В данной разработке представлена игра- квест по миру природы.В ходе игры ребята узнают о пртроде родного края, животных и растениях, узнают правила поведения в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы: Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, свобода творчества. Форма организации занятия: игра. Работа в команде, умение помогать друг другу.
Ход квест-игры:
Ведущий: -Здравствуйте ребята. Сегодня прекрасный солнечный денек. У всех прекрасное настроение. Я приглашаю вас поучаствовать в экологической квест-игре «Удивительный мир природы». Наша игра пройдет по станциям. На каждой станции вас ждет задания, за правильность выполнения которого получите подсказку-букву. При прохождении станций необходимо собрать все буквы. В конце нашей игры вы составите из собранных букв слово.
В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
Станция 1 «Разминка»
Ведущий: - Наша первая станция называется «Разминка». Нужно правильно ответить на все вопросы и получить первую заветную букву-подсказку.
1. Полосатая лошадка? (зебра)
2.Самое крупное животное на земле? (слон)
3.Самый известный строитель плотин (бобр)
4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
5.Какое животное меняет окраску? (хамелеон)
6.Самая быстроногая птица? (страус)
7.Чем питаются цапли? (лягушками)
8. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза)
9.Дерево – символ России? (Береза)
10.Самая большая рыба? (китовая акула)
Станция 2 «Лесная»
Ведущий: - Лес - это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь... он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира.
1. Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
3. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
4. Пусть жара или метель, Но, такая же, как ель, Зелена, хоть не весна, Стройна высится... (Сосна).
5. Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб)
Станция 3 «Мир птиц»
Ведущий:- Вот и следующая станция, которая называется «Мир птиц». Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о птицах, которые обитают в наших лесах. Но задание намного сложнее. На фотографиях изображены птицы, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. Необходимо сопоставить названия птицы с ее изображением.
ДРОФА, АИСТ, СТЕПНОЙ ОРЕЛ, ФИЛИН,
ЖУРАВЛЬ-КРАСАВКА, ПИСКУЛЬКА.
Станция 4 «Мир животных» (Приложение 3)
Ведущий:- Удивителен и забавен мир животных. В лесах нашей огромной страны живут множество животных. Но некоторые из них занесены в Красную книгу. В нашей области тоже есть такие животные. Задание станции «Мир животных» состоит в том, чтобы правильно угадать и назвать животное по описанию. Будьте очень внимательны. За правильно выполненное задание – буква.
1. "Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ответ: Ёж.
2."Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником". Ответ: Белка.
3. "У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами". Ответ: Заяц.
4. "Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот" (англ. foxtrot букв. лисий шаг). Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами". Ответ: Лиса
5. « Он небольшой хищник, внешне похожий на ласку. С латыни переводится как «маленький червяк». Это довольно редкое животное, и не распространено как его ближайшие родственники: хорьки и ласки. Выделяется это животное своей необычной окраской. Основной цвет его – темно-каштановый, а по всей спинке причудливо чередуются, образуя сложные рисунки белые, черные и желтые пятна. Мех у него низкий и грубый, поэтому зверек всегда слегка взъерошен. Ответ: Перевязка
6.Этого зверька можно отличить от других подобных животных по наличию длинного носика, напоминающего маленький хоботок. Между пальцами конечностей располагаются перепонки. Форма тела выхухоли обтекаемое, что позволяет зверьку вести активную жизнь, как на суше, так и в воде. Ответ: Выхухоль
С танция 5 «Мир насекомых»
Ведущий:- Вот мы и на станции под названием «Мир насекомых» И как вы уже догадались, речь пойдет о насекомых. А задание такое:
Отгадайте -ка, ребятки
Вы про насекомых загадки.
1. Рано утром просыпаюсь, На работу собираюсь – Мне весь тёплый летний день Мёд носить домой не лень! (пчела)
2. Она везде свой нос суёт, Жужжит назойливо над ухом, По потолку, порой, снуёт, Варенье любит. Это...(муха).
3. Знаю точно, всем знакомо, Среди зелени травы Есть одно из насекомых – Ноги выше головы!
(Кузнечик)
4. Красный, маленький комочек, На спине немного точек, Не кричит и не поет, А по листику ползет.
(Божья коровка.)
5.Летит вертолёт мимо топких болот, Таращит глазищи-глаза. Прозрачные крылья на солнце блестят, Лягушки поймать вертолёт норовят
(Стрекоза)
6. Червяком она была, Только ела да спала. Потеряла аппетит, Смотришь – по небу летит. (Бабочка)
Станция 6 «Экологические знаки»
Ведущий :- Дорогие друзья, находясь в природе во время походов, экскурсий, помните об ответственности за окружающую среду, существуют знаки предупреждения, которые помогают соблюдать ряд определенных правил, выполнение, которых должно стать естественным для нас. И сейчас мы : Помните, время разложения бумаги - 2 года, консервной банки - не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь.
-Вот сейчас проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения.
Станция 7 «Творческая»
Ведущий:- Природа – это неиссякаемый источник вдохновения. Многие поэты, писатели восхищались красотой русской природы. Они воспевали ее красоту в стихах, песнях, рассказах, пословицах и поговорках. И вот задание:
Составьте правильно пословицу о природе и прочтите ее. Будьте очень внимательны. Желаю всем успехов.
1. Рощи да леса — всему миру краса.
2. Возле леса жить — голодному не быть.
3. Будет дождичек — будут и грибки.
4. Растение – земли украшение.
5. Весна красна цветами, а осень пирогами.
6. Летний день - год кормит
Станция 8 «Сказочная»
Ведущий: - Я приветствую вас на станции «Сказочная». Многие сказки несут в себе экологическое начало, экологические знания. Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – попытка объяснить природные явления или повадки животных.
Задание: Назовите 3казки, в которых встречается живая (растения, животные, птицы) природа.
1. Сказка «Три медведя» (Медведи)
2.Сказка «Колобок» (Медведь, волк, заяц, лиса)
3.Сказка «Вершки и корешки»
4.Сказка «Пот щучьему велению»
5. «Волк и семеро козлят»
6. «Война грибов»
Итог:
Ведущий: - Друзья! Вот подошла к финалу наша увлекательная игра. В результате игры команда прошли все испытания и собрала заветные буквы. Давайте составим слово из этих букв.
(Дети составляют из букв слово ЭКОЛОГИЯ)
- Сегодня люди много говорят об экологии. А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология – это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля. И каждый человек должен беречь и охранять нашу планету, нашу уникальную природу. Ведь природа – сказочный мир, полный загадок и тайн. И только любознательным и внимательным она открывает свои тайны
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Список использованной литературы
1. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002. 3. Максиняева М. Использование на занятиях фольклорного материала // «ОБЖ», №7, 2001.