kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий праздника «Вербный базар» Республика БЕЛАРУСЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить обучающихся с фольклором, бытом, традициями белорусского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника «Вербный базар» Республика БЕЛАРУСЬ»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска"







Сценарий праздника «Вербный базар»

Республика БЕЛАРУСЬ

возрастная категория: 5-6 класс

автор: педагог-организатор Забалуева Г.А.











Орск, 2018



Сценарий праздника по теме: "Республика Беларусь"






Пояснительная записка:

Актуальность: Россия многонациональное государство, в последние время в нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, межнациональных конфликтов, которые несут в себе жестокость, разрозненность между нашим российским народом, дружба которых сохранялась долгое время. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к людям разной национальностей России.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших направлений воспитательной работы в дополнительном образовании. Задача педагогов - развивать и воспитывать уважительное отношение к различным национальностям. Педагоги должны понимать, что за каждым ребенком - традиции и уклад семьи, за семьей - культура целого народа. Для решения данной задачи целесообразно вовлечь обучающихся к участию в мероприятиях по воспитанию нравственной культуры..




Цель :

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта белорусского народа, воспитание толерантного отношения к представителям других культур, формирование национального самосознания, включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных традиций.


Задачи:


-приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;

-повышение уровня патриотического воспитания;

-воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

-приобщение учащихся к краеведческой деятельности;

.



Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, магнитола, белорусские национальные костюмы, 10 камешек, 2 мешочка, 10 небольших кружков из бумаги.









Ход мероприятия:

Под песню ВИА Сябры “Вы шумите, березы” выходит группа в белорусских национальных костюмах.

1чтец: (На экране слайд. Белоруссия)

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед. Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи..

2 чтец: (Звучит белорусская музыка На экране виды природы Белоруссии.)



Радзіма наша – Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край





3 ЧТЕЦ:

История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет.Здесь, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки – в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.



 

4 чтец: Национальный костюм ( на экране белорусские национальные костюмы)



Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов.



Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).



5 чтец: Мужской костюм. (на экране белорусский мужской национальный костюм)



До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.



5 чтец: Женский костюм. (на экране белорусский женский костюм)



Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.



6 чтец: Белорусская кухня



Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей – литовцев и латышей.        Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.



Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.



7 чтец: Белорусская бульба (на экране картинки блюд из картофеля)

Главный ингредиент белорусской кухни - это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом - раза в два больше!

Блюда из картошки:

  1. Отварная

  2. Обжаренная

  3. Тушеная

  4. Запеченная

  5. Картопляники

  6. Гульбишники

  7. Бабки

  8. Пызы

  9. Картофельные колбаски

  10. Солоники

  11. Картофель в мундирах

  12. Копытки

  13. Клёцки

  14. Цыбрики

  15. Бульбяная яичница

  16. И конечно. белорусские драники





Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих клубней различные славянские, балтийские племена.

 

Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца . Доблестные литовские таможенники усомнились в правильности заполнения им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз "куда положено", на склад хранения конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им попало настоящее чудо.


Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно - из нее, кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.


Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу были и обиды и непонимание... Случались даже картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.



8 чтец:

В Белоруссии существует великое множество народных игр. По некоторым источникам их насчитывается около 400. Мы приглашаю вас попробовать сыграть в одну из этих народных игр.

Проводится со зрителями национальная белорусская игра. «Посадка бульбы».




8 чтец: 



Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. В Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи





8 чтец: Гуканне вясны

      

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название можно, как зазывание весны  на землю.
         Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому,  пели весенние песни



     Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку. 
Женщины по-своему встречали весну - выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце». 
         Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость, есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год. 
       Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам. 
       В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» – красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на борону и с песнями    возиливокруг  костра. 
         Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали  смешные истории. 





9 чтец:



Белоруссия - вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Встанет солнышко утренней ранью,

Освещая возлюбленный край,

Так отрадно подальше, за гранью

Окунуться опять в этот рай






Приложение



Песня «Шумите берёзы».

Музыка Э.Ханка
Слова А.Прокофьева


Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,
Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.
А я лягу-прилягу возле старой дороги,
На душистом покосе, на траве молодой.
А я лягу-прилягу возле старой дороги,
Головой на пригорок, на высокий курган.
А усталые руки я свободно раскину,
А ногами - в долину, пусть накроет туман.
Вы шумите, шумите надо мною, берёзы.
Тихой лаской милуйте землю - радость мою.
А я лягу-прилягу возле старой дороги,
Утомившись немного, я минутку посплю.
Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,
Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.
А я лягу-прилягу возле старой дороги,
На душистом покосе, на траве молодой.



Национальная белорусская игра «Посадка бульбы».

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,- капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами( камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны лежат пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый - кружок, затем возвращаются передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.





Список рекомендованной литературы:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 68-72.


Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110-112.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сценарий праздника «Вербный базар» Республика БЕЛАРУСЬ

Автор: Забалуева Гэльфия Абдулловна

Дата: 31.03.2018

Номер свидетельства: 464415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства