kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературной викторины по сказкам К.И.Чуковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной викторины можно использовать при проведении недели литературного чтения или на занятиях внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной викторины по сказкам К.И.Чуковского»

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО 6.12.2019г

(Викторина была проведена на школьной предметной неделе литературного чтения учениками 3 класса в 1классах.)

  • Цель: 
    познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес;

  • показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту;
    развивать мышление, речь, воображение, память;
    способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать;

  • воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление:

  • детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;

  • презентация;

  • выставка детских книг.

Подготовительная работа :

- Подготовка костюмов

- Распределение видов деятельности в группах

  • - Чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.

  • - Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся);

  • - Выставка книг в классе.

Проведение мероприятия.

1. Организационный момент.

Класс разделён на 8 групп по 2-3 человека. Каждая группа подготовила своё задание для обучающихся 1 классов.

1 группа – дети в образе сказочных персонажей : Муха Цокотуха, Федора, Айболит.

2 группа – дети читают строчки из сказки , а ребята 1 класса стараются закончить строки.

3 группа – загадывают загадки про героев сказок Чуковского, а ребята отгадывают.

4 группа – дети читают строки , а ребята отгадывают из какой они сказки.

5 группа –веселая разминка

6 группа –дети называют слово , а первоклассники вспоминают имена этих персонажей.

7 группа – в корзинке вещи из сказок , учащиеся отгадывают из какой сказки вещь и цитируют строки ..

8 группа – ребята называют героя , а дети называют подвиг этого героя в сказке

Конкурс чтецов.

2. Вступительное слово ведущего.
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 апреля 2018г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 136 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.

Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

2. Основная часть.

1 группа.

Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Ученик:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Ученик: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)









Федора:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

Ученик: Сегодня к вам в гости пришли ещё два героя сказок Чуковского.

1.«Отгадай, кто это?»
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах 
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (Паук и Комар, «Муха-цокотуха»)

Ученик : Конечно это Муха-цокотуха.
Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят.
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор… (Айболит)

Ученик: Правильно! Это всеми нами любимый доктор Айболит.











2 группа.-Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… 
(комара).
«Муха – Цокотуха»

  Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… 
(ворону).
«Телефон»

 И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… 
(детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… 
(Айболит)
«Айболит»

 Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… 
(воробей)
«Тараканище»

  А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… 
(не могу).
«Федорино горе»

 А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… 
(чудовище).

«Крокодил»

  Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… 
(темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

«Путаница»

3 группа:1.Имя акулы в сказках Чуковского.Каракула

2.Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.Бармалей

3.Кто вернул краденое солнце? Медведь


4.Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой?Муха-цокотуха.

5.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку? Лимпопо.

6.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота?Телефон.

7.В какой сказке прославляют воробья?Тараканище.


8.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?Федорино горе.

9.Чем потчевал доктор Айболит больных зверей в Африке? Пилюлями.

10.На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? В Трамвае.

4 группа.

Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

***

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

***

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

***

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

- Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

***

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

***

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит... («Айболит»)

***

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать!  («Муха-цокотуха)

5 группа:

Веселая игра на внимание «Я – не Я»

( «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть) .

- Кто любит шоколад?

- Кто любит мармелад?

- Кто не моет уши?

- Кто любит гранат?

- Кто любит виноград?

- Кто любит урюк?

- Кто не моет рук?

- Кто любит мороженое?

- Кто любит пирожное?

- Кто любит ириски?

- Кто лакает из миски?

- Кто любит помидоры?

- Кто жарит мухоморы?

- Кто любит кино?

- Кто разбил окно?

- Кто любит печенье?

- Кто любит варенье?

- Кто любит мед?

- Кто все время врет?

- Кто хочет пельмени?

- Кто хочет банан?

- Кто упрямый, как баран?

- Кто хочет «Кока - колу»?

- Кто вымоет всю школу


6 группа: Назови героя:

- (доктор)Айболит
(разбойник)Бармалей
(бабушка)Федора


(акула)Каракула
(умывальник)Мойдодыр
(крокодильчики)Тотошка, Кокошка 


(муха)Цокотуха
(обжора)Барабек
(таракан)Рыжий, усатый великан

7 группа:

Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)


Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?»)


Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)


8 группа:


«Героический поступок». Плакат.
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит  Зажгли море.
Воробей  Проглотил солнце.
Крокодил  Помыла свою посуду.
Комар  Вернул солнце в небо.
Федора  Потушила море.
Медведь  Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка  Съел таракана.
Лисички  Вылечил зверей.

3. Итог.

Ведущий: Ребята, нравятся вам стихи и сказки К.И. Чуковского?

А почему? Что вам понравилось сегодня?

Будете ли вы читать его произведения?

Мы очень надеемся , что Чуковский станет для вас любимым писателем и вы выучите его сказки наизусть.

Спасибо за внимание!



Подготовить Костюмы

Плакат, слова

предметы




























  1. И любить и уважать

  2. Просмотр презентации

  3. Блиц – опрос

1.Имя акулы в сказках Чуковского.

2.Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

3.Кто вернул краденое солнце?

4.Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой?

5.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

6.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота?

7.В какой сказке прославляют воробья?

8.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?

9.Чем потчевал доктор Айболит больных зверей в Африке?

10.На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»?

III. Доскажи словечко.

1.Но бессовестный смеётся 4.А посуда вперёд и вперёд 7.Веселится народ-

Так, что дерево трясётся: По полям, по болотам идёт. Муха замуж идёт

«Если только захочу, И чайник сказал утюгу За лихого, удалого

И луну я………….. Я больше идти…….. Молодого………….


2.Солнце по небу гуляло 5.Только вдруг из-за 8.Лечит маленьких детей,

И за тучку забежало. кусточка Лечит птичек и зверей,

Глянул заинька в окно, Из-за синего лесочка, Сквозь очки свои глядит

Стало заиньке………….. Из далёких из полей Добрый доктор ………..

Прилетает……….

3.И ложки ушли 6. И мне не надо 9.Что ненасытное чучело

И стаканы Ни мармелада, ни шоколада Бедную крошку…………

Остались одни……….. А только маленьких,

Ну очень маленьких……….

IV.Из какой сказки эти строки?

О,если я утону, Мимо курица бежала Только вдруг из-за

Если пойду я ко дну, И посуду увидала: кусточка

Что станется с ними, «Куд-куда! Куд-куда!... Из-за синего лесочка,

с больными, (Вы откуда и куда?!) Из далёких из полей

С моими зверями лесными? Прилетает воробей.


Я злодея зарубил, Плачут зайки

Я тебя освободил На лужайке:

И теперь, душа- девица, Сбились, бедные, с пути,

На тебе хочу жениться! Им до дому не дойти.


V.Кроссворд по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.(распечатала кроссворд для детей))

 

 

 

  1. Он спас зверей от таракана.

  2. На чем передвигалась жаба из сказки «Тараканище»?

  3. Что болело у бегемотиков в сказке «Айболит» ?

  4. Покупка мухи из сказки «Муха-Цокотуха»

  5. Что упало кубарем на бедного слона в сказке «Тараканище»?

  6. Кто спас муху от паука?

  7. Он вырвал солнышко из пасти крокодила в сказке «Краденое солнце".

  8. Какое слово твердил в дороге Айболит?

  9. Что сбежало от Федоры?

10.Кто пытался помочь Федоре вернуть посуду домой

V.Соревновательная часть

I тур «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

-Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… 
(комара).
«Муха – Цокотуха»

  Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… 
(ворону).
«Телефон»

 

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… 
(детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… 
(Айболит)
«Айболит»

 Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… 
(воробей)
«Тараканище»

  А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… 
(не могу).
«Федорино горе»

 А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… 
(чудовище).

«Крокодил»

  Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… 
(темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

(«Путаниц)


– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федоринагоря”,“Телефона”…

Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? (напечатала )
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)



- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.


IV тур «Корзинка с потерянными вещами». (Лена, напечатай картинки) !!!!!!!
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)


V тур «Музыкальная страничка». (ФИЗМИНУТКА)

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».


- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Загадки К.И.Чуковского.


Угадай героев произведений К.И.Чуковского.



VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».(напечатала на доску)
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)


- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”. 
VII тур «Героический поступок». (Для 4 команд напечатала)
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит  Зажгли море.
Воробей  Проглотил солнце.
Крокодил  Помыла свою посуду.
Комар  Вернул солнце в небо.
Федора  Потушила море.
Медведь  Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка  Съел таракана.
Лисички  Вылечил зверей.

VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?


- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

VI. Веселая игра на внимание «Я – не Я»

( «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть) .

- Кто любит шоколад?

- Кто любит мармелад?

- Кто не моет уши?

- Кто любит гранат?

- Кто любит виноград?

- Кто любит урюк?

- Кто не моет рук?

- Кто любит мороженое?

- Кто любит пирожное?

- Кто любит ириски?

- Кто лакает из миски?

- Кто любит помидоры?

- Кто жарит мухоморы?

- Кто любит кино?

- Кто разбил окно?

- Кто любит печенье?

- Кто любит варенье?

- Кто любит мед?

- Кто все время врет?

- Кто хочет пельмени?

- Кто хочет банан?

- Кто упрямый, как баран?

- Кто хочет «Кока - колу»?

- Кто вымоет всю школу?

VII.Конкурс рисунков. (Красиво и аккуратно разукрась). (Распечатала)

VIII. «Викторина по сказкам».

1. Кто принес Айболиту телеграмму из Африки?

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал.

2. Кто послал телеграмму Айболиту?

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама! "

3. Кого звери позвали на помощь, чтобы освободить солнце?

И бегут они к Медведю в берлогу:

"Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.

Полно лапу тебе, лодырю, сосать.

Надо солнышко идти выручать! "

4. В какой сказке «волки от испуга скушали друг друга»? Тараканище.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.

5. Кто потушил море в сказке «Путаница»?

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

6. Что случилось с луной в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»?

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.

7. Кто помог Айболиту пересечь море?

Но тут выплывает кит:

"Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд! "

8. Откуда взялся маленький мальчик Бибигон?

Он говорит, что свалился с Луны.

9. Как звали главного врага Бибигона?

И вдруг перед ним его бешеный враг,

Огромный и грозный индюк Брундуляк.

10. Чем Муха-Цокотуха угощала бабочку?

Бабочка-красавица.

Кушайте варенье!

11. Что сделала Федора, когда от нее ушла вся посуда?

Но чудо случилось с ней:

Стала Федора добрей.

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком.

12. С какой бедой пришел к Айболиту пес Барбос?

И пришёл к Айболиту барбос:

"Меня курица клюнула в нос! "

ХI. «Черный ящик»

В черном ящике находится предмет, который Гиппопотам обещал пожаловать в награду тому кто «… злодея не боится и с чудовищем сразится. » (еловая шишка)

Х.«Конкурс знатоков». (распечатала)

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

XI. Подведение итогов. Вручение «Знатоки сказок»

Викторина «Сказки Чуковского» (с ответами)

Вступительное слово к викторине

Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
Ответ: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?
Ответ: в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»

3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?
Ответ: в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.

4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
Ответ: Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками

5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?
Ответ: « в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»

6. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ: из сказки «Мойдодыр»

7. Продолжите фразу:
«Ехали медведи — …на велосипеде»
«Одеяло убежало — …улетела простыня»
«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки»
«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам»
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь»

8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?
Ответ: «Телефон»

9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?
Ответ: Таракан олицетворяет собой зло, насилие

10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?
Ответ: «Мы врага бы –
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы».

11. ОтФедоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»

12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу
Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница»

13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?
Ответ: «А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила».

14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?
Ответ: борьба добра со злом, победа добра над злом

15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?
Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку
Правильный ответ: в Африку

17. На каком шарике передвигались комарики в сказке «Тараканище»?
Ответ: На воздушном

Рубрика: Викторины Метки: викторины с ответами, сказки ЧуковскогоП





1 Муха в гости пришла про себя рассказала Помогите чем закончилась сказка

Сценарий игры-викторины для старших дошкольников по произведениям К.И. Чуковского





Цель:

1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;

закрепить уважение и любовь к сказкам;

2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.

3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Ход игры:

Ведущая: Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Педагог читает отрывок:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А  что же растет на нашем дереве?  (книжки)

Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. В каждой книжке задание для викторины.

Задание 1: Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

***

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

***

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

***

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

- Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

***

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

***

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит... («Айболит»)

***

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать!  («Муха-цокотуха»)

Задание 2: Закончите четверостишие:

- «Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас, …»

***

- «Зайчики в трамвайчике

Жаба на метле

Едут и смеются …»

***

- «Убежало одеяло,

Улетела простыня,

И подушка …»

***

- «Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал

Вот вам …»

***

- «В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке …»

***

- «А за нею вилки,

рюмки да бутылки,

чашки да ложки, …»

***

- «Маленькие дети!

Ни за что на свете

не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие …»

Задание 3: «Черный ящик».

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

- Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

- Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

- Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

- Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

- Что это? (Воздушный шар)

Задание 4: Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

Задание 5: Прочитай наизусть.

Дети  читают отрывки из сказок К.И.Чуковского:

Курица

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот —

Сказочку расскажет, песенку споёт.

***

Ёжики смеются

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»!

***

Бутерброд

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи изворот,

А пойдёшь —

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!»

Задание 6: Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

Задание 7: Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Ведущая:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)

Федора:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Подведение  итогов: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого  замечательного автора. А напоследок нам стихотворение расскажет…

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!

Федора пришла

Весёлые и познавательные задания:

1.«Отгадай, кто это?»
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах 
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (Паук и Комар, «Муха-цокотуха»)
Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир – 
Знаменитый… (Мойдодыр)
Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят.
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор… (Айболит)
Убежали от грязнули 
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федора)

2.«Доскажи словечко».
«Телефон»

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- … (Слон)
- Откуда?
- … (От верблюда).
- Что вам надо?
- … (Шоколада).
- Для кого?
- … (Для сына моего).
- А много ли прислать?
- … (Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!)

Вопрос: Сколько килограмм шоколаду просил слон? Сколько килограмм в 1 пуде?(16 кг, значит слонёнку нужно было 80-96 кг)
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне… (калоши)
И мне, и жене, и… (Тотоше).
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать … (печатки)?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста… (книжки).
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал… (реветь).
А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста… (капли).
А потом позвонила свинья:
- Нельзя ли прислать… (соловья).
«Путаница»
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята… (хрюкать)»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата… (квакать)»
Свинки замяукали:… (Мяу-мяу)
Кошечки захрюкали:… (Хрю-хрю-хрю)
Уточки заквакали:… (Ква-ква-ква)
Курочки закрякали:…. (Кря-кря-кря)
Воробышек прискакал
И коровой замычал:… (Му-у-у)
Прибежал медведь
И давай реветь:… (Кукареку!)

3.«Продолжи строчки стихотворений».
Муха, муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!... 
Ехали медведи
На велосипеде…
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой…

«Айболит»
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила ...(оса)!"
И пришёл к Айболиту Барбос:
"Меня курица клюнула...(в нос)!"

Но прежде, чем у писателя родились эти строчки, он исписал мелким почерком две школьные тетрадки. К счастью, кое-что из черновиков уцелело. Я предлагаю вам угадать, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери и птицы: 
И пришла к Айболиту коза:
"У меня заболели … (глаза)
И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … (поясница)!
Прилетела к нему сова:
"Ой, болит у меня … (голова)!"
И влетела к нему канарейка:
"У меня поцарапана … (шейка)".
Прилетела к нему куропатка:
"У меня, говорит, … (лихорадка)".
И приплёлся к нему утконос:
"У меня болит… (нос)".

4.«Кто это сказал?»
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье? (Муха-цокотуха)
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей! (Комар)
Если топну я ногой,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпой
Умывальники влетят. (Мойдодыр)
Если только захочу,
И луну я проглочу! (Крокодил)
Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке. (Айболит)
Мне не надо
Ни мармелада, 
Ни шоколада,
А только маленьких детей! (Бармалей)
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)

5.«Из какой сказки этот герой?»
На слайде показаны картинки с изображением героев из сказок: «Айболит», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Приключения Бибигона».дети называют, из какой сказки герой.

6.Аукцион вопросов.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
7 Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
9.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
10.Чем тушили пожар в сказке "Путаница"? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)
11. Что сделала Мура, когда ей прочли сказку "Чудо-дерево"? (посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же чудесное дерево).

7.«Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете:
Телефон («Телефон», «У меня зазвонил телефон»)
Воздушный шарик («Тараканище», «Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике»)
Мыло («Мойдодыр», «Вот и мыло подскочило»)
Блюдце («Федорино горе», «А за ними блюдца, блюдца»)
Калоша («Телефон», «Пришли мне дюжину новых калош»)
Термометр («Айболит», «И ставит им градусник»)
Сито («Федорино горе», «Скачет сито по полям»)
Перчатки («Телефон», «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета («Муха-Цокотуха», «Муха по полю пошла, муха денежку нашла»)
Шоколадка («Айболит», «И всем по порядку даёт шоколадку»)
Мочалка («Мойдодыр», «И мочалку словно галку, словно галку проглотил»)

8.«Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил:
Айболит Вылечил зверей.
Воробей Съел таракана.
Крокодил Проглотил солнце.
Комар Спас Муху – Цокотуху.
Федора Помыла свою посуду.
Медведь Вернул солнце в небо.
Бабочка Потушила море.
Лисички Зажгли море.

Шуточные стихи В.Берестова о К.И.Чуковском:
Нам жалко дедушку Корнея,
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал.
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?


Ребята, наша встреча подошла к концу. Я вижу, что стихи и сказки Корнея Чуковского вам очень нравятся и надеюсь, что каждый из вас прочитает ещё не одно произведение этого замечательного писателя.Начало формы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий литературной викторины по сказкам К.И.Чуковского

Автор: Уразакова Саржан Султановна

Дата: 23.01.2021

Номер свидетельства: 571103


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства