Цели: воспитание любви и бережного отношения к природе, развитие речи, мышления, памяти, воображения, творческих способностей учащихся; умение правильно обосновать свой ответ; обогащение знаний учащихся об осени; сплочение классного коллектива. Задачи: воспитывать эстетическое отношение к осенней природе, формировать представления о богатстве красок, вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы. Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, листья, тарелки с кусочками овощей, листы бумаги для игры, кроссворд, корзина с яблоками, надпись «Осень».
Ход мероприятия: Учитель. В году есть четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Каждое время года красиво по-своему. Сегодня мы совершим путешествие в прекрасный мир природы и поговорим о чудесной и немножко грустной поре.
Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? ...
- Ребята, а как вы догадались, что это осень? Какие опорные слова из загадки помогли вам это понять?
Слайд 2.(На экран проецируется портрет А.С.Пушкина и отрывок стихотворения) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса...
Так когда-то выразил свое восхищение осенней природой А.С. Пушкин.
Слайд 3.( На экран проецируется фото осенней природы) За окнами осень. Мы говорим о ней по-разному. Подберите слова, которые бы помогли нам охарактеризовать волшебницу-осень.
Но в любом случае осень — прекрасное время года, когда собирают урожай, подводят итоги полевых работ, начинается учеба в школе и подготовка к долгой и холодной зиме.
Народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Пусть в этот день звучит прекрасная музыка, льется рекой веселое настроение, а мы открываем наш Праздник Осени. (Открывается доска с названием темы праздника, сделанной из листьев).
Сейчас ребятишки прочитают нам стихи об осени.
1 ученик. (Данил Ш.)
Осень! Славная пора! Любит осень детвора. Сливы, груши, виноград – Всё поспело для ребят.
2 ученик. (Вика А.)
Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй, осень! Приходи на праздник к нам, Очень, очень просим.
3 ученик (Шарова А.)
Здесь мы праздник радостный Весело встречаем. Приходи, мы ждём тебя, Осень золотая!
- Ребята, предлагаю вам послушать частушки в исполнении ваших одноклассников.
Осенние частушки.
Вместе: (начало) Мы осенние частушки Пропоём сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас!
Вместе: (конец)
Осень, осень, до свиданья! Мы прощаемся на год. Улыбнись нам на прощанье, В гости к нам зима идёт!
Как красиво всё кругом Золотым осенним днём: Листья жёлтые летят, Под ногами шелестят!
Женя П.
Вместе: (начало) Мы осенние частушки Пропоём сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас!
Вместе: (конец)
Осень, осень, до свиданья! Мы прощаемся на год. Улыбнись нам на прощанье, В гости к нам зима идёт!
Ох, художница ты, Осень, Научи так рисовать. Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать!
Слава Ч.
Вместе: (начало) Мы осенние частушки Пропоём сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас!
Вместе: (конец)
Осень, осень, до свиданья! Мы прощаемся на год. Улыбнись нам на прощанье, В гости к нам зима идёт!
Осень — времечко сырое, Дождик льётся с высоты. Люди чаще раскрывают Разноцветные зонты!
Настя С.
Вместе: (начало) Мы осенние частушки Пропоём сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас!
Вместе: (конец)
Осень, осень, до свиданья! Мы прощаемся на год. Улыбнись нам на прощанье, В гости к нам зима идёт!
Осень — чудная пора, Любит осень детвора! В лес с корзинками мы ходим, Много там грибов находим!
Арина З.
Вместе: (начало) Мы осенние частушки Пропоём сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас!
Вместе: (конец)
Осень, осень, до свиданья! Мы прощаемся на год. Улыбнись нам на прощанье, В гости к нам зима идёт!
Осень, Осень золотая, Хорошо, что ты пришла! Ты и яблок, ты и мёду, Ты и хлеба принесла!
Лера С.
Учитель. Осень к нам приходит не одна, а вместе с 3 братьями – осенними месяцами. Отгадайте их названия.
Опустел наш школьный сад, (Паша И.) Паутинки вдоль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Слайд 4.
Сентябрь – младший брат осени. Это самый сухой месяц осени. Тёплые деньки осени называются бабьим летом. Оно продолжается примерно 2 недели. Это самое лучшее время для сбора ягод, грибов и последних цветов.
Игра «Кто быстрее соберёт полевые цветы?».(Класс делится на 4 команды)
- Я вам выдам пазлы с изображением цветов, а вы должны быстренько их собрать.
- А чтобы узнать какие грибы можно собрать ранней и тёплой осенью, вы должным отгадать загадки.
1. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту – Зовусь я … (подосиновик) Слайд 5.
2. На пеньке сидят братишки. Все в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята Называются … (опята) Слайд 6.
3. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – Золотистые … (лисички) Слайд 7.
4. Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый … (мухомор) Слайд 8.
6. Посмотрите-ка, ребята: Тут лисички, там опята. Ну, а это на полянке – Ядовитые … (поганки) Слайд 9.
- На какие группы можно разделить все эти грибы? (ядовитые и съедобные)
Учитель. Пока вы собирали грибы, Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета». Слайд 10.
Исполнение детьми песни «Золотая осень». (Слова и музыка Л.А.Старченко) (В руках у ребят осенние листья.)
Учитель. В какие цвета осень раскрасила листья? (Желтый, красный, оранжевый, коричневый)
Всё мрачней лицо природы – (Настя Ш.) Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) Слайд 11. (Фото природы в октябре)
- Октябрь называют вершиной осени. Почему? (Это середина осени.)
- Называют его ещё вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым спрятаться в щели или под лесную подстилку, последним птицам поспешить с отлётом. Дни и ночи становятся холоднее. Не только животные, но и люди готовятся к зиме. На полях и огородах идёт уборка овощей. А какие овощи на зиму? Отгадайте загадки.
1. Как слива темна, Как репа кругла, На грядке силу копила, К хозяйке в борщ угодила. (Свёкла) Слайд 12.
2. Скинули с Егорушки Золотые пёрышки, Заставил Егорушка Плакать без горюшка. (Лук) Слайд 13. 3. Он нам дарит сок томатный, Вкусный, нежный, ароматный. Любит солнышко синьор - Красный спелый ... (Помидор) Слайд 14.
4. Никогда он не грустит, А хрустит, хрустит, хрустит. Хочешь, так подай на стол, Хочешь, брось его в рассол. (Огурец) Слайд 15.
5. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. (Морковь) Слайд 16.
6. Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи - Меня в них ищи. (Капуста) Слайд 17.
Игра «Узнай на вкус». Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.
Дети выходят по 2 человека. С завязанными глазами пробуют овощи и фрукты и отгадывают их на вкус. В игре участвуют дети всего класса.
Ребята, осенью собирают не только урожай овощей и фруктов, но и урожай, который даёт нам хвойный лес. Какие деревья относятся к хвойным лесам? (сосны, ели, лиственницы).
- Каким урожаем может угостить нас этот лес? (шишками)
Игра «Собери шишки» (участвуют все ребятишки. Под музыку собирают шишки)
Поле чёрно-белым стало, (Арина З.) Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) Слайд 18.
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре небо нередко закрыто тяжёлыми тучами, идёт снег пополам с дождём.
Ходит осень по дорожке, (Егор Д.)
промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета…
Затерялось где-то лето. Дождь осенний налил лужи,
Перейти скорей их нужно!
Игра «Перейди лужи». На полу раскладывают листы бумаги. Делают 2 дорожки. Ребята должны пройти, наступая только на листы бумаги. Всё остальное пространство залито водой. Участвуют все дети класса.
Кроссворд про осень. Слайд 19.
1.Поле осенью промокло, Но зато созрела свёкла. А в сентябрьских садах Много яблок на ветвях. Что к зиме мы собираем? Как его мы называем? (урожай)
2.Разноцветная листва В воздухе кружится. А потом на землю падает, ложится. Теряют деревья свой наряд, Значит начался … (листопад)
3.Тучи нагоняет. Воет, задувает. По свету рыщет. Поет да свищет. (ветер)
4.Если небо в черных тучах, Он для нас помощник лучший. Над собой его раскрой И навес себе устрой. (зонт)
5.Что же это? Кап да кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять Мы промочим ножки. (дождь)
Учитель. Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Осень) Учитель. В итоге нашего мероприятия мы исполним вальс с листочками.
Учитель. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (А.С. Пушкин) На прощанье осень приготовила вам подарок – корзину с яблоками.