Сценарий общешкольного родительского собрания по теме «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Сценарий общешкольного родительского собрания по теме «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Данный сценарий родительского собрания предполгает активное вовлечение родителейв его ход и подготовку. На этом родительско собрании решаются следующие цели и задачи: продолжить психологическое просвещение родителей, познакомить с понятием "самооценка",напомнить о роли родителей в формировании адекватной самооценки личности ребенка. Целевая аудитория : родители 1-4 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий общешкольного родительского собрания по теме «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»»
Общешкольное родительское собрание подготовлено и проведено 11.12.10 г.
Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Цели:
продолжить психологическое просвещение родителей, познакомить их с понятием «самооценка личности»;
напомнить о роли родителей в формировании адекватной самооценки ребенка.
Участники: родители учащихся 1-4 класса, классные руководители, школьный психолог.
Подготовка:
Школьный психолог проводит исследование на тему «Самооценка учащихся».
Учащиеся на отдельных листках пишут продолжение предложения: «В настоящее время я могу гордиться собой, потому что…».
3. Ученики пишут «ласковушки» для родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь.
1. Столы в кабинете расставлены по кругу.
Подбираются лирические мелодии для музыкального сопровождения.
Чистые листы бумаги и конверты для писем родителей детям, ручки.
Ход собрания.
Задание родителям: на листочках написать:
Положительные качества ребенка
Отрицательные качества ребенка
Качества, которые ему надо приобрести
Вступительное слово.
Наше сегодняшнее собрание посвящено психологическому понятию «самооценка личности». Казалось бы, очень простое слово «самооценка», и, если я сейчас попрошу вас предложить свои определения этого понятия, вы легко справитесь с этим. Итак, САМООЦЕНКА – это... (родители диктуют учителю свои варианты). А теперь подумайте, почему мы решили предложить вам поразмышлять о роли позитивной самооценки в развитии личности. (Родители высказывают свое мнение.)
Выступление на тему «Самооценка человека как фактор становления личности».
Процесс самопознания человеком себя чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он как личность проходит период своего становления.
Самооценка определяет поведение человека, является началом становления его самосознания и предпосылкой к успешному развитию личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков.
Существует 2 вида самооценки: адекватная и неадекватная. Неадекватная делится на завышенную и заниженную.
Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой - либо деятельности, предполагает признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. Вера в свои силы, возможности, способности формирует развитие чувств достоинства, чувство гордости, которое предохраняет от поступков, умаляющих достоинство, самолюбие как уважение к себе, критическое осознание своих недостатков, слабостей
Неадекватная самооценка - это завышенное или заниженное мнение о себе. Самооценка бывает неадекватной в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Одной из разновидностей самооценки является завышенная самооценка, это когда человек существенно завышает свои актуальные возможности. Она формирует эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний, несоответственный иногда реальным возможностям.
Итак, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Как мы рассмотрели выше, существует два вида самооценки: адекватная и неадекватная. И уже у младших школьников можно выделить эти отличия.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. В любой деятельности они стремятся быть максимально самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени, предпочитая слушать других, чем самим включаться в обсуждение.
Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.
Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главное - не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка прислушивались и относились к нему уважительно и тогда, когда оно расходилось с родительским. Большое внимание к личности ребенка сочетается в этих семьях с требованием соблюдать нормы поведения. Однако дисциплину в этих семьях нельзя назвать суровой. Ребенка неохотно хвалят за все хорошее, не бьют и не прибегают к другим принижающим его личность наказаниям.
Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу. В таких семьях отсутствует система правил, норм регламентирующих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители здесь выглядят более «разрешающими». Однако, свобода, которая предоставляется ребенку, - это, по существу, бесконтрольность, следствие равнодушия не только к ребенку, но часто родителей друг к другу.
Если самооценка занижена, то человек:
Склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
Хуже приспосабливается к условиям жизни;
Трудно сходится со сверстниками;
Учится и работает, расходуя больше сил, чем нужно;
Неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
Слишком критичен к себе;
Имеет повышенный уровень тревожности.
Если самооценка завышена, то человек:
Слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
Не проявляет критичности и требовательности к себе;
Ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
Теряет внутренний стимул для развития личности.
Если самооценка адекватна, то человек:
Делает ошибки и учится на них;
Принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он не совершенен;
Исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
Пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
С уважением относится к другим;
Заботится о своем физическом здоровье.
Что же показали проведенные нами исследования? (раздать листочки, с проведенной детской диагностикой индивидуально каждому родителю). Тест рисуночный (нарисовать человека)
Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.
Что может повлиять на формирование детской самооценки?
Конечно же, стили семейного воспитания.
Попустительский стиль семейного воспитания
Родители добиваются от своих детей беспрекословного выполнения правил, требований и их прихотей. Как правило, делают они это неумело и непоследовательно: одновременно могут наказать ребёнка за непослушание и тут же поощрить его, чтобы он не плакал (особенно если это происходит на глазах окружающих – не хотят выглядеть непристойно). Родители не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Они действуют ситуативно в зависимости от того, насколько позволяют обстоятельства или условия регулировать поведение ребёнка с помощью «кнута и пряника».
Родители постоянно обещают ребёнку за выполненную им работу вознаграждение.
Состязательный стиль семейного воспитания
Отношение родителей к деятельности ребёнка.С раннего возраста ищут в ребёнке необычные, выдающиеся качества, поощряют любую его активную деятельность. Если ребёнок делает успехи, родители относятся к этому восторженно, а также вознаграждают материально. Сначала они сравнивают состязательную деятельность своего ребёнка с другими детьми, а потом сами включаются в активную состязательную деятельность с ним (через систему многообразных совместных игр) и постоянно отдают своему чаду пальму первенства. При этом также продолжают восхищаться его непобедимостью и непревзойдённостью, заботятся о том, чтобы предоставить ему максимально широкое поле деятельности для раскрытия его талантов и способностей.
Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает верить в свою непобедимость и превосходство над другими. Случаи же поражения вызывают у него депрессию, апатию и отказ от попыток чего-либо добиться в этом виде деятельности.
Желая управлять деятельной активностью ребёнка, родители, в основном, используют поощрительные методы, которые очень мощно воздействуют на сознание ребёнка как дополнительный стимул. Однако стоит ребёнку не выполнить нормы поведения, наказание будет достаточно суровым, жёстким.
Родители в своём ребёнке постоянно видят суперличность. Их мало волнуют его человеческие качества. Главное для них – как он должен выглядеть в обществе, чтобы не оказаться последним на иерархических ступенях социума. Поэтому они всегда следят за внешним видом ребёнка, обучают хорошим манерам, требуют их демонстрации в обществе. Родители безумно любят своего ребёнка, защищают его (прав он или неправ) от нападок посторонних, общаются с ним на равных и предъявляют к нему такие же требования, как к взрослому человеку.
Рассудительный стиль семейного воспитания
С детства родители предоставляют ребёнку полную свободу действий, чтобы он путём самостоятельных проб и ошибок приобретал личный опыт. Удовлетворяя главные жизненно важные его потребности в активной деятельности, родители не сдерживают его, считая, что активность ребёнка должна находить естественный выход. Удовлетворяют потребность ребёнка в общении, в познании полностью: терпеливо рассказывают обо всём и отвечают на все возникающие у ребёнка вопросы, но при этом стараются дать им возможность найти самим правильный ответ.
Не поощряют ребёнка за то, что он делает с удовольствием. Родители считают, что можно обойтись без внешних стимуляторов активизации детей, так как это естественная потребность каждого человека и ею надо не управлять, а её предоставлять, чтобы ребёнок сам мог выбрать в соответствии с его внутренними потребностями и интуицией ту деятельность, в процессе которой он получал бы максимальное удовольствие.
Отношение родителей к ребёнку как правило, ровные и спокойные, как между равными личностями. Однако это не фамильярные взаимоотношения между ребенком и родителями, так как они постоянно держат дистанцию взрослого, заботящегося и любящего родителя. Тёплые добрые взаимоотношения проявляются во всём: как в удовлетворении жизненно важных потребностей ребёнка, в движении и поддержании его статуса в семье, так и в совместной деятельности. Ребёнок наравне со взрослыми принимает участие в решении множества семейных ситуаций. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось как членами семьи, так и посторонними людьми. Поэтому у таких родителей дети с достоинством и глубоким уважением относятся к окружающим.
Предупредительный стиль семейного воспитания
Родители считают, что ребёнок не должен действовать самостоятельно. С ним необходимо постоянно заниматься, не оставлять его ни на минуту без внимания. Поэтому родители предпочитают сами рассказывать ребёнку обо всём, читать, показывать, отвлекая его от беспорядочных и хаотических действий. Ребёнок лишён активной деятельности, он – пассивный созерцатель, постоянно развлекаемый родителями. С чем связано такое отношение родителей? Прежде всего, с их страхом: как бы ребенок в процессе самостоятельной деятельности не укололся, или не ударил себя тем или иным инструментом, или, напротив, не сломал игрушку, не повредил в доме мебель, или не был обижен кем-то.
Родители никогда в дошкольном возрасте не наказывают своего ребёнка ни за какие проступки и выходки, наоборот, испытывают чувство вины перед ним, если он капризничает, если они не могут удовлетворить его прихоть и сильно переживают, если кто-то жёстко обходится с их ребёнком.
Родители много хвалят своего ребёнка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные действия. Пытаясь воспитать в ребёнке уверенность в себе, применяют не только моральные стимулы в качестве поощрения, но и вознаграждают материально.
Полная покорность родителей ребёнку, беспрекословное выполнение всех его желаний любыми возможными и невозможными способами, страх перед капризами. Родители не чают души в своём ребёнке и готовы отдать ему всё, чтобы у него не было тех трудностей, болезней и невзгод, которые испытали они сами.
Наши скромные достижения.
Очень важно, чтобы, думая о себе, ребенок мог сказать, что в какой-то сфере жизни он достиг высоких результатов. Родителям, конечно, хочется, чтобы это была хорошая учеба. Но у наших детей – иные ценности, разные возможности. К тому же, не каждому дано стать Эйнштейном, Лобачевским ... Миру нужны и Левши, и Кулибины.
Накануне мы попросили ребят подумать и написать, в какой области жизни они сейчас достигли самых высоких результатов и могут гордиться собой. Им было предложено дописать продолжение предложения: «В настоящее время я могу гордиться собой, потому что...».
Может быть, вы сейчас будете удивлены, услышав ответы ваших детей, но здесь есть о чем задуматься. Примерные ответы:
я сумел починить будильник;
я сшила классную юбку;
я вылечил все зубы;
я умею жарить такие тонкие блины, какие не получаются даже у мамы;
я лучше других играю в баскетбол.
Дорогие родители, попробуйте угадать, чем похвастался ваш собственный ребенок.
Похвала сыну/дочери.
Надеемся, что вы уже осознали, насколько важно, чтобы у ваших детей сформировалась адекватная самооценка. В силу того, что наши ребята испытывают трудности в учебе, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей, учителей заключается в том, чтобы заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам.
Представьте себе, что ваш ребенок приятно вас удивил. Какова будет ваша реакция? Что вы скажете ему, как поддержите?
Родители предлагают следующие варианты:
Хорошо!
Как в сказке!
Ты просто чудо!
Я сам не смог бы сделать лучше!
Я тобой горжусь!
Это как раз то, что нужно.
Здорово!
Тут мне без тебя не обойтись.
V. Фильм о наших детях
VI. Сюрприз для родителей.
А в ответ на ваши похвалы детям захотелось сделать вам что-то приятное. Они попросили меня передать вам «ласковушки», которые написали сами.
VII. Письмо сыну/дочери.
Получив такие трогательные письма, вы еще глубже осознаете, как любите своих детей и как вам хочется выразить им свою любовь, сказать что-то особенное. У вас есть такая возможность. Напишите на листочках хотя бы несколько теплых слов , сложите их и подпишите. Завтра мы передадим ваши письма детям. Пусть они тоже будут удивлены, получив сюрприз от вас. (Под тихую лирическую музыку родители пишут письма своим детям.)
IX. Решение нашего собрания сформулировать трудно. Оно может получиться слишком официальным. Пусть на память о нашем разговоре у вас останутся подарки от детей и слова великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!».