kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театральная деятельность. Сценарий спектакля "Сказка о царе Салтане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересная и поучительная сказка для детей начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка оцаре Салтане»


А. С. Пушкин

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди





Действующие лица

1-я девица — повариха.
2-я девица — ткачиха.
3-я девица — царица.
Бабариха.
Царь Салтан.
Князь Гвидон.
Гонец.
Бояре:
1-й.
2-й.
3-й.
Гости-корабельщики:
1-й.
2-й.
3-й.
Сенные девушки:
1-я.
2-я.
Богатыри Черномора.
Дядька Черномор.
Царевна Лебедь.
Ведущий.

2 человека открывают и закрывают занавес, 2 человека с обеих сторон сцены держат полотнище, изображающее море (они же двигают по полу сцены полотнище, к которому прикреплен лебедь), 2 человека меняют декорации и двигают леску с привязанным к ней коршуном.

Картина 1. Светлица

У окна сидят на лавке три девицы с прялками, а в глубине сцены
сидит Бабариха.
На центральной части задней стены закрепляется занавес, или покрывало с русским узором, или гладкое одеяло темных тонов. Чуть выше лавки, на которой сидят девицы, на этом занавесе пришпилено булавками окно, нарисованное на плотной бумаге. Лавка покрыта ковриком или узорной тканью. У края сцены, под углом к рампе, стоит забор. Ведущий (читающий за автора) стоит в зрительном зале у сцены, переходя иногда с одной стороны па другую.
В начале картины за забором появляется Салтан и прислушивается к разговору девиц.
Ведущий.
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком.
1-я девица.
Кабы я была царица,—
Говорит одна девица,—
То на весь крещеный мир 
Приготовила б я пир.
2-я девица.
Кабы я была царица,—
Говорит ее сестрица,—
То на весь бы мир одна 
Наткала я полотна.
3-я девица.
Кабы я была царица,—
Третья молвила сестрица,—
Я б для батюшки-царя 
Родила богатыря.

Незаметно появляется Салтан.

Ведущий.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Входит Салтан, девицы встают и кланяются в пояс.

Во все время разговора 
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему 
Полюбилася ему.
Салтан.
Здравствуй, красная девица,—
Говорит он,— будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.

С последними словами Салтан, а за ним девицы уходят, и занавес закрывается.

Ведущий.
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.

(После небольшой паузы.);
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.

Занавес слегка раздвигается, и показывается голова поварихи. 
Повариха произносит: 
«В кухне злится повариха». 
Следом за ней появляется ткачиха и говорит плачущим голосом: 
«Плачет у станка ткачиха». 
Затем выходят обе и говорят: 
«И завидуют оне 
государевой жене».
Скрываются за занавесом.

Перед занавесом.

Ведущий
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя 
Поберечь, его любя.
Между тем как он далёко 
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин...

Перед занавесом пробегает торопливо повариха. Остановившись па мгновение посередине, говорит, подхватывая слова ведущего и обращаясь к зрителям: 
«Сына Бог им дал в аршин». Убегает.
С другой стороны выбегает ткачиха и, тоже задержавшись в центре сцены, обращается к зрителям: 
«Сына Бог им дал в аршин». 
Убегает, занавес открывается.

Картина 2. Терем царицы

У колыбели сидит царица, любуясь младенцем. Сенная девушка качает колыбель.

Ведущий.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком...

Сенная девушка (качая младенца, повторяет слова ведущего).
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком.

Царица склоняется над младенцем. Затем поднимается, хлопает в ладоши. Входит гонец, и царица дает ему грамоту (лист бумаги, свернутый в трубочку и перевязанный шнурком).

Ведущий.
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Царица вместе с сенной девушкой тихонько баюкают ребенка. Б противоположном углу сцены гонца встречают Бабариха с поварихой и ткачихой. В то время как две из них похлопывают его по плечу, делая вид, что приветствуют, третья вынимает из его сумки царицыну грамоту и кладет вместо нее другую. Гонец уходит.

Бабариха (обращаясь к зрителям, злорадно повторяет текст подменной грамоты).
Родила царица в ночь 
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

Занавес закрывается.

Картина 3 Действие происходит перед закрытым занавесом. 

Ведущий.
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить 
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ —

Появляется гонец.

Гонец (читает приказ царя).
«Ждать царева возвращенья 
Для законного решенья».

(Несколько раз проезжает под музыку по авансцене верхом на палочке с лошадиной головой.)

Едет с грамотой гонец 
И приехал наконец.

Слезает с коня и встречает ткачиху, повариху и Бабариху, которые подают ему на подносе стакан вина.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой 
Обобрать его велят...
Повариха (поднося стакан вина).
Допьяна гонца поят...
Ткачиха (к зрителям).
И в суму его пустую (меняет грамоту)
Суют грамоту другую.
Бабариха (обращаясь к зрителям, произносит текст подменной грамоты).
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод 
Тайно бросить в бездну вод.
Занавес открывается.

Картина 4. Терем царицы.

Царица сидит, склонившись над ребенком.

Ведущий.
И привез гонец хмельной 
В тот же день приказ такой...

Входят бояре, слуги, позади них ткачиха, повариха и Бабариха. В эту толпу можно включить и гостей — корабельщиков (которые будут играть в следующих сценах), но не выдвигать их на первый план.
Входит гонец и, поклонившись царице, подает боярину царский приказ.
1-й боярин (читает).
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод 
Тайно бросить в бездну вод».
2-й боярин (как бы не веря своим ушам, берет грамоту и снова повторяет).
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод 
Тайно бросить в бездну вод».
Ведущий.
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе 
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой. 
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час 
В бочку с сыном посадили, 
Засмолили, покатили...

Слуги выдвигают бочку. Царица, поклонившись в пояс во все стороны, берет младенца и входит в бочку. Слуги закрывают бочку крышкой и «смолят». (Для этого заранее готовят ведерко и мочальную кисть, выкрашенную черной тушью).
Толпа окружает бочку и, закрывая ее от зрителей, медленно задвигает ее за кулисы. Повариха, ткачиха и Бабариха выражают лицемерное отчаяние, то есть громко рыдают, закрыв лицо руками, а временами открывают его и злорадно хихикают, обернувшись к зрителям. Действие на сцене должно происходить па фоне текста ведущего.

Ведущий (после того как бочку укатили со сцены).
И пустили в окиян,
Так велел-де царь Салтан.
1-й боярин (с сокрушенным видом, оборачиваясь к зрителям ).
И пустили в окиян...
2-й боярин.
Так велел-де царь Салтан.
Все присутствующие (уныло хором).
Так велел-де царь Салтан.

Занавес закрывается.

Ведущий (медленно, распевно).
В синем небе звезды блещут, 
В синем море волны плещут; 
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Музыка.
Занавес открывается.

Картина 5. Морской берег

На задней стенке висит синий занавес с нашитыми на нем серебряными звездами. Перед звездным небом по волнам плывет бочка. Царица с царевичем, стоя позади бочки и слегка пригнувшись, держатся за деревянный каркас бочки и слегка качают его.

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там 
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит.
Царевич (из бочки, громко).
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Ведущий.
И послушалась волна:
Тут же на берег она 
Бочку вынесла легонько 
И отхлынула тихонько.

При этих словах царица с царевичем, не показываясь из бочки, ставят ее на пол; полотнище с волнами в это время опускают.

Ведущий.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Царевич.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко 
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

Царица с сыном выходят из-за бочки, радостно озираются вокруг.

Царица.
Мать и сын теперь на воле.
(Оглядываясь по сторонам.)
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин 
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук 
И в тугой сгибает лук.
(Одновременно все это проделывает.)
Со креста снурок шелковый 
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил 
И пошел на край долины 
У моря искать дичины.

Царица уходит.
(Царевич обходит сцену, всматриваясь в даль, в зрительный зал.)



К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно, на море не тихо;
(Останавливается около дуба.)
С левой стороны сцены появляется Лебедь.
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и плещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Над Лебедем спускается коршун.
(Стреляет в него из лука.)
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;

Коршун падает около Лебедя. Царевич подходит к ним и, загораживая их, оборачивается к зрителям, рассказывая:
Смотрит: коршун в море тонет 
И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом 
Молвит русским языком.

Царевич оборачивается. Коршуна уже нет; перед ним царевна Лебедь, которая под музыку машет крыльями.

Царевна Лебедь.
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня 
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.

Машет крыльями и под музыку медленно уходит. Появляется царица.

Царица.
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.

Оба ложатся спать, царица — облокотись на пригорок, а царевич — положивши голову ей на колени.
Во время сна царицы и царевича занавес со «звездным небом» под музыку отодвигается в сторону, и открывается картина города на высоком холме.

Картина 6. Город златоглавый

Панорама города.

Царевич.
Вот открыл царевич очи;
(Вставая, протирает глаза, с изумлением глядя на город.)
Отрясая грезы ночи 
И дивясь...
...Перед собой 
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами 
Блещут маковки церквей 
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!..

Царица просыпается, встает и в изумлении ахает.

То ли будет? —
Говорит он.— Вижу я:
Лебедь тешится моя.
Ведущий.
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон 
Поднялся со всех сторон.

Музыка.
Появляются бояре, гонец, корабельщики, сенные девушки, которые в пояс кланяются царице с царевичем.

К ним народ навстречу валит...
Все их громко величают 
И царевича венчают 
Княжей шапкой и главой 
Возглашают над собой...
Царевич (выходит вперед, к зрителям).
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он 
И нарекся: князь Гвидон.

Занавес закрывается.

К артин а 7. Город златоглавый

Сцена с панорамой города. По сцене ходит князь Гвидон с подзорной трубой и всматривается в зрительный зал.

Гвидон.
Ветер на море гуляет 
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах 
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся....
Через зрительный зал на сцену идут корабельщики.
1-й корабельщик.
На знакомом острову 
Чудо видят наяву...
2-й корабельщик.
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой...
3-й корабельщик.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

За сценой раскатистые дробные удары. Корабельщики выходят на сцену. 

Ведущий.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит 
И ответ держать велит...

Появляется сенная девушка с подносом, на котором стоят «золотые» стаканы.



Гвидон.
Чем вы, гости, торг ведете 
И куда теперь плывете?
Корабельщики (вместе).
Корабельщики в ответ...
1-й корабельщик.
Мы объехали весь свет, 
Торговали соболями, 
Черно-бурыми лисами....
2-й корабельщик.
А теперь нам вышел срок, 
Едем прямо на восток...
3-й корабельщик.
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Гвидон.
Князь им вымолвил тогда: 
Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну 
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон.

Гости кланяются и уходят.

Гости в путь, а князь Гвидон 
С берега душой печальной 
Провожает бег их дальный
(вдруг, встрепенувшись, вглядывается за кулисы и отступает назад),
Глядь — поверх текучих вод 
Лебедь белая плывет.

Показывается царевна Лебедь.
Музыка.

Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Говорит она ему.
Гвидон.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
Лебедь.
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море 
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».

Лебедь поворачивается спиной к зрителям, размахивая покрывалом и закрывая ими Гвидона, который незаметно уходит за занавес.

И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала 
И обрызгала его 
С головы до ног — всего.
( Зрителям.)
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал, 
Потихоньку опустился 
На корабль — и в щель забился.

Занавес.

Ведущий (перед занавесом).
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит 
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна 
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец 
Полетел наш удалец.

Занавес открывается.

Картина 8. Палата царя Салтана

На престоле сидит царь Салтан. Рядом с Салтаном повариха, ткачиха и Бабариха. Поодаль от них — бояре.
Входят гости, кланяются.

1-й корабельщик (обращаясь к корабельщикам, идущим сзади).
Видят: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате 
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице...
2-й корабельщик.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой 
Около царя сидят 
И в глаза ему глядят.
Салтан (отвечая на поклон гостей).
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо? 
И какое в свете чудо?
1-й корабельщик.
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый...
2-й корабельщик (продолжая).
А теперь стоит на нем Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами...
3-й корабельщик.
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.
Салтан.
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
Ведущий.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой 
Не хотят его пустить 
Чудный остров навестить.
Повариха (подбоченившись и презрительно усмехаясь).
Уж диковинка, ну право,—
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит: —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет 
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут.

Музыка.

Ведущий.
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз 
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра 
С криком ловят комара.

Начинается ловля воображаемого комара с повторяющимися разными людьми криками: «Распроклятая ты мошка! 
Мы тебя!..»

Музыка.
...А он в окошко...
Ткачиха.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
(Вставая и показывая жестами, как белка камушки грызет и в груды загребает изумруды.)
Что тут дивного? ну вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды 
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
(показывает жестами),
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Музыка.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор
(показывает жестами),
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!
(Замолкает с торжествующим видом.) 
Ведущий.
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят,
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится.,.
Музыка.
Зажужжал он и как раз 
Тетке сел на левый глаз...

Опять все ловят комара.

И ткачиха побледнела...
Ткачиха.
Ай!
Ведущий.
И тут же окривела...
Все присутствующие.
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави...
Вот ужо! постой немножко, 
Погоди...»
Ведущий.
А князь в окошко.,.
Повариха и ткачиха 
Ни гугу — но Бабариха,
Усмехнувшись, говорит:
Бабариха (слащавым голосом).
Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят 
И себе дозором бродят!
Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.
Музыка.

(Садится, торжествующе глядя на окружающих.) 

Ведущий.
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей 
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится...

Все поднимают головы и смотрят вверх, как бы следя за полетом шмеля.

Музыка.

Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь;
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога...
Все (кричат).
Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко, 
Погоди!
Повторяется сцена с ловлей комара.
Ведущий.
А шмель в окошко 
Да спокойно в свой удел 
Через море полетел.

Занавес.

Картина 9. Белка под елкой

Сцена перед занавесом.
По авансцене ходит Гвидон, всматриваясь в зрительный зал и за кулисы.

Гвидон.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит
(показывая рукой за кулисы),
Глядь — поверх текучих вод 
Лебедь белая плывет.
Появляется под музыку Лебедь.
Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
Грусть-тоска меня съедает,
Чудо чудное завесть 
Мне б хотелось. Где-то есть 
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет 
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут.
Лебедь.
Князю Лебедь отвечает:
Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу 
Оказать тебе я в дружбу.

Лебедь и Гвидон уходят в разные стороны.

Гвидон (уходя).
С ободренною душой 
Князь пошел себе домой.

Занавес открывается под музыку.
В середине сцены стоит елка, под ней сидит белка и грызет орешки. Около елки стоят две сенные девушки.

Гвидон (удивленно, обращаясь к зрителям).
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех 
Золотой грызет орех.
1-я девушка.
Изумрудец вынимает...
2-я девушка.
А скорлупку собирает...
(Показывая Гвидону скорлупки и ядра — изумруд.)
1-я девушка.
Кучки равные кладет...
2-я девушка.
И с присвисточкой поет 
При честном при всем народе: 
«Во саду ли, в огороде».
Обе приплясывают под музыку.
Гвидон.
Изумился князь Гвидон.
Ну, спасибо,— молвил он,— 
Ай да Лебедь — дай ей Боже, 
Что и мне, веселье то же.

Занавес.

Ведущий (при закрытом занавесе).
Князь для белочки потом 
Выстроил хрустальный дом, 
Караул к нему приставил 
И притом дьяка заставил 
Строгий счет орехам весть. 
Князю прибыль, белке честь.

Картина 10. Тридцать три богатыря

Перед занавесом.
Из-за занавеса выходит князь Гвидон.
Гвидон.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит; 
Глядь — поверх текучих вод 
Лебедь белая плывет.
Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 
Что ж ты тих, как день ненастный? 
Опечалился чему?
Говорит она ему.
Гвидон.
Князь Гвидон ей отвечает: 
Грусть-тоска меня съедает -
Диво б дивное хотел 
Перенесть я в свой удел.
Лебедь.
А какое ж это диво?
Гвидон.
Где-то вздуется бурливо 
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, 
Расплеснется в шумном беге, 
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, 
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые, 
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Лебедь.
Князю Лебедь отвечает:
Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай.

Лебедь и Гвидон уходят за занавес в разные стороны.

Гвидон (уходя),
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море 
Стал глядеть он...

Музыка.
Открывается занавес.

В центре сцены стоят тридцать три богатыря. Входит Гвидон.

...Море вдруг 
Всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге 
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет 
И ко граду их ведёт.
Дядька.
Лебедь нас к тебе прислала 
И наказом наказала 
Славный город твой хранить 
И дозором обходить.
1-й богатырь.
Мы отныне ежедневно 
Вместе будем непременно 
У высоких стен твоих 
Выходить из вод морских.
2-й богатырь.
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море; 
Тяжек воздух нам земли.
Богатыри (хором).
Все потом домой ушли.
Занавес закрывается.

Картина 11
Сцена перед занавесом.

Входит Гвидон, всматриваясь в даль.
Гвидон.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод 
Лебедь белая плывет.

Появляется Лебедь.

Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? Говорит она ему.
Гвидон.
Князь Гвидон ей отвечает: 
Грусть-тоска меня съедает: 
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь.
А кого же на примете 
Ты имеешь?
Гвидон.
Да на свете, 
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть: 
Днем свет божий, затмевает, 
Ночью землю освещает — 
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, 
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. 
Только, полно, правда ль это? 
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь.
Лебедь белая молчит 
И, подумав, говорит:
Да, такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь 
Да за пояс не заткнешь. 
Услужу тебе советом — 
Слушай: обо всем об этом 
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.
Гвидон.
Князь пред нею стал божиться, 
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем 
Передумал он путем,
Что готов душою страстной,
За царевною прекрасной 
Он пешком идти отсель 
Хоть за тридевять земель.
Лебедь.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».

Музыка.
Лебедь, взмахивая руками с покрывалом, уходит со сцены.

Гвидон (глядя вслед Лебеди).
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами 
И на берег с высоты 
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась 
И царевной обернулась...

Появляется царевна Лебедь

Гвидон (восхищенно продолжает).
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Гвидон обнимает за плечи царевну Лебедь, и они уходят за занавес, под слова ведущего.

Ведущий.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает 
И ведет ее скорей 
К милой матушке своей...
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.

Картина 12

Перед занавесом.

Ведущий (перейдя на паузе на другую сторону).
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит 
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна 
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости 
Царь Салтан зовет их в гости.

Занавес открывается. Декорации те же, что и в восьмой картине,— у царя Салтана. Входят гости-корабельщики, переговариваясь между собой.

1-й гость.
Гости видят: во дворце Царь сидит в своем венце,
1-й гость.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой 
Около царя сидят...
3-й гость.
Четырьмя все три глядят.
Салтан.
Царь Салтан гостей сажает 
За свой стол и вопрошает:
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Корабельщики (вместе).
Корабельщики в ответ...
1-й корабельщик.
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит 
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом; 
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет 
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые, 
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
2-й корабельщик.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо, 
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, 
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, 
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
3-й корабельщик.
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть: 
Днем свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
1-й корабельщик.
Князь Гвидон тот город правит, 
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:

К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался.
Салтан встает, идет к боярам.
Ведущий.
Туг уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.

Повариха, ткачиха и Бабариха бросаются к Салтану, пытаются его удержать.



А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой 
Не хотят царя пустить 
Чудный остров навестить.
Салтан (сердито топнув ногой, отстраняет женщин).
Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя.—
Нынче ж еду! — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.

Салтан выходит, за ним все присутствующие.

Занавес.

Ведущий (перед занавесом).
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет...

Входит Гвидон с подзорной трубой, всматриваясь в даль.

Гвидон.
И в лазоревой дали 
Показались корабли:
По равнинам окияна 
Едет флот царя Салтана.
( Громко.)
Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда.

Царица и царевна Лебедь входят на зов Гвидона и поочередно смотрят в трубу, а затем поспешно уходят, очевидно собираясь приготовиться к встрече. Слышится музыка торжественного марша.
Марш Салтана.

Ведущий.
К морю сам идет Гвидон...
В это время на сцену перед занавесом выходит из зрительного зала Салтан в сопровождении поварихи, ткачихи, Бабарихи, бояр.

Там царя встречает он 
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой.

Занавес медленно открывается; в глубине, в центре, стоят богатыри. Гвидон кланяется Салтану и жестом приглашает его посмотреть три чуда.

Ведущий.
Все теперь пошли в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя 
Тридцать три богатыря.
Салтан.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Богатыри уходят, открывая стоящую за ними елку с белкой и с девушками.

Ведущий.
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой 
Белка песенку поет...

Музыка.

1-я девушка.
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает...
2-я девушка.
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой 
Золотою скорлупой.
(Показывает жестами.)
Ведущий.
Гости дале — торопливо 
Смотрят — что ж? княгиня — диво:

Появляются царица и царевна Лебедь.

Салтан (восхищенно глядя на царевну Лебедь).
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.

Вперед выступает царица, поддерживаемая под руку царевной Лебедью.

Салтан (вглядываясь в царицу).
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
Что я вижу? что такое?
Как!..

(Обнимает за плечи царицу, потом, царевну Лебедь и Гвидона.) Ткачиха, повариха и Бабариха убегают за сцену. 

Ведущий.
...и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу...
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой 
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.

Слуги и бояре вводят повариху, ткачиху и Бабариху, которые падают на колени.

Повариха, ткачиха и Бабариха (вместе).
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались...
Салтан (жестами приказывает им уходить).
Царь для радости такой 
Отпустил всех трёх домой.

Повариха, ткачиха и Бабариха встают и убегают. Все присутствующие берутся за руки и подходят к авансцене.

Все (хором).
И садятся все за стол,
И веселый пир пошел.

Музыка. Все весело парами и группами уходят со сцены.

Занавес.

Советы по постановке

Советы исполнителям как сделать декорации


Декорации к спектаклю легко приготовить из картона и разноцветной бумаги, для .чего надо вырезать детали рисунка и наклеить их на подготовленный фон. К такой работе можно привлечь ребят, даже и не умеющих хорошо рисовать и, кроме того, для этого не требуется ни специальных красок, ни холста. Материалом для декораций могут послужить картонные коробки, стенки которых склеиваются в 2—3 слоя мучным клейстером.
Очень важно при оформлении спектакля запастись хорошими иллюстрациями к сказкам Пушкина или к русским народным сказкам (Билибина, Васнецова, Дехтерева, Конашевича) и стараться по возможности выполнить характерные детали: например, окно терема, прялку, высокое кресло; в костюмах — стоячий боярский воротник, высокая шапка, длинный, до полу, сарафан, пышные рукава и т. д.


Картина 1. Светлица

К этой сцене следует подготовить окно, прялки и забор. Хорошо выглядит окно, склеенное из разноцветной бумаги. Для этого берется кусок бумаги — серебряной, или светло-серой, или светло- голубой,— вырезанный по форме окна. По «стеклу» в косую клетку идут полоски из темной бумаги того же цвета, что и рама окна. Размер окна примерно 60X90 см. Лавка покрыта ковриком или узорной тканью. Прялки делаются из двух дощечек, вставленных одна в другую. Забор — из 8—10 планок, скрепленных между собой и прибитых к стойке.

Картина 2. Терем царицы

Для этой картины нужна колыбель. Спинки колыбели вырежьте из толстого картона, сделав их внизу полукруглыми. Между спинками закрепите большую коробку, а внизу — две планки. Наружные стороны спинки оклейте цветной бумагой и украсьте крупным, ярким рисунком. В коробку уложите большую куклу «малыш» или просто сверток, завернутый в нарядное одеяльце с простынкой.

Картина 4. Терем царицы

В конце картины на сцену «вкатывают» бочку. Бочка делается в рост царицы из полос толстой серой бумаги, зауженных по концам. Эти полосы наклеиваются друг на друга в 2—3 слоя, затем соединяются между собой и монтируются на деревянном каркасе, образуя немного больше половинного объема бочки. Круглое дно слегка закрепляется сверху. Снаружи стенки бочки скреплены четырьмя «обручами» из полос серебряной бумаги, обведенных черным контуром.

Картина 5. Морской берег

В начале этой сцены царица с сыном отодвигают бочку в сторону, и ее кто-нибудь незаметно убирает.
Всю сцену с бочкой надо проводить с полураздвинутым занавесом, а после выхода царицы с сыном из бочки занавес полностью открывается, и зрителю становится виден дуб, помещенный у края раздвинутого занавеса. Позади дуба заранее спрячьте сломанный сук, лук и стрелы. Для дуба можно взять большую сломанную ветку, и на ней закрепить зеленые бумажные листья. Ветку воткните в ящик с песком, задрапировав его серой или коричневой тканью или бумагой. Но можно и просто нарисовать и вырезать из картона контуры дерева.
Море — полотнище; его можно сделать из старых тюлевых занавесок или другой ткани, выкрашенной в синий цвет, а гребни волн вырезать из белой бумаги и наклеить на ткань мучным клейстером.
Концы полотнища держат двое ребят, которые стоят с двух сторон за собранным занавесом и колышут «море», следя, чтобы верхний край его закрывал нижнюю часть бочки. Свет в этой сцене не должен быть ярким.
Пригорком может служить маленькая скамеечка, покрытая темной коричневой или зеленой тканью, а также скатанный гимнастический мат.
Лебедя можно вырезать по контуру из толстого картона или фанеры в натуральную величину и закрепить на стойке. Еще лучше использовать резинового надувного лебедя, которого надо обмотать марлевым бинтом, слегка проклеив мучным клейстером. Снизу лебедя прикрепите к середине длинной узкой полосы из синей ткани (можно из крашеной марли, старых занавесок и т. п.). Эту полосу до открытия занавеса протяните через всю сцену так, чтобы лебедь сначала находился за занавесом. Концы полосы за собранным занавесом держат двое ребят — те же, что держали «море», и к моменту появления лебедя двигают полосу по полю вправо, пока лебедь, прикрепленный к ней, не останавливается на условленном месте.
Коршуна в натуральную величину с распростертыми крыльями можно сделать из проволоки, картона и старых чулок.
Руководствуясь изображением коршуна, сделайте из тряпок или ваты туловище и обтяните его коричневым чулком. Из картона сделайте основной контур распростертых крыльев и по краю закрепите проволоку, покрыв ее тонким слоем ваты и тоже обтянув чулком. Затем пришейте к туловищу крылья и ноги, сделанные из проволоки и обмотанные узкой тесьмой из того же чулка. Готовую фигуру покрывают жидким клейстером и затем подрисовывают перья акварельной краской. Клюв можно сделать из пластилина или ваты, проклеенной клеем БФ. На спине коршуна продергивают петлю из резинки, за которую привязывают конец капроновой лески, а другой конец продергивают через два кольца, ввинченных в потолок сцены. Первое кольцо — над тем местом, где останавливается лебедь, а второе — за задним занавесом. Спуская рывками леску, коршуну придают летательные движения и взмахи крыльев. Эту сцену надо хорошо отработать, так как дергающий леску человек стоит за занавесом и плохо видит, что делается на сцене. Когда «стрела запела», отпустите конец лески за сценой, и коршун упадет.

Картина 6. Город златоглавый

Панораму города можно сделать из цветной бумаги, наклеив ее для прочности на ткань и прикрепив сверху и снизу деревянные планки, как у классной географической карты. Сначала готовится фон, то есть небо и море, а затем из двухцветной зеленой бумаги (освещенная и теневая стороны) наклеивается «холм зеленый». Зеленую бумагу для холма надо предварительно измять и наклеивать только края, это придает некоторую объемность. И уже после этого по нарисованным контурам наклейте вырезанные из разноцветной бумаги терема, церкви с блестящими куполами и, наконец, обнесите город белой каменной стеной, вырезанной из плотной белой бумаги. По смонтированному рисунку краской подрисуйте отдельные детали. Размер города в зависимости от высоты и величины сцены может быть 1,5—2 м Х 2—2,5 м. Чтобы не задерживаться со сменой декораций, на задней стенке перед спектаклем закрепите стенд с изображением златоглавого города, перед ним на кольцах — занавес со «звездным небом», а перед «небом» повесьте стенку с окном терема. По ходу действия верхний занавес с окном терема снимается, а во время представления 6-й картины занавес со звездным небом отодвигается, открывая панораму города.

Картина 8. Палата царя Салтана

Декорации можно использовать те же, что в тереме царицы. Для престола Салтана надо взять стул или кресло с ручками и высокой спинкой. Если такого нет, можно прикрепить к спинке стула лист толстого картона или фанеры, закрыв ее ковриком или какой-нибудь тканью. Хорошо верх спинки украсить резьбой, например, деревянным украшением от старинной мебели, покрыв ее золотой краской.

Картина 9. Белка под елкой

Контур елки можно вырезать из картона и оклеить зеленой бумагой. Затем из этой же бумаги вырежьте отдельные веточки и приклейте верхней частью к елке, располагая эти веточки ярусами. Свободно висящие веточки создают впечатление объемности. Склеенную елку слегка подрисовывают краской. Белку можно сделать из проволоки и ваты, так же, как коршуна. Готовую елку прикрепите к спинке стула, сиденье которого надо задрапировать зеленой тканью. Перед елкой на стуле посадите белку (если елку поставить па пол, белку не будет видно). Если у кого- нибудь найдется чучело белки, можно взять его на время спектакля.
Орешки для белки можно положить грецкие, покрасив скорлупу золотой краской, или сделать из пластилина или замазки и обернуть золотой бумагой.

Картина 10. Тридцать три богатыря

Так как поместить тридцать три богатыря на сцене очень сложно и трудно приготовить такое количество костюмов, то можно ограничиться четырьмя-пятью богатырями, а остальных показать в виде нарисованных на стенде фигур, подбирая ребят по росту так, чтобы самый маленький богатырь был немного больше самого большого нарисованного.
Стенд с изображением богатырей монтируется на раме. Сначала на голубой или светло-синей бумаге делают набросок всего рисунка, изображая богатырей в виде постепенно приближающихся и увеличивающихся фигур. После этого разрисовывают море. Если нет хорошего художника и необходимых красок, гребни волн можно сделать из белой писчей бумаги. Только не вырезайте ножницами, а порвите руками по контуру. Это и быстрее, и такие «волны» лучше смотрятся. Наклеив белые гребни волн, слегка подрисуйте их краской.
Щиты сделайте из тонкого картона, оклеив их серебряной бумагой и придав им слегка выпуклую форму, чтобы они выглядели объемными. Наклеив богатырей, закройте место их выхода из воды гребнем волны и подрисуйте краской.

Как сделать костюмы

Для изготовления костюмов можно воспользоваться домашними вещами, вышедшими из употребления, марлей, дешевым обивочным материалом. При этом надо иметь в виду, что костюмы и предметы обстановки, приготовленные для этой сказки, могут пригодиться при постановке других сказок.
Для трех девиц нужны белые блузки с длинными рукавами (можно сделать из марли), и длинные, до полу, сарафаны, для которых можно использовать открытые летние платья или сарафаны взрослых женщин. Спереди нашивается лента или полоска одноцветной ткани, на которой закрепляются серебряные пуговицы. Пуговицы делаются из плотных комочков ваты, обернутых серебряной бумагой (обертки от конфет).
Кокошники вырезаются из цветной бумаги, наклеенной на картон, или по бархатной бумаге, которая продается в наборах для ручного труда. Украсить кокошники можно елочными бусами или серебряной и золотой бумагой, вырезанной мелким узором. По верхнему краю кокошника закрепляется покрывало, сделанное из марли или тонкой тюлевой занавески. На шею надеваются бусы, настоящие, или елочные, или сделанные, как и пуговицы, из ваты и цветной бумаги.
Костюм царевны Лебеди также состоит из блузки, сарафана и кокошника, но всё обязательно только белого цвета. Кокошннк отделывается серебряной елочной мишурой и серебряными елочными бусами или искусственным жемчугом. Из-под кокошника надо спустить на лоб белую сеточку из тюля, на которой потом закрепляется звезда.
На месяц, вырезанный из картона и оклеенный золотой бумагой, прикрепляют резиновое колечко, которое за сценой быстро надевают на косу до самой шеи, а золотую звезду вдевают острыми концами в ячейки тюлевой сеточки, выпущенной из-под кокошника на лоб царевны. Помочь это быстро сделать попросите какую-нибудь старшую девочку.
На роль царевны Лебеди хорошо выбрать девочку, немного танцующую, чтобы она, появляясь перед Гвидоном под музыку, передавала руками движения крыльев лебедя.
Для костюма царя Салтана можно использовать пестрый фланелевый халат большого размера. Если же есть возможность купить материал, то хорошо подходит самый дешевый обивочный материал с рисунком на желтом фоне, который издали выглядит как парча.
Спереди нашиваются или наклеиваются клейстером детали рисунка, вырезанного из золотой или серебряной бумаги. Такой же рисунок прикрепляется на большой круглый воротник, надетый на плечи, с застежкой сзади. Шапка делается с меховым околышем, а головка ее — из зубцов золотой бумаги, соединенных вместе и скрепленных наверху крупной яркой бусинкой. Из-под шапки с боков обязательно надо выпустить волосы. Зти волосы и бороду сделайте из кусочков меха или ватина, из пакли, из крашеной ваты или распущенных капроновых чулок. Бороду закрепляют на резинке, которую надевают на голову под шапку.
В качестве царского жезла Салтана можно взять старую лыжную палку, оклеив ее вкось полосками бумаги двух цветов, а сверху сделать какую-нибудь шишку или красивую ручку.
Для костюма Бабарихи надо сделать легкую безрукавку, отороченную мехом или полосками ваты, смоченными слабым клейстером. Блузка с длинными рукавами, длинная юбка и высокая шапка с меховым околышем, из-под которой спускается на плечи легкий белый платочек, заколотый под подбородком. Шапку можно сделать из старой фетровой шляпы, предварительно намочив ее и натянув на какую-нибудь цилиндрическую форму.
Платье у царицы длинное, украшенное спереди, как и сарафан, лентой с пуговицами. Блузка белая, с длинными рукавами и узкими нашитыми обшлагами одного цвета с платьем.
На голове корона из золотой фольги или бумаги. Корона надевается сверх легкого белого платочка, спущенного на плечи. Костюмы бояр можно сделать из длинных свободных халатов с высокими стоячими воротниками, на которые наклеивается золотой или серебряный рисунок. Застежка спереди из трех-четырех двойных петель, сделанных из цветного шнура или просто из полосок плотной цветной бумаги. Шапки из плотной темно-коричневой бумаги, кверху слегка расширенные или ровные.
Князь Гвидон в полудлинном кафтане с высоким воротником и широким поясом, штаны заправлены в сапоги. На голове шапка с высоким околышем, из-под которого по бокам спускаются пряди волос.
Костюм гонца такой же, как у Гвидона, только менее богатый. Гости-корабельщики одеты как бояре или как гонец. Сенная девушка в длинном простом сарафане с блузкой из белого материала или марли, с пышными рукавами. На голове повязка из ленты или маленький скромный кокошник. Коса плетется из мочалки, или ниток, или пеньки, или из обыкновенных бумажных веревок.
Костюмы мальчиков, изображающих богатырей, приготовить не трудно. Шлем делается из серебряной бумаги, а кольчуга состоит из длинного жилета, надетого застежкой назад, на котором спереди нашиваются горизонтальные полоски серебряной бумаги, — нижний край их вырезают зубчиками. Щиты сделайте из картона или фанеры, оклеив их серебряной бумагой или покрасив серебряной краской. 
Такой же краской покройте и наконечник копья. Мальчики, исполняющие роли богатырей, охотно сделают сами щиты и копья, надо только проследить, чтобы они были одной формы.

От художника

Художник книги положил в основу оформления спектакля русскую прялку. Почему? Да потому, что она для нас является одним из символов русского национального быта, старинного уклада. Глядя на нее, мы переносимся воображением в те давние времена, когда при лучине за прялкой пелись песни, рассказывались удивительные истории и сказки.
Прялки служили своим хозяйкам долгие годы, а чтобы вид их не прискучил и развлекал пряху, их украшали узорами, изображениями бытовых сценок, расписывали яркими цветами. Народные мастера умели придавать им необыкновенные, сказочные формы.
Разговор о воплощении замысла необходимо начать с упоминания о первейшем требовании к оформлению, а тем более в школьном театре: оно не должно быть громоздким, трудноисполнимым.
В предлагаемом решении необходимо из фанеры или листов картона выпилить девять различных по форме больших прялок, закрепить их на каркасных рамках и связать ременными петлями в три трехгранные призмы. Поворачивая их разными сторонами к зрителю, можно получить много различных комбинаций.
В прялках можно проделать декоративные окошки и затянуть их тканью. Актер, спрятанный в такой призме, используя картонные силуэты, подсвеченные фонариком, может показывать приёмом теневого театра некоторые эпизоды сказки: белку под ёлкой, кораблики, летящего шмеля и так далее.

Что можно рекомендовать для музыкального сопровождения спектакля

Гонец едет с грамотой (картина 3).
Музыка Шумана «Смелый наездник» — с первого такта по 8-й включительно.

Бочка плывет по морю (картина 5).
Музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». По клавиру — вступление ко второму действию, цифра 96 (8 или 16 тактов).

Появление царевны Лебеди (картина 5).
Музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». По клавиру — вступление к последней картине, цифра 223; 11 тактов.
Кроме того, для этой сцены можно использовать отдельные фрагменты из балетов Чайковского.

Пробуждение царевича и царицы (картина 6).
Музыка Мусоргского «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина». По клавиру — действие 1-е, с 4-го по 8-й или по 12-й такт; или же музыка Э. Грига из Первой сюиты, соч. 46, «Утро», с 1-го по 8-й или по 16-й такт. 

Колокольный перезвон при встрече царевича и царицы (картина 6).
Музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». По клавиру — вступление к последней картине, цифра 224, 8 тактов.

Белка песенки поет (картина 7).
Музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». По клавиру — вступление к последней картине, цифра 216, с 1-го по 8-й или по 16-й такт.

Появление богатырей (картина 7).
Музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». По клавиру — вступление к последней картине, цифра 220, с 1-го по 16-й или по 18-й такт.

Выход царя Салтана (картина 13).
Музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». По клавиру — вступление к первому действию, цифра 26, с 1-го по 8-й или по 16-й такт; или цифра 27, с 1-го по 12-й такт.



35



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Театральная деятельность. Сценарий спектакля "Сказка о царе Салтане"

Автор: Ломовцева Наталья Ивановна

Дата: 11.05.2022

Номер свидетельства: 606540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства