Сценарий мероприятия по декоративно-прикладному искусству в 4 классе «Город Мастеров».
Сценарий мероприятия по декоративно-прикладному искусству в 4 классе «Город Мастеров».
Праздник по декоративно-прикладному искусству в 4 классе
«Город Мастеров».
Цель: 1) познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с видами росписей;
2) воспитывать любовь к русской культуре, интерес к урокам художественного труда;
3) коррекция и развитие познавательных процессов.
Оборудование: празднично украшена сцена; костюмы Петрушек, матрёшек; изделия ДПИ, сделанные детьми на уроках художественного труда; телевизор, DVD, караоке, микрофон; наглядность к играм; краски; у мальчиков шляпы с розочками.
Ход мероприятия.
1петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? А знаете, в какой город вы попали? В город Мастеров. Жители города попросили меня пригласить вас на ярмарку. Я с радостью согласился. Вы принимаете наше приглашение?
2петрушка. Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись народ!
Открываются ворота,
Заходи, кому охота!
А кому неохота,
Тоже заходи!
(Выходят мальчики).
1 мальчик. Стоит Фома
Посреди двора,
Супротив терема высокого,
Супротив крыльца широкого.
2 мальчик. Дома ли Неля, дома ли Люда,
Дома ль душенька Алёнушка?
Девочки (хором): Мы туточки!
1 девочка. Собрались мы позабавиться
Да потешиться!
2девочка. Попеть, потанцевать,
Да с народными промыслами познакомиться.
3 девочка. О замечательных умельцах
Сегодня мы поговорим.
Тут игрушки и матрёшки,
Чашки, ложки – всё для вас!
Ну, так в путь же! В добрый час!
(Исполняется русская народная песня 2Коробейники»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия по декоративно-прикладному искусству в 4 классе «Город Мастеров». »
Праздник по декоративно-прикладному искусству в 4 классе
«Город Мастеров».
Цель: 1) познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с видами росписей;
2) воспитывать любовь к русской культуре, интерес к урокам художественного труда;
3) коррекция и развитие познавательных процессов.
Оборудование: празднично украшена сцена; костюмы Петрушек, матрёшек; изделия ДПИ, сделанные детьми на уроках художественного труда; телевизор, DVD, караоке, микрофон; наглядность к играм; краски; у мальчиков шляпы с розочками.
Ход мероприятия.
петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? А знаете, в какой город вы попали? В город Мастеров. Жители города попросили меня пригласить вас на ярмарку. Я с радостью согласился. Вы принимаете наше приглашение?
петрушка. Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись народ!
Открываются ворота,
Заходи, кому охота!
А кому неохота,
Тоже заходи!
(Выходят мальчики).
1 мальчик. Стоит Фома
Посреди двора,
Супротив терема высокого,
Супротив крыльца широкого.
2 мальчик. Дома ли Неля, дома ли Люда,
Дома ль душенька Алёнушка?
Девочки (хором): Мы туточки!
1 девочка. Собрались мы позабавиться
Да потешиться!
2девочка. Попеть, потанцевать,
Да с народными промыслами познакомиться.
3 девочка. О замечательных умельцах
Сегодня мы поговорим.
Тут игрушки и матрёшки,
Чашки, ложки – всё для вас!
Ну, так в путь же! В добрый час!
(Исполняется русская народная песня 2Коробейники»).
Ведущий: Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Гостям рады, что пришли,
Для нас времечко нашли,
Будут здесь у нас забавы,
Представление на славу,
Мы потешить вас спешим,
Может быть, и рассмешим.
И вернёмся как во сне,
К нашей русской старине.
Это присказка читается,
Сказка только начинается.
(Выступающие все садятся на лавочки на сцене).
Ведущий: «В некотором царстве, в некотором государстве, в городе Мастеров, вы сегодня увидите ярмарку-красу русскую, на которой познакомитесь с промыслами народными и будете учиться у мастеров 4 класса».
- А какая же ярмарка без карусели?
Карусель, карусель,
Ты крутись побыстрей!
Покажи нам ярмарку –
Звонкую да яркую,
С песнями да плясками,
Лубочными сказками.
- Посмотрите, чего здесь только нет! А ведь все эти предметы – изделия ДПИ. Кто знает, что такое ДПИ?
- Декоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее. Человек с давних времён украшает то, с чем он сталкивается в быту, в труде, во время отдыха. Многие вещи, которыми мы пользуемся, были бы так же удобны и без их украшения, но красота придаёт радость жизни, а без этого человек не может существовать.
Образцы ДПИ можно видеть повсюду: это и посуда, и одежда или её отдельные элементы, и украшения, и ковры, и мебель и мн. др. предметы.
Сделать вещь красивой непросто.
Все изделия украшали народные умельцы (мастера) из различных промыслов. И вот сегодня ребята познакомят вас с некоторыми из них.
- Посмотрите на выставку. Каких изделий здесь только нет. А ведь их сделали ребята своими руками.
- Как вы думаете, из какого материала выполнены эти изделия?
- А как называется этот способ? (Папье-маше).
- Что такое паье-маше?
- Папье–маше – в переводе с французского означает «жёваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5 – 7 слоёв бумаги по определённой форме.
- Неля расскажет подробнее на примере тарелочки, как работать в технике папье-маше.
- Из папье-маше можно изготовить не только посуду, но и глобус, муляжи, ёлочные игрушки, новогодние маски, шкатулки. После того, как изделие из папье-маше готово, его расписывают. Вот здесь существует очень много промыслов по росписи изделий.
ГЖЕЛЬ.
- Как вы думаете, какой росписью расписаны эти тарелочки? (Гжель).
(Ученик читает стихотворение).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками.
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Синее небо, словно в апреле,
Вы увидите на нашей Гжели.
- Такая роспись называется ГЖЕЛЬ. А названа она по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И стали расписывать гжелью фарфоровые изделия. Используется в росписи всего 2 цвета: белый и синий.
- Как вы понимаете выражение «Синие узоры на белоснежном поле»?
- От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда расписывалась и лепилась вручную. И существует такая роспись уже несколько столетий. Но интерес к этому художественному промыслу не угас и сейчас.
ХОХЛОМА.
- А теперь посмотрите на эти изделия. Что это? (Ложки).
- Кто выйдет и найдёт мне изделия, похожие на ложки по росписи?
- Что у них общего?
- Кто знает, как называется такая роспись?
- Такая роспись называется ХОХЛОМСКАЯ. Хохломой расписывают деревянную посуду. Вот это настоящие деревянные ложки и чаши, расписанные хохломскими мастерами. А вот эти изделия расписали хохломской росписью наши ребята.
- А что изображают художники в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, цветочки, былинки, травинки, сказочных жар-птиц, чудесных рыб).
Хохлома! Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
- Хохлому ещё называют «золотой». Почему?
- Старинное придание рассказывает:
«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».
- А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сейчас ребята вам об этом расскажут.
(Дети, сидя на лавочках, рассказывают по цепочке).
«Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Затем сушит её и покрывает тонким
слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник рисует орнамент. Чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо – деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком.
Петрушка. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки и мальчики исполняют частушки).
Девочки: 1) Начинаю я припевку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную
2) Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
3) Не смотрите на меня –
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Мальчики: 1)На окошке два цветочка,
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой –
Хоть и ростом маленький.
2) Я плясал на 3 ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат.
Ёлки – долги, ёлки – долги,
Ёлки да осиночки.
На поляне девки пляшут,
Скрипают ботиночки.
Девочки (вместе): За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
3. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.
- Мы продолжаем знакомство с народными промыслами.
- Как вы думаете, что это? (Доски).
- Для чего они нужны?
- А что на них нарисовано?
- Как называется эта роспись?
- ГОРОДЕЦКИЙ народный художественный промысел сложился в середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Отсюда и название – Городецкая роспись. Городецким узором расписывают не только дощечки, но и прялки, игрушки-качалки, ставни домов и даже ворота. Изделия украшают декоративными цветами – розанами и купавками.
(Исполняется песня-сценка «Как хотела меня мать»).
4. МАТРЁШКИ.
- Отгадайте загадку: Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшки).
Петрушка. Дуйте в дудки,
Бейте в ложки!
В гости к нам пришли
Матрёшки!
(Исполняется танец матрёшек).
- Ребята, матрёшки хотят с вами поиграть. Для этого вам надо встать. Все движения, которые вам
покажут матрёшки, вы должны повторять.
Мы весёлые матрёшки (Наклоны в стороны).
Ладушки, ладушки. (Хлопают).
На ногах у нас сапожки (Выставление ног на носок).
Ладушки, ладушки. (Хлопают).
В сарафанах наших пёстрых (Повороты в стороны)
Ладушки, ладушки. (Хлопают).
Мы похожи, словно сёстры (Приседают).
Ладушки, ладушки. (Хлопают).
- МАТРЁШКА - это известная во всём мире кукла. Но она необычная. Как вы думаете, почему?
- Правильно, в ней прячется целое семейство.
- Из чего сделаны матрёшки?
- матрёшки появились в России в конце 19 века в имении Абрамцево, что неподалёку от Сергиева Посада в Московской области. В 1900 году она была отмечена золотой медалью на международной выставке в париже. Расписывают матрёшек мастера из г. Семёнова, Загорска и с. Полхов-Майдана.
Отсюда и названия – загорская, семёновская и полхов-майданская матрёшки. А вот в чём их различие, расскажут вам ваши учителя на уроках рисования.
Игра «Дорисуй матрёшку».
(Даны половинки матрёшек, желающие ребята из зала выходят и дорисовывают вторую её половину).
5. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.
Загадка: Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
Пешком. (Дымковская барыня).
(2 ученика читают стихотворение).
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок;
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом.
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали».
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
- ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ - это фигурки людей, птиц, зверей – игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из бывшей Дымковской слободы, что неподалёку от города Вятки. Ребята сделали игрушки и расписали их дымковскими узорами.
(Неля берёт игрушку индюка, идёт в зал и читает стихотворение).
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок…
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.
- Нравятся вам игрушки?
- Мастера, расписывая игрушки кругами, полосками, крестиками, словно сказку сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь. Наносится узор на игрушку по белому фону.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(Исполняется песня «Барыня»).
6. ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.
- О чём мы ещё не поговорили? (О подносах).
- Для чего они нужны?
- Это ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ. Такие подносы делают мастера из подмосковного села Жостово.
- Какой материал нужен для изготовления подносов? (Железо).
- Что изображают художники на подносах?
(Ученик читает стихотворение).
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее лёгкой вербы.
- Вот и вы сейчас создадите свой жостовский поднос.
Игра «Составь узор на подносе».
(Играют дети из зала. Даны круги чёрной бумаги и разноцветные цветы, которые нужно прикрепить
на кругах, т.е. составить композицию).
- Понравились подносы вам, ребята?
- Вот видите, оказывается, вы тоже можете сделать такие же изделия.
Игра «Расставь таблички».
- Вы познакомились с разными видами росписи. Назовите их.
- Вот беда. На нашей выставке перепутались таблички. Я не знаю возле какого изделия их поставить.
Кто мне поможет? (Один ребёнок выходит из зала и расставляет таблички возле поделок).
1 петрушка. Красна песня ладом,
А сказка складом.
2 петрушка. Сказке конец,
А кто слушал молодец!
1 петрушка. И надо бы каждому молодцу
Да по огурцу,
2 петрушка. Да пока вы сказку слушали,
Огурцы на огороде
Зайцы скушали,
Вот вам и не досталось.
(В заключении исполняется песня «Будьте здоровы!»)