kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тед-леция «Мнемоника и грамматика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тед-леция «Мнемоника и грамматика».»

ТЕД-ЛЕКЦИЯ

Добрый день, меня зовут Елизавета Эдуардовна я учитель начальных классов. Рада вас приветствовать на тед-леции «Мнемоника и грамматика».

Каждый из нас не раз сталкивался с проблемой запоминания какой-либо информации. Представьте, что вы выиграли в лотерее полмиллиона рублей. Как вы запишите это слово? В этом может помочь мнемоническое запоминание, или мнемоника.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

    А вы знали, что мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления,  зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. 

Каждый учитель должен развивать у учащихся умение запоминать различную информацию. Но чаще всего развитие памяти идёт стихийно, поэтому  большинство учащихся использует при запоминании «Метод многократного повторения» (зубрёжку).  При таком методе полноценного усвоения, а главное – понимания материала, не происходит. Часто через некоторое время ученик забывает то, что ещё недавно рассказывал на уроке. А причина в том, что его не научили рациональным приёмам запоминания. Приёмы осмысленного рационального запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни человека. 

Вашему вниманию представлено несколько простейших примеров, которые вы помните из своего детства.:

Для запоминания падежей русского языка -

1.«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку».

Для запоминания цветов радуги есть такая фраза-

2.«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

А в геометрии понятие биссектриса запоминают с помощью рифмовки -

3.»Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры, которые я использую на уроках:.

  1. Работа со словарными словами.

С помощью мнемотехники можно запомнить правописание даже очень сложных словарных слов. При этом задача такова: трудное слово (словарное) превратить в легкое. Рассмотрим 3 варианта.

Написание запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

Яблоко – безударная гласная О (похоже на букву О)

Ракета (тоже похожа на буку А)

Также можно использовать фонетические ассоциации

Бeрёза – бéлая берёза.Пeтух – Пéтя, Пéтя, петушок.


Рассмотрим одно мнемоническое правило для запоминания некоторых непопулярных ударений.

Нам поможет рифма. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог.

Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых из детей интерес к заучиванию стихотворений вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихотворений, на помощь педагогам приходят мнемотаблицы.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложенная определенная информация, своего рода план, последовательность пересказа. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

А сейчас вы сами попробуете использовать приемы мнемотехники.

Угадайте стихотворение по данной мнемотаблице.

Да, вы правы, это стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит.

Прием «Ассоциации»

Из опыта работы: детям очень нравятся предложенные упражнения по развитию памяти, они с удовольствием их повторяют, проверяют свою память, сами предлагают, подобные упражнения. Практически все дети, даже с очень слабым развитием памяти, после объяснения алгоритма запоминания того или иного упражнения могут воспроизвести всё без ошибок.

        Данные упражнения по запоминанию можно включать в любые уроки, на разных этапах.

        Такие уроки мнемотехники я провожу систематически. В связи с этим, наблюдаю поразительные результаты. Дети становятся намного внимательнее, улучшается память, активизируется познавательная активность. Ребята с удовольствием сами составляют мнемотаблицы, коллажи на разные цифры и буквы, игры-запоминалки. Благодаря этому, значительно повышается процент успеваемости и качества знаний.

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тед-леция «Мнемоника и грамматика».

Автор: Никитина Елизавета Эдуардовна

Дата: 28.11.2025

Номер свидетельства: 677975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства