлагает познакомиться со словами, значение которых может быть непонятно. Работа со словарями: Ушакова Д.Н.; Шведова Н.Ю.; Даля В.И. Что означают слова: . Дичок . Сухой осокорь . Крутояр . Язвить . Шпенёк . Истошный голос | Работают со словарями. Ответы детей: . застенчивый, необщительный человек . тополь (его вид) . крутой обрывистый берег . ранить, поражать . тонкий стержень . усиленный | Коммуникативные: развивать логическое, образное мышление, пополнять словарный запас слов. Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на поставленные задачи. |
4 | Знакомство с содержанием рассказа и его жанром. Выявить главных героев. | Читает рассказ. Задаёт вопросы: . Кто главный герой произведения? . Что можете сказать о его характере? . Почему Петя жил с бабкой Анисьей? . Где жили Петя- маленький с бабкой Анисьей? . Река Высокая, какая она? . Как бабка Анисья звала Петю? . Куда определила бабка Анисья маленького Петю? . Что подарил старый пастух Пете? . Какие были телята? . Кто жил на берегу реки? . Какие отношения складываются у Пети с обитателями реки? . Где жил медведь? . Каким был медведь? . Почему его назвали Дремучим? . Какое у него было желание, что он хотел сделать? . Почему медведь был сердитым? . Как реагировала природа на появление медведя? . Почему? . Что решил сделать медведь от голода? . Чем занимался в это время Петя? . Где были телята? . Кто первым заметил медведя? . Какой предупредительный знак она сделала? . Как повёл себя Петя? . Справится ли Петя с медведем? Что он сделает? . Вспомните: природа заступится за Петю? . Кто первым начал удерживать медведя помогая Пете? . Перечислите всех обитателей Высокой реки, кто ещё помог Пете защитить телят от медведя? | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. . Петя маленький . Отзывчивый, чуткий, внимательный, любознательный и т.д. . Отец погиб на войне. Мать умерла, когда ему было два года. . На берегу Высокой реки . Берега крутые все в травах и в деревьях. . Дичок . Пасти колхозных телят. . Рожок . Лопоухие и ласковые . Бобры, разные птицы, шмели, пчёлы и стрекозы. . Дружеские . За рекой, в большом лесу. . Старым, Дремучим . Его шкура была похожа на дремучий лес. . Пробраться к телятам на другой берег. . Он был голодный . Птицы начинали хлопать крыльями, деревья шуметь, рыбы бить хвостами по воде, шмели – грозно гудеть, лягушки кричать. . От злости выворачивал молодые сосенки и берёзки. Он не соблюдал законов природы. . Переплыть реку, утащить телёнка. . Петя лежал под кустом и любовался природой. . Они подошли к берегу и смотрели: что это за старый пень плывёт по реке? . Ворона . Она так каркнула, что охрипла. . Он испугался, выронил рожок в траву. Крикнул: «Помогите». . Петя заплакал, взял прут и ударил по воде, но медведь не испугался. . Природа защитит доброго пастушка Петю от злого медведя. . Ежевика вцепилась в лапы медведю. . Дятел, шмели, птицы, ёрш, окунь, бобры. | Познавательные: Развивать умение строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям. Личностные: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Регулятивные: формирование умений оценивать учебные действия. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Выражать свои мысли и чувства, развивать речь, обобщать, делать выводы. |
| | . Медведю удалось подобраться к телятам? . Какие слова сказал Петя обитателям Высокой реки? . Какой жанр этого произведения? ( рассказ, сказка или быль) . Докажите свою точку зрения? . Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа. Как называется начало сказки? А рассказа? . Кому рассказал Петя о случае с медведем? . Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? . Чему учит эта сказка? | . Нет. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес. . « Спасибо», и поклонился им. . Рассказ-сказка. . В сказке совершается волшебство) природа, птицы, помогают мальчику Пете. . Начало сказки - зачин. . Ау рассказа –вступление(с кем и где жил Петя) Природа в произведении Паустовского - милосердная и карающая. Она помогает добрым, маленьким детям. Зло – наказывается, и добро -побеждает. . Бабке Анисье . « Не имей сто рублей, а имей сто друзей». . Бережно относиться к природе, быть дружелюбным. | |
5 | «Доскажи словечко» | Предлагает вспомнить пословицы о дружбе и дополнить их. . Крепкую дружбу и водой… . Птица сильна крыльями, а человек… . Все за одного, один … . Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде… . Человек без друзей, что дерево… . Дружба крепка … . За добро добром… | Решают учебную задачу, формулируют выводы: . не разольёшь . дружбой . за всех . помогает . без корней . взаимностью . платят | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками. Общеучебные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
6 | Рефлексия, итог занятия | С произведением какого автора мы сегодня познакомились? В каких словах по вашему заключается главная мысль сказки? Чем поучительна эта сказка – рассказ? Понравилось ли вам это произведение? Предлагает оценить работу ( на кленовых листочках напишите: как нужно относиться к природе, чтобы она стала ещё красивее) | Ответы детей: . К. Паустовским «Дремучий медведь». . В пословице: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». . Сказка учит бережно относиться к природе, к её богатствам, только дружба с природой может помочь человеку. . да Ребята по очереди зачитывают свои письменные высказывания и украшают листочками дерево. | Коммуникативные: Формирование умение строить речевые высказывания. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. |