Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "С чего начинается Родина?"
Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "С чего начинается Родина?"
Сценарий разработан для 4 класса, предмет "ОРКСЭ", Модуль «Основы религиозных культур и светской этики». Сценарий полностью соотвествует требованиям ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "С чего начинается Родина?"»
Бюджетное образовательное учреждение
«Самсоновская средняя школа»
Курс ОРКСЭ
Модуль
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Курманова Рамиля Наримановна
Учитель начальных классов
2016
Сценарий внеклассного занятия ПО ОРКСЭ
4 класс
Тема: « С чего начинается родина? »
Цель занятия
формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «Родина»
содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине;
воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос;
воспитывать уважение и благодарность к ветеранам великой отечественной войны.
Планируемые результаты:
Личностные результаты (личностные УУД):
- ценностное отношение к совместной учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к понятию «Родина»
Метапредметные результаты:
Познавательные УДД
- умение анализировать объекты с выделением существенных/несущественных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебной литературы;
- осуществлять подведение итога на основе анализа существенных признаков и их синтеза;
- умение строить высказывания в устной форме
Регулятивные УУД
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение контролировать и оценивать свои действия;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД
- умение слушать собеседника и вести диалог,
- высказывать свою точку зрения;
- умение работать в малой группе, в парах;
- умение задавать вопросы, находить компромисс в спорных ситуациях (вопросах)
Предметные результаты:
- знание определения понятия «Родина»;
- умение различать символы государства;
- знание культурных достопримечательностей своей малой родины;
Оборудование: карта России, карта Омской области, символы России, презентация.
Ход занятия
Организационный момент.
На доске пословица:
Одна у человека мать, одна у него и Родина
- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Работа в парах. (Собери пословицы)
Родина-мать, умей за неё постоять.
Человек без родины- соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Где кто родится, там и пригодится.
Нет на свете ничего краше, чем родина наша.
Своя земля и в горсти мила
Вводная беседа «С чего начинается Родина»
Звучит фонограмму «С чего начинается Родина» (В. Баснер, М. Матусовский).
- Как вы понимаете слово РОДИНА?
Создание кластера (Ассоциации,
-Что такое Родина?)
Учитель
Родина - это дом, в котором мы живем, и русская береза, и песни соловья, и полянка в лесу, и река, протекающая рядом. Это место, где мы родились, где живём со своими родителями, со своими друзьями.
- А как называется наша Родина? (Россия)
Ученик 1
- Страна, в которой мы живём – Россия.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
III. Государственная символика России.
1. Государственные символы.
- На планете Земля много разных государств. Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами.
- Как вы думаете, ребята, что такое “символ”?
Символ – это условный знак или изображение.
К государственным символам любой страны относятся:
Гимн, герб, флаг.
- Ребята, а вы видели Государственные символы России?
Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.
2. Герб России
Учитель показывает изображение герба России.
- Кто знает, как называется этот символ России?
- Что изображено на гербе? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями.)
Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл- символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.
Ученик 2
Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Державапредставляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на Солнце.
- В центре герба еще один герб. Кто скажет — какой? (Герб Москвы.)
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет, дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель
IV. Флаг России.
У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.
Ученик 3
У России флаг трёхцветный. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I. Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя - красной.
В России эти цвета издавна почитались, и имели такие значения:
вверху – белый – мир Божественный;
ниже – голубой – мир небесный;
внизу – красный – мир природный;
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.
Белый цвет означает мир, чистоту, благородство;
синий — небо, верность, правду, честность;
красный— огонь, отвагу, смелость и великодушие.
Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ и других федеральных органах исполнительной власти.
Учитель
V. Гимн России
У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и о его предназначении.
- Теперь прослушаем (обязательно стоя) в записи гимн России.
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?
Ученик 4
Гимн — торжественная песня, прославляющая свою страну.
Это главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
VI. Моя малая Родина село Самсоново.
Учитель
-Что значит малая Родина?
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Работа в группах. (Каждая группа заранее получила задания)
Приготовить сообщения по темам:
группа. История возникновения села Самсоново;
группа. Село Самсоново в годы Великой Отечественной войны.
группа. Достопримечательности села Самсоново.
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
Ученик 5. (Выступление 1 группа)
История нашего села
Село расположено в двадцати пяти км от районного центра г. Тара, на правом берегу р.Иртыша. Село Самсоново 20 августа 2015 года отметило своё 410- летие.
Откуда же возникло название села? Его основатель – Дмитрий Самсонов. Он выходец из Смоленской губернии. В1605 году поселился со своим семейством, в диком лесном месте при заречной протоке Иртыша на небольшой речушке без названия. Позже эта речушка получило название Бушкала. Так Дмитрий Самсонов положил начало деревне (ныне село).
Первые землянки, дома строили вдоль речки, огороды, дворы были обращены к воде, а бани «по-чёрному» строили у самой воды, опасались пожара» .
С первых дней Сампсоновы (позднее «п» выпало) стали держать переправу через Иртыш (Самсоновскую переправу)
Постепенно к ним стали присоединяться пришлые. Они видели, что тут живут мирные и трудолюбивые люди. Промысловики стали захаживать, просить удачи у святого Николая. Заметили, что после его благословения добычи бывает больше.
Дмитрий Самсонов помер в 1645 году. Деревня, основанная им, через переселение других выходцев из России и вследствие умножения его потомства, увеличивалась и возросла весьма значительно. Население занималось хлебопашеством. Корчевали лес, готовили пашни, сеяли пшеницу, убирали хлеб. Разводили домашний скот, охотились на лесную дичь и зверей, ловили рыбу.
Ученик 6. (Выступление 2 группы)
Жизнь села в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны, как и всё население Советского Союза, жители села, мужчины – активно участвовали в боевых действиях, женщины – выращивали хлеб, растили детей, собирали посылки с тёплыми вещами и махоркой для отправки на фронт.
Из Самсоново на фронт ушло 156 человек, вернулось 78 человек, погибло 78 человек.
В школьном музее представлены экспозиции и материалы об участниках Великой Отечественной войны в разделе «Слава твоя вечна, подвиг твой бессмертен» . Участники ВОВ Михеев М.Н., Пирогов М.М., Паршуков Н.П. ,Веденеев П.Я., Шиковец К.В., Янин И. Н., Юрьев И.Ф. награждены орденами и медалями за боевые заслуги.
В 1997 г памятник участникам Великой Отечественной войны был перенесён на берег реки Бушкалы. В данное время памятник представляет собой стелу со звездой. На постаменте нанесены фамилии погибших односельчан. Ежегодно 9-го мая у памятника собираются на митинг, посвящённый Дню Победы, участники Великой Отечественной войны, школьники, жители и гости села. К памятнику возлагают цветы, гирлянду.
Ученик 7 (Выступление 3 группы)
Достопримечательности села Самсоново.
В настоящее время в селе Самсоново имеется средняя школа, детский сад, сельский дом культуры, библиотека, ФАП, магазины.
В нашем селе 5 улиц: Береговая, Советская, Зелёная, Комсомольская и Кедровая. В объяснении названия затруднялись ребята, которые живут на улице Комсомольской.
Решение, построить новую церковь, было принято в 2008 году. Церковь построена по соседству с памятником героям - землякам, павшим в годы великой отечественной войны. В Самсоново построили храм, во имя святителя Чудотворца Николая Можайского. Она является одной из главных достопримечательностей села Самсоново.
В 1985 году построили двухэтажное здание для Самсоновской школы. Учеников было 49-50, учителей -9. С 1988 года школа стала средней.
В 2005 году построен Самсоновский мост, который соединил с левобережьем. Ждали и готовили приход этого дня тысячи людей, но вряд ли кто предполагал, что столько народу соберётся 31 июля на двух иртышских берегах, соединённых теперь надёжным и красивым мостом. Новый мост назвали Самсоновским - по имени ближайшего села. До этого отдаленные поселки Омской области с райцентром - городом Тара - связывал только паром. Это летом. А зимой - ледовая переправа.[5]
Это уникальное и масштабное сооружение.
Учитель
Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен.
Послушайте стихотворение о своей малой родине нашего замечательного земляка Третьякова Валентина Петровича.
Ученик 8
Деревенька Самсоново.
Деревенька моя, Самсоново,
Виноват я перед тобой!
Я живу от тебя обособленно
Своей очень нелегкой судьбой.
Забываю твои пейзажи,
Редко письма тебе пишу,
Не скажи, что зазнался, зажил
И в московский влюбился шум.
Не скажи, что ущербна совесть,
И забыт наш отцовский плетень.
Ты одна, как прекрасная повесть,
Больше нет для меня деревень.
Заповедной лила строкою
Ты в нелегкой моей судьбе.
Ты одно у меня такое,
Скоро я соберусь и к тебе!
Будешь ты врачевать от боли,
От тревоги меня лечить.
Приложи свое ухо к полю:
- Слышишь, сердце мое стучит.
Итог занятия.
- Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социаль
Самооценка
Создание ситуации осмысления всей работы на занятии и полученного результата
1. Какую цель ставили?
2. Достигли ли?
Эти знания необходимы Вам? Почему? (Оценка отношения к полученному знанию (значимость))