Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения квест-игры "Кодекс Здоровья"»
МБОУ «СОШ п. Яйва»
Сценарий проведения игры-путешествия
«Кодекс Здоровья»
Разработала:
Учитель начальных классов
Забелина О.В.
п. Яйва
2022 г.
Пояснительная записка
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учёбе.
В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья обучающихся. Это связано с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования, проводят много времени с гаджетами.
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в начальной школе, через внеклассные мероприятия внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Ниже представлена разработка игры-путешествия «Кодекс Здоровья». Данное мероприятие предназначено для обучающихся начальной школы 3-4 класса.
Форма проведения: путешествие по станциям.
На каждой станции учащиеся выполняют различные задания и за правильный ответ получают карточку с фразой. В итоге, из полученных фраз команды составляют четверостишье, из которых будет составлен «Кодекс Здоровья».
Цель: формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями;
приобщить детей к приёму здоровой пищи, богатой витаминами;
приобщать детей к занятиям физической культурой;
воспитывать бережное отношение к своему организму, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Подготовительная работа:
1. Подготовить таблички с названиями станций.
Станции:
Станция 1 «Мы – команда!»
Станция 2 «Вкусно и полезно»
Станция 3 «Мы – за ЗОЖ!»
Станция 4 «Народная медицина»
Станция 5 «Первая помощь»
Станция 6 «Что? Где? Почему?»
2. Подготовить «Маршрутные листы для команд». (Приложение 1).
3. Подготовить разрезные карточки с изображением продуктов питания. (Приложение 2).
4. Подготовить карточки с пословицами. (Приложение 3).
5. Подготовить карточки с изображением лекарственных растений. (Приложение 4).
6. Подготовить карточки с названиями заболеваний. (Приложение 5).
8. Подготовить карточки с описанием раны. (Приложение 6).
9. Подготовить силуэт человека. (Приложение 7).
10. Подготовить карточки с изображением внутренних органов (сердце, легкие, печень, мозг, желудок). (Приложение 8).
11. Подготовить карточки с описанием функций внутренних органов. (Приложение 9).
12. Подготовить ленточки разного цвета по количеству человек: коричневые, красные, синие, зелёные.
Условия реализации: проектор, экран, музыкальное оформление, карандаши, карточки с фразами, разрезные картинки.
Предполагаемые результаты:
обучающиеся познакомятся с важнейшими жизненными ценностями, такими, как важность здоровья;
укрепят стремление к приёму здоровой пищи, богатой витаминами;
захотят заниматься спортом, физической культурой;
научатся «слушать» свой организм;
начнут бережно относиться к своему организму.
Ход игры-путешествия
1. Целеполагание.
Ведущий:
- Кто может предположить, почему тема нашего путешествия посвящена здоровью? (Высказывают предположения).
- Конечно, вы правы. Тема здоровья сейчас очень актуальна и, в первую очередь, для детей.
2. Актуализация знаний.
Ведущий:
- А знаете ли вы, что нам нужно для здоровья? (Ответы детей).
- Давайте подведём итог. Сейчас мы поиграем. Я буду задавать вопросы, если нужно ответить «да» - вы громко хлопаете, а если «нет», то топаете.
Что нам нужно для здоровья?
Может, молоко коровье?
Лет в двенадцать сигарета?
А с друзьями эстафета?
Тренажер и тренировка?
Свекла, помидор, морковка?
Пыль и грязь у вас в квартире?
Штанга или просто гиря?
Солнце, воздух и вода?
Очень жирная еда?
Страх, уныние, тоска?
Скейтборд – классная доска?
Спорт, зарядка, упражненья?
Сон глубокий до обеда?
Если строг у нас режим –
Мы к здоровью прибежим!
3. Мотивирующий этап.
Ведущий:
- Для того, чтобы разделиться на команды вам нужно взять по одной ленточке из коробочки.
- Образуйте команды по цвету ленточек! У нас получилось 4 команды.
- Представляю вам организаторов, работающих на станциях.
- После успешного прохождения той или иной станции, команда может заработать жетон со словом, или фразой на обратной стороне. Из данных слов в конце путешествия необходимо будет составить «Кодекс Здоровья».
- Командиры, получите маршрутные листы!
- Итак, стартуем!
4. Путешествие по станциям.
Подаётся звуковой сигнал и игра - путешествие начинается.
Станция 1 «Мы – команда!»
Принадлежности: карандаши
Ведущий:
- Сейчас проверим, сплочённая вы команда, или нет.
- Ваша команда должна выполнить задание вместе.
- Встаньте в круг и указательными пальцами держите карандаш так, чтобы не уронить и выполнить приседание (показ упражнения).
- Команда зарабатывает карточку с фразой, если при выполнении задания ни один карандаш не упадет.
- Ребята, эта станция называется «Вкусно и полезно» на столе вы видите разные продукты питания.
- Сейчас вы соберете в один пакет все продукты, которые считаете полезными.
- Команда получает карточку с фразой, если за 1 минуту соберет все полезные продукты.
Станция 3 «Мы - за ЗОЖ!»
Принадлежности: листочки с пословицами, разделенными на части.
Ведущий:
- Возьмите листочки с частями пословиц. Необходимо соединить начало и конец пословицы.
- Команда зарабатывает карточку с фразой, если за 1 минуту соединит правильно все пословицы.
Примерные пословицы:
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом – богат и делом.
Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Станция 4 «Народная медицина»
Принадлежности: карточки с изображением лекарственных растений, карточки с названиями заболеваний.
Ведущий:
- Эта станция называется «Народная медицина». Некоторые болезни можно лечить народными средствами, т.е. тем, что можно найти в каждом доме – травы, заготовленные с лета.
- Вам необходимо подумать, какую болезнь можно начать лечить народными средствами и соединить карточки.
- Команда зарабатывает карточку с фразой, если правильно соединит болезнь и лечение.
Карточки с названиями болезни и народных средств:
1. Ромашка – ангина
2. Малина - высокая температура
3. Подорожник - порезы, ссадины
4. Мать-и-мачеха - кашель
5. Чистотел - кожные заболевания
6. Чеснок - грипп
7. Черника - болезни глаз
8. Валериана – нервное расстройство
9. Алоэ – насморк
Станция 5 «Первая помощь»
Принадлежности: бинт, вата, ножницы, лейкопластырь, карточки с описанием раны, йод.
Ведущий:
- Сейчас вам будут представлены описания ран (описания раздать троим ученикам). Необходимо определить, для какой из ран потребуются эти предметы.
- Далее, согласно описания раны, оказываем первую помощь человеку.
- Команда зарабатывает карточку с фразой, если верно определила средства для оказания первой помощи.
Карточки с описанием ран:
1. Лёгкий, неглубокий порез кожи. Кровотечения нет.
2. Глубокая рана, полученная от пореза стеклом. Сильное кровотечение.
Станция 6 «Что? Где? Почему?»
Принадлежности: силуэт человека на доске, рисунки органов (сердце, легкие, печень, мозг, желудок), карточки с описанием функций внутренних органов.
Ведущий:
- У кого бывало такое, что болит что-то внутри?
- Часто мы не знаем, какой внутренний орган болит. Чтобы разобраться с этим, выполните следующее задание: за 2 минуты вы должны расположить все органы на свои места и назвать их главные функции.
- Команда зарабатывает карточку с фразой, если верно расположила все органы и назвала их функции.
5. Подведение итогов.
Ведущий:
- Все вы прекрасно справились с заданием! А значит, хорошо усвоили, что необходимо соблюдать для здорового образа жизни?
- Каждая команда наверняка уже составила свою часть «Кодекса Здоровья», давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Команды, становись! Давайте вместе составим «Кодекс Здоровья» и будем неукоснительно его соблюдать.
«Кодекс Здоровья»:
1 команда:
Мы желаем вам, ребята, Быть здоровыми всегда. Но добиться результата Невозможно без труда!
Постарайтесь не лениться – Каждый раз перед едой,
2 команда:
Прежде, чем за стол садиться, Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь Ежедневно по утрам. И, конечно, закаляйтесь – Это так поможет вам!
3 команда:
Свежим воздухом дышите, По возможности всегда, На прогулки в лес ходите, Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты, Как здоровье сохранить,
4 команда:
Выполняйте все советы, И легко вам будет жить!
Чтобы хворь не подступила,
Сердце билось, как мотор –
Не нужно пить, курить и злиться,
Улыбка победит любой укор!
6. Прощание.
Приложение 1
Маршрутные листы для команд
1 команда
№
п/п
Название станций
Отметка о выполнении
1
Станция «Мы – команда»
2
Станция «Вкусно и полезно»
3
Станция «Мы – за ЗОЖ!»
4
Станция «Народная медицина»
5
Станция «Первая помощь»
6
Станция «Что? Где? Почему?»
2 команда
№
п/п
Название станций
Отметка о выполнении
1
Станция «Вкусно и полезно»
2
Станция «Мы – за ЗОЖ!»
3
Станция «Народная медицина»
4
Станция «Первая помощь»
5
Станция «Что? Где? Почему?»
6
Станция «Мы – команда!»
3 команда
№
п/п
Название станций
Отметка о выполнении
1
Станция «Что? Где? Почему?»
2
Станция «Народная медицина»
3
Станция «Первая помощь»
4
Станция «Мы – команда»
5
Станция «Вкусно и полезно»
6
Станция «Мы – за ЗОЖ!»»
4 команда
№
п/п
Название станций
Отметка о выполнении
1
Станция «Первая помощь»
2
Станция «Что? Где? Почему?»
3
Станция «Мы – команда»
4
Станция «Вкусно и полезно»
5
Станция «Мы – за ЗОЖ!»»
6
Станция «Народная медицина»
Приложение 8
Органы
Приложение 3
Пословицы
Закаляй свое тело
с пользой для дела
Холода не бойся,
сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается,
тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода
помогают нам всегда.
Кто любит спорт,
тот здоров и бодр.
И смекалка нужна,
и закалка важна.
В здоровом теле
здоровый дух.
Паруса да снасти
у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься,
на весь век сгодишься.
Начинай новую жизнь не с понедельника,
а с утренней зарядки.
Крепок телом-
богат и делом.
Со спортом не дружишь
– не раз о том потужишь.
Пешком ходить
— долго жить.
Отдай спорту время,
а взамен получи здоровье.
Приложение 4
Растения и заболевания
Ромашка
Ангина
Малина
Высокая температура
Подорожник
Порезы, ссадины
Мать-и-мачеха
Кашель
Крапива
Радикулит
Чистотел
Кожные заболевания
Чеснок
Грипп
Черника
Болезни глаз
Валериана
Нервное расстройство
Каланхоэ
Насморк
Пояснительная записка
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности, по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. ФГОС второго поколения требует осуществлять укрепление физического, психического и духовного здоровья школьников. Поэтому в качестве основы своей работы по здоровьесбережению, я определила заботу о сохранении здоровья обучающихся.
Цель: сформировать у детей представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Учить выделять признаки здорового человека.
Задачи:
образовательная - расширение знаний детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании;
воспитательная - воспитание чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, чувства коллективизма, бережного отношения друг к другу;
развивающая - развитие желания беречь своё здоровье, внимания, мышления, познавательной активности;
оздоровительная - создание наилучших санитарно-гигиенических условий для обучения.
В рамках данного мероприятия осуществляются следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
1. Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Во время учебного дня в лицее проводить динамические паузы, подвижные игры.
3. Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в лицее и вне лицея.
4. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
5. Способствовать созданию комфортной атмосферы в лицее и классном коллективе.
Ожидаемые результаты:
осознание детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;