Методы: обьяснительно - иллюстративные (рассказ, беседа), частично- поисковый, исследовательский (работа в группах, оценка результатов). Форма проведения: квест - игра. Оборудование: компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, обручи, 2 дорожки, муляжи овощей и фруктов, мешочек, костюм доктора, фонендоскоп, аптечка, трафарет «ромашки», клей, деревянные палочки для аппликации, памятки для каждого ребенка.
Квест – игра «Если хочешь быть здоров»,
посвященная всемирному дню борьбы против туберкулеза
Ход игры:
Педагог: «Добрый день», - я вам говорю «Добрый день», - я вас всех люблю. Давайте все хорошо заниматься, Слушать внимательно, не отвлекаться.
Давайте поздороваемся друг с другом. Если мы здороваемся с кем-нибудь, что это значит? Мы желаем ему здоровья! А что такое здоровье? Это сила, красота, ловкость, чистота, гибкость, хорошее настроение. А сегодня, наша программа будет посвящена Всемирному дню борьбы с туберкулезом. (Слайд № 1). Что такое туберкулез, знают все взрослые, потому что в наше время тема профилактики и борьбы с туберкулезом очень актуальна. Но, к сожалению, об этом заболевании знают не многие дети. Давайте сегодня мы поподробнее поговорим об этой болезни. 24 марта - Всемирный день борьбы с туберкулезом. (Слайд № 2).Немецкий ученый Роберт Кох открыл микобактерию, возбудителя туберкулеза, которую прозвали «палочкой Коха». (Слайд № 3). Туберкулез известен человечеству давно, задолго до того, как был открыт его возбудитель. (Слайд № 4). Во время археологических исследований в Египте была обнаружена мумия человека, внутренние органы которого были поражены туберкулезом. Возраст мумии насчитывал более 2 тысяч лет. При посеве на питательные среды бациллы туберкулеза стали размножаться! Они оказалась живыми даже по прошествии стольких лет. И в наши дни туберкулезная палочка не дает забыть о себе. Туберкулез сегодня остается наиболее распространенной болезнью в обществе.
В нашей стране символом борьбы с этой болезнью был избран цветок белой ромашки, ведь белый цвет - символ чистоты, а здоровое дыхание - это чистое дыхание. (Слайд № 5). И сегодня мы свами сделаем ромашку здоровья (Педагог достает желтые серединки и белые лепестки). Ой, ребята, здесь что – то не так. Чтобы собрать «ромашки» нам нужно пройти разные испытания, станции и волшебные дорожки.
1 станция – «Гигиеническая»
Педагог: Пройти к станции можно с кочки на кочку (Обучающиеся перепрыгивают из обруча в обруч).
Педагог:(Слайд № 6). Скажите, пожалуйста, а встав с постели, вы куда идете? Правильно! Умываться! А что нужно делать во время утреннего умывания? Чистить зубы, мыть глазки, щечки, носик, ручки, ушки. Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру, которая называется «Разрешается - запрещается», я буду называть полезные и вредные привычки, а вы будете говорить, можно это делать или нет, и для чего это нам нужно.
Игра «Разрешается - запрещается»
Чистить зубы Грызть ногти Ковырять в носу Мыть волосы Пользоваться носовым платком Ходить в грязной одежде Ходить неопрятным Принимать душ Мыть руки
Педагог : Молодцы ребята! Вы выполнили задание и мы отправляемся на следующую станцию. Для этого вам нужно пройти по «волшебной дорожке».
2 станция – «Витаминная»
Педагог :Приветствую вас на станции Витаминной! (Слайд № 7). Скажите, а что такое витамины? Это вещества, полезные для нашего организма. Если витаминов не хватает, то человек становится грустным, часто болеет и быстро устает. Витамины содержатся во многих продуктах, но больше всего их в овощах и фруктах. А сейчас давайте поиграем: у меня есть волшебный мешочек, а в нем волшебные овощи и фрукты. Вам нужно на ощупь определить,чтоэто.
Игра «Угадай на ощупь»
Педагог : Молодцы, ребята, справились с заданием! А вот и следующая станция – спортивная!
3 станция – «Спортивная»
Педагог :(Слайд № 8). Хороший сон и аппетит нам дарит физкультура, кипучую энергию для игр и прогулок. Чтоб ангиной не болеть и простуды не бояться, советую физической культурой заниматься!
Видео зарядка
Педагог: Молодцы. Сразу видно, ребята вы спортивные! Я приветствую вас на станции «У доктора Нехворайкина».
4 станция – «У доктора Нехворайкина»
Педагог:(Слайд № 9). Раннее выявление дает возможность выздоровления. Сегодня во многих медицинских учреждениях, в каждой поликлинике проводится компьютерное флюорографическое обследование. Позаботьтесь о вашем здоровье и пройдите его. А также для профилактики туберкулеза применяется вакцина БЦЖ. Каждому ребенку при рождении делают эту прививку. Я предлагаю вам посетить доктора и сделать прививку.
Игра «На приеме у доктора»
(Один обучающийся переодевается в костюм доктора, остальные – пациенты. «Доктор» слушает пациента, делает «прививку» и выдает памятку).
Педагог: А вот и заключительная станция «Лепестки здоровья».
5 станция – «Лепестки здоровья»
Педагог: Давайте пройдем за рабочие столы и сделаем «ромашку» символ борьбы с туберкулезом.
Практическое задание «Лепестки здоровья»
(Обучающиеся выполняют задание в технике аппликация – «ромашка»).
Педагог: Закончить нашу встречу я хочу притчей. Когда - то, данным - давно, в одной восточной стране вблизи большого шумного города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень часто обращались к нему за советом по самым сложным вопросам, и он всегда помогал им решать их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он никому не отказывал в помощи. И вот, однажды в городе появился честолюбивый молодой человек, который хотел прославиться своими способностями. Он решил помогать советами жителям города в решении различных проблем. Но люди продолжали ходить к старому мудрецу. Тогда молодой человек решил доказать всем, что он умнее старого мудреца. И он придумал вот что: «Я поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, соберу жителей города и пойду к старому мудрецу, протяну зажатую в руке бабочку и спрошу, что у меня в руке. Если он ответит правильно, тогда я спрошу: какая она - мертвая или живая? Если он скажет - живая, тогда я незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если он скажет - мертвая, то я отпущу ее, и она улетит, и все подумают, что я умнее старого мудреца и станут почитать меня больше его». На следующий день молодой человек созвал жителей города, и они отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца, он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил: «Знаешь ли ты, что у меня в руке?»
«Бабочка» - просто ответил мудрец.
«А какая она, мертвая или живая?» - спросил молодой человек.
«Все в твоих руках» - ответил мудрец.
Итак, я говорю вам: «Все в ваших руках!».
На память о нашей встрече я хочу подарить вам памятки (Слайд № 10).
Берегите себя и своих близких.
Здоровья вам на долгие годы!
Литература:
1. Бугриш Н.Ф. Туберкулез: Деятельность классного руководителя. //
Планета здоровья. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2005 – 125 с.