kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий викторины «Народное творчество Чувашии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;

выявить знания учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий викторины «Народное творчество Чувашии»»

Сценарий викторины

«Народное творчество Чувашии»

для детей начальной школы


Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;

выявить знания учащихся.


Возраст: учащиеся 2-4 классов.

План проведения мероприятия:

- просмотр презентации «Народные промыслы»;

- подготовить вопросы, в виде «ромашки», на обороте каждого лепестка написать вопросы;

- участники викторины учащиеся 2а, 2б, 2в, 3а, 3б, 4а классов.

.Столы расставляются буквой «П», в центре находится стол, где распологается «ромашка» (вопросы викторины).

Отдельно стоят столы для жюри.

Сцена украшена чувашскими картинками, на которых изображены чувашские вышивки. Оформлена выставка.

Жюри – 3 человека.

Мероприятие сопровождается чувашской музыкой.

Ход викторины:

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы познакомиться с чувашским народным творчеством, вспомнить историю чувашского края, обогатить свои знания о чувашской культуре.

Мы с вами сегодня проведём викторину о народном творчестве Чувашии.

Как известно, основу народного искусства чувашей составляют: вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и монетами, резьба по дереву, керамика, плетение. Формы их развития в современных условиях отличаются от природы народного искусства в прошлом.

Слайд «Чувашская вышивка».

А сейчас приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали вопросы о чувашской вышивке. Команде даётся 3 минуты на подготовку.

  • Какие виды украшений вы знаете? (Ответы: ожерелье, бусы, шулкеме, нагрудное украшение ама, серьги.)

  • Что означает данный знак? (Ответ: он встречается в чувашском флаге и гербе - «Древо жизни».)

  • Из чего делали украшения? (Ответ: из монет, бисера, ракушек.)

  • Какими основными цветами ниток пользовались чувашки при вышивке? (Ответ: красный, чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.)

  • Какими видами швов пользовались при вышивке? (Ответ: крестик, гладь, двусторонний шов, тамбур.)

Просим жюри оценить ответы и объявить результаты.

Ребята, отгадайте загадки по теме «Предметы быта»:

  • Конь железный, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

  • Он толстый, квадратный - оделся в белый халат. (Печка)

  • Чуть дотронешься, со звуком разобьётся (Стекло)

  • В одной рубашке 50 человек, все они в красных шапочках. (Спички)

Слайд. «Гончарное ремесло».

Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. В наши дни производство налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов. Известна по всему миру чувашская мастерица по керамику и стеклу Ольга Дуняк. Её наборы для кухни, для пива, молока, мёда, декоративные блюда . Вопросы:

  • Какими видами посуды пользовались чуваши в прошлом? (Глиняными, деревянными чашками, ложками, кувшинами, ковшами и др.)

  • Из чего делали плетёные изделия? (Из лыка, лозы, корней)

  • Какой вид обуви носили чуваши? (Лапти, сапоги, валенки.)

  • На чём ткали дорожки, покрывала? (На ткацком станке.)

  • На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву? (Домашняя посуда, мебель, ворота, игрушки.)

  • Какие виды музыкальных инструментов вы знаете? (шапар – волынка, гусли, балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)

Загадки

  • Кораллы да агаты нанизаны на шнур. (Бусы.)

  • Одна сторона покрыта лубком, другая – монетами. (Шулкеме.)

  • Большая перепёлка собирает весь народ. (Волынка.)

  • У одной мыши два хвоста. (Лапти.)

  • Слайд « Шитье бисером имонетами»

Послушайте наш рассказ о чувашских украшениях. Украшения из серебра и бисера представляют собой одно из ярких самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы: тухья, хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе и др.

(Учитель показывает детям чувашские головные уборы.)

Бисер и раковины в качестве украшения появились у чувашей в очень древние времена. Позднее у чувашей осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. Произошла замена этих украшений монетами. Монеты выбирались разные по размерам и по звучанию. Монеты, пришиваемые к острову, прикреплялись плотно, а свисающие с краёв свободно. Между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев они издавали мелодичные звуки.

Я приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали следующие вопросы:

  • Из какого вида ткани чуваши шили одежду?

  • Из чего делали валенки? (Из войлока.)

  • Перечислите, из каких надворных построек состоял крестьянский чувашский двор? (Дом, амбар, лачуга, сарай, хлев, баня.)

  • Где можно увидеть древние произведения народного творчества чувашей в настоящее время? (В музеях.)

Слайд «Узорное ткачество» – одно из древнейших и широко распространённых видов народного искусства. До второй половины 19 века ткачество использовалось больше всего при изготовлении поясов, сурпанов, повязок головным уборам, покрывал, дорожек. Орнамент тканых вещей составляют геометрические и растительные узоры, состоящие из фигур «Древа жизни», «небосвод», светила. Совремнные мастерицы ткут паласы, ковры, дорожки, скатерти, занавески, покрывала.

А теперь перейдём к следующему разделу народного творчества – резьбе по дереву (слайд). (Учитель указывает на книгу с выставки.) Внимание на слайды с презентаций.

В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой – это чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда. Украшали резьбой мебель, столбы ворот, фризы, наличники, детские игрушки. И сегодня в каждом чувашском селении немало мастеров-резчиков. Их умение и вкус направлен на внешнее оформление жилища и других построек, благодаря чему каждое село приобретает свой собственный художественно-эстетический облик.

Богаты и разнообразны по своему творческому исполнению плетёные изделия (слайд)– кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др.

Ребята, мы сейчас познакомились с основными видами чувашских народных промыслов, можем делать вывод, что богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев – художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по странам мира, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры!

А теперь предоставляем слово жюри для подведения итогов и определения победителей.

Приглашаются на сцену победители и награждаются подарками.

Используемая литература


  1. Ендеров В.А. Чувашское народное творчество.

  2. Иванов В.П., Николаев В. В, Дмитриев В. Д. "Чуваши. Этническая история и традиционная культура." Москва, 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сценарий викторины «Народное творчество Чувашии»

Автор: Чернова Наталья Егоровна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства