Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "День народного единства"»
Цель: углубить знания обучающихся о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала XVIIвека; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию у обучающихся патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.
Ход классного часа:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Лены рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Учитель: И правда, страна наша огромна, богата и красива. С детства мы ее называем с любовью и теплотой Родиной. А еще нашу страну мы величественно называем Отечеством.
Чтение стихотворений обучающимися
1.В мире есть такие государства-
Солнцем озаренные края,
С пеньем птиц,
С гудками на рассвете
Это наша Родина, друзья.
2. Русь…Россия! Слово-то какое!
Но с аккордом созвучных слов
Наплывает, льется потоками
Светлой музыки вечный зов.
3. С этим зовом вдыхаю зори я,
Пью березы пьянящий сок
И из желтых страниц истории
Выбираю один листок!
Учитель: С 2005 года Россия 4 ноября отмечает новый праздник. 4 ноября – День народного единства.
В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.
Главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом- предательство. Ради своих интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами.
Бояре-предатели надумали посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью польского королевства!» Тогда и наступил конец терпению народа.
Нижегородский купец Кузьма Минин отдал на создание ополчения свое богатство, обратившись при этом к народу со словами: «Сограждане! Земля наша разорена врагами, многие города в запустении, прочие в смятении. Многие люди посечены и попленены, невозможно рассказать о всех бедах их Мы же здесь, как будто и нет ничего: нимало о том не беспокоимся. Граждане! Внемлите словам моим. Великое это дело! И если Бог поможет, а вы преуспеете в спасении Руси нашей матушки, то стяжаете себе славу вечную и похвалу от всей Земли. Станем все, как один, на защиту Отечества! Не пощадим не только своего состояния, но и жизни! И я уверен, что по почину нашему многие города тоже встанут. И тогда никакой враг не совладает с общей силой народа!»
Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. В марте 1612 года Пожарский и Минин перешли из Новгорода в Ярославль, чтобы не дать полякам захватить его и преградить путь на Москву. Сюда, к князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы. Найдена была эта икона девочкой Матроной.
Чтение стихотворений:
Великой Божьей Матери иконе
С Спасителем -младенцем на руках,
Дано спасать святую Русь в веках.
Перед святой иконой
Столько молилось людей!
Клали земные поклоны,
Что-то шептали ей,
Просили её с надеждой:
- Спаси, сохрани, научи,-
И лик ее кроткий и нежный
Любви озаряли лучи.
И тех, кто пред ней стояли
И руки тянули с мольбой,
Она утешала в печалях,
Смягчала страданья и боль….
Учитель: 22 октября (по старому стилю) воины ополчения Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 24 октября вошли освободители в Московский кремль с чудотворной Казанской иконой.
1 чтец
Здравствуй, град перводержавный!
Здравствуй, матушка-Москва,
Нашей Руси православной
Золотая голова!
Над тобой сходились тучи.
Смерть держала нас в плену,
Но Бог русский, Бог могучий
За тебя, как в старину.
2 чтец
Вот она! Давно ль из пепла?
А взгляните- какова!
Встала, выросла, окрепла
И по-прежнему жива!
И, пожаром тем жестоким,
Сладко память шевеля,
Вьется поясом широким
Вкруг высокого Кремля.
3 чтец
Град старинный, град упорный,
Град, повитый красотой,
Град церковный, град соборный.
И державный, и святой!
4 чтец
Много пожил он на свете
Помнит предков времена,
И в живом его привете
Русь родимая видна.
5 чтец
Да хранят твои раскаты
Русской доблести следы!
Да блестят твои палаты!
Да цветут твои сады!
И одета благодатью
И любви, и тишины
И означена печатью
Незабвенной старины,
Без пятна, без укоризны,
Под наитием чудес,
Буди славою отчизны,
Буди радостью небес!
Эта победа была примером единения, когда представители разных сословий и разных религий объединились ради выживания России.
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная, воплощенная в памятнике, стоящем на Красной площади – в самом сердце России.
История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посади дерево, а все вместе- сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся задело, - уж дом готов! Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!
Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речёвку (она заранее написана на доске):
Учитель: Народом нашей страны создано много пословиц и поговорок о мире, дружбе, любви, которые объединяют многонациональные народы, живущие на территории России.
Ученики: зачитывают найденные самостоятельно пословицы и поговорки.
Учитель: добавляет свои
Берись дружно – не будет грузно.
Не мил и свет, когда друга нет.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Сто голов – сто умов.
У одного с трудом, у двоих смехом. (Можно попросить ребят объяснить смысл данных пословиц).
Игра «Разгадывание кроссворда)
Инструкция: в данном кроссворде скрыто слово «дружба». Учитель зачитывает детям загадки ( о природных явлениях), в ответах которых содержатся буквы ключевого слова.
Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лёд)
Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
С неба -звездой, в ладошку -водой. (Снежинка)
Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождь ближе. (Облако)
В небе белая гора легче пуха и пера. (Туча)
Звучит стихотворение.
Один в поле не воин – с детства нам говорят,
И вместе должны народы несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живется и соль бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.
Пусть спорится доброе дело, соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет и страны, и города,
И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
И к людям большой планеты успех и любовь придет.
(Хором исполняется песенка о дружбе)
Учитель: С наступающим праздником! Согласия, любви, мира, добра и единства всем нам!
Творческое задание «Улитка моему другу» (под фонограмму песенки о дружбе).
Цель: завершение занятия на позитивной нотке, обратная связь.
Инструкция: ребятам предлагается раскрасить изображение улитки. Этих улиток они могут подарить своим друзьям, может быть тем, с кем сейчас находятся в ссоре и желают помириться, или тому, с кем хотели бы дружить. После выполнения работы дети дарят своих улиток.