- воспитать умение владеть собой в опасных ситуациях.
- принимать активное участие во фронтальной работе, используя речевые коммуникативные средства;
Структурные компоненты урока | Отводимое время | Деятельность учителя и формулировка заданий | Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД | Планируемые способы и критерии оценивания |
I.Орг. Момент | 1 мин | Посвятим наш классный час Вопросам пожарной безопасности, Чтобы знать, как поступать В опасной ситуации. | Р: слушают и воспринимают информацию; К: используют речь для регуляции своего действия; | Самоконтроль |
II. Минутка истории. Легенда о Прометее. | 4 мин | Легенда о Прометее. - Ребята, вы знаете, как возник огонь? А какое значение в жизни человека он имеет? - Послушайте легенду о Прометее. – Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее. – В давние времена, когда миром правил Зевс, люди, только-только расселившееся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море, высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. – Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили дружнее и веселее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовали огонь. - Какова же тема нашего классного часа? - Какие можно поставить перед собой задачи? Обратите внимание на слайд и выберите задачи, которые можно решить на сегодняшнем классном часе. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; К: отвечают на несложные вопросы учителя; К: используют речь для регуляции своего действия; | Самоконтроль, взаимопроверка. Отвечают или не отвечают |
III. Применение огня. Анализ стихотворения. | 5 мин | Послушайте внимательно стихотворения и выявите пользу огня для человеческой жизни. Стихотворение «Если бы не было огня» Мне мамуля говорила, Что огонь нам друг и враг. Без него тепло бы не было, Жили б мы совсем не так. Мы б от холода дрожали, Превратились бы в пингвинов Или мамонтами стали, Обросли бы шерстью длинной. Телевизора б не знали, Ни поесть и ни попить, В «Денди» тоже б не играли, В общем, плохо было б жить. А без доброго огня обойтись нельзя и дня. Он надёжно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя поднимает будто флаг. Всем огонь хороший нужен и за то ему почет, Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печёт. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; К: отвечают на несложные вопросы учителя; К: используют речь для регуляции своего действия;
| Самоконтроль , взаимопроверка. Отвечают или не отвечают |
IV. Беседа «Чем опасны пожары». | 7 мин | Пожар – что это? Опасен ли пожар, если да, то почему? – Но не всегда огонь оказывается другом, и тогда случается беда: в считанные минуты он может уничтожить то, что создавалось долгими годами упорного труда. – Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное – при пожаре могут погибнуть люди. – Сегодня мы с вами поговорим о том, отчего возникает пожар, каковы причины возгорания, познакомимся с правилами поведения во время пожара. – Давайте вспомним, от чего же возникает пожар в квартире? (Если баловаться дома спичками) – Это одна из причин возникновения пожара. Ещё. (Если забыть выключить электроприборы) – Верно. Не суши над газом штаны после стирки, А то от штанов останутся дырки! (Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. Если находишься на даче, нельзя без взрослых подходить и открывать печную дверку – может выкатиться уголёк, тогда загорится весь дом) – Очень большую опасность представляют костры. Как вы думаете почему?( Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.) – Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями. – Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха. – Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты) | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; К: отвечают на несложные вопросы учителя; К: используют речь для регуляции своего действия; | Самоконтроль , взаимопроверка. Отвечают или не отвечают |
V. Обобщение. | 3 мин | (Работа в группах) - Я прочитаю вам стихотворение, а вы обдумайте по нему правила безопасности в случае возникновения пожара. Не играй, дружок со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла. Ленту гладила Анюта И увидела подруг, Отвлеклась на три минуты И забыла про утюг. Тут уж дело не до шутки! Вот что значит три минутки! Ленты нет, кругом угар, Чуть не сделался пожар. Смастерил Сергей пугач, Пострелял немного. А теперь Серёжу врач Лечит от ожога. От такого пугача Путь обычный до врача. Возле дома и сарая Разжигать костры не смей, Может быть беда большая Для построек и людей. | К: формулируют правила поведения в случаи возникновении пожара; | Самоконтроль, взаимопроверка. Отвечают или не отвечают |
VI. | 3 мин | V. Физкультминутка. – Бом-бом! Тили-бом! Был у кошки новый дом. Ставенки резные, Окна расписные. – Бом-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом. Бежит курица с ведром Заливать Кошкин дом. – Бом-бом! Тили-бом! Вот и рухнул Кошкин дом! Погорел со всем добром. | Л: совместно с учителем подводят итоги мероприятия; К: отвечают на рефлексивные вопросы учителя; К: зачитывают выбранную интересную информацию о себе. | Самоконтроль Отвечают или не отвечают |
VII. Правила поведения при пожаре. Формулировка правильных действий при возникновении пожара. Анализ ситуаций (работа в группе) | | - Если случился пожар, как надо себя вести? – Пожар всегда возникает неожиданно. И взрослые, и дети на пожаре действуют не всегда правильно. Чаще всего люди начинают бояться, и возникает паника. Правило 1. Не поддаваться панике. – Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды. – Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью. Правило 2. Немедленно покидать горящее помещение. – Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. – И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, - вас могут не понять и не расслышать. – Надо чётко назвать улицу, номер дома, подъезд, код, этаж, номер квартиры, а также кратко скажите, что, и где и как долго горит. – Как мы уже с вами говорили, при пожаре очень опасен дым. Большинство людей погибает от дыма. – Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение. – Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло. – Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах. – Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше. VII. Анализ и решение ситуаций. – Работа в группах. - Выберите правильный вариант ответа, чтобы не случился пожар в доме. Проанализируйте ситуацию, объясните, как правильно поступать в той или иной ситуации. 1. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки. 2. Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду. Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача «Сам себе режиссёр». Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. 3. Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, – попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода. | | |
VIII. Самостоятельная работа. Соотнести фразы. | 2 мин | Каждой группе выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончанием, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре. 1. Огонь нельзя оставлять а) по телефону 01. 2. Если увидишь пламя б) нельзя прятаться. 3. Вызывай пожарных в) без присмотра. 4. От огня г) зови на помощь взрослых. 5. Из горящего помещения д) дым. 6. Опасней всего при пожаре е) надо быстро уйти. | П: соотносят начала фразы с её концом для формулировки правил и действий при пожаре | |
IX. Итог занятия. | 3 мин | - Наш классный час подходит к концу. Подведём итоги. - Какова была тема нашего классного часа? - Чему мы сегодня учились? - Узнали ли вы для себя что-то новое и полезное? - Я хочу вам пожелать аккуратно обращаться с огнём и электрическими приборами. Не разжигать костры, они могут понести неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Призываем всех: «Друзья, С пламенем играть нельзя!» – Помните, ребята, самый главный способ защиты от пожара самому не стать его причиной. | | |