Просмотр содержимого документа
«Сценарий фольклорного праздника "Весна-красна".»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 46
Внеклассное мероприятие
(фольклорный праздник)
«Весна - красна»
в начальной школе 2 «Б» класс
Классный руководитель
Кудаева О. А.
Воронеж 2018 год
Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия «Весна - красна» в начальной школе
В век развития новых технологий мы все больше отдаляемся от общения с природой, забываем народные традиции и обычаи. Дети большую часть своего времени проводят у компьютера, имея свободный доступ к любой информации. Это не может не сказаться на культурном развитии детей.
Годами народ накапливал жизненный опыт, педагогические ценные идеи, которые развивались и дополнялись. Ученики младшего возраста отличаются повышенной восприимчивостью к внешнему влиянию, поэтому очень важно именно в этом возрасте привить самое лучшее и не допустить отрицательного влияния на личность ребенка.
Данное мероприятие учит любить природу, видеть прекрасное в ней, бережно относиться к окружающей среде. В ходе мероприятия дети знакомятся с произведениями русских поэтов, музыкой Антонио Вивальди, что благотворно влияет на духовное развитие детей.
Народная песня, хоровод дают почувствовать себя частью большого народа с богатым культурным прошлым.
Цель: ознакомить с традицией встречи весны;
расширить знания учащихся о народном творчестве;
воспитывать интерес народному наследию своих предков, любовь к народной песне, патриотизм.
Задачи: воспитание уважительного отношения к культурным ценностям своих предков;
побуждение учащихся к дальнейшему изучению народных традиций;
популяризация народного фольклора.
Методика проведения внеклассного мероприятия «Встреча весны»
Внеклассное мероприятие рекомендуется проводить для учащихся начальных классов.
На успешность проведения мероприятия влияют следующие факторы:
- соответствие сценария возрасту учащихся;
- разнообразие форм подачи материала.
Характеристики внеклассного мероприятия:
- информативность используемого материала;
- актуальность;
- эмоциональная насыщенность.
Сценарий мероприятия составлен таким образом, чтобы постепенно окунуть детей в атмосферу ожидания чуда, прихода весны. Это достигается с помощью различных художественных средств: чтением стихотворений, музыкальным сопровождением, декорациями, исполнением народной песни, с помощью танца. Всё это даёт возможность полнее и ярче зрителям прочувствовать то, что хотят до него донести.
Для проведения мероприятия используется поэзия Ф.Тютчева, А.Майкова, Е.Баратынского, которая помогает разбудить воображение и представить, как зимние мрачные пейзажи постепенно сменяются радостными весенними.
Музыка А.Вивальди в сочетании с картинами весны с первых нот вызывает трепетное лирическое настроение. Народный хоровод и песня заставляют лучше понять душу народа, его мысли, переживания.
Игра, загадки, кормление птиц вовлекают зрителей в общий процесс и дают возможность почувствовать себя участником событий.
Показ презентаций помогает сделать восприятие материала более качественным, что для младших школьников является приоритетным.
Ведущий (классный руководитель): -Ещё дуют холодные ветры, на земле лежит снег, солнце слабо пригревает землю. Зима не уступает свои права. Но люди с нетерпением ждут, когда же придет тепло, и наступит долгожданная весна.
Дети рассказывают стихотворения:
Ученик 1. Зима недаром злится
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ученик 2. И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ученик 3. Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Ученик 4. Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Ученик 5. Весне и горя мало
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала
Наперекор врагу. ( Ф.Тютчев)
Ученик 6. Уходи, Зима седая,
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Весенние воды
Ученик 11. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Ученик 12. Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Ученик 13. Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. (Ф.Тютчев.)
Ведущий: - В легендах и сказках народ создал образ весны-девушки с венком цветов в буйных косах, а иногда в образе молодой женщины, которая уже имеет дочку. Она, эта красивая девушка или женщина, владеет огромными богатствами, от неё люди с давних времен ждут щедрых даров и, поэтому выглядывают её утром, до восхода солнца: выбегают на холмы, становятся на воротах, забираются на крышу дома – и приглашают её, зазывают песнями.
Существует легенда о весне.
«Легенда о Весне» (рассказывает старшеклассник).
(Слайд 1).
В некоторых странах 1 марта – праздник весны, победившей зиму. Происходит он из старинной легенды о Весне.
По легенде однажды Солнце спустилось на землю и приняло образ прекрасной девушки. Солнце хотело танцевать и веселиться. (Слайд 2.) Но Злой Змей выкрал его и запер в своём мрачном дворце.
(Слайд 3.) С тех пор перестали петь птицы, дети перестали радоваться и смеяться. Весь мир накрыли печаль и уныние.
(Слайд 4) Нашелся один смелый юноша, который решил спасти солнце. Он целый год искал дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Они боролись дни и ночи, и юноша, конечно, победил.
(Слайд 5.) Он высвободил Солнце из заточения. Оно поднялось высоко в небо и осветило весь мир. Вся природа ожила, люди начали радоваться. Но смелый юноша так и не увидел весну. Его кровь стекала на снег, и отважный юноша умер.
(Слайд 6.) Там, где растаял снег, вырастали белые цветы – подснежники, первые вестники весны и цветы, на белых лепестках которых были красные, как кровь, пятнышки.
Этот праздник отмечают в Болгарии, Молдавии и Румынии.
Выходят мальчик и девочка.
Мальчик: - Что-то холодно на улице. На календаре уже март, а зима не торопится уходить.
Девочка: - Да, уж хочется, чтобы весна как-то поторопилась к нам. Мальчик: - Раньше люди специально закликали весну. Давайте вспомним народные традиции встречи весны, а вдруг весна и впрямь придет.
Ведущий: - С давних времен каждому дню люди присваивали какое-то имя, имя покровителя этого дня. Народ наблюдал за природой, её закономерностями, составлял посевные календари.
Презентация «Встреча весны».
Ведущий: - Так, например, 2 марта- Кикиморин день. (слайд 1). В народе кикимору представляли по-разному. Кому-то она виделась маленькой и уродливой старухой, другие думали, будто она похожа на девушку с длинными космами, белым лицом, чёрными глазами. Также считали, что она доводилась лешему женой. Она жила в каждом доме. Кикимора могла жить в подполье или в бане. От неё можно было ждать много гадостей, поэтому её поминали несколько раз в году.
(Слайд 2)
Ведущий: - 5 марта – день Льва Катанского, день Катыша. В этот день начинает таять снег. Также хозяйки пекут колобки на коровьем масле. Считали, что в этот день нужно успеть в последний раз в этом году покататься на санках с горок. «Зима на исходе, так успей на санках покататься»
(Слайд 3.)
Ведущий: - 14 марта отмечали день Евдокии-свистуньи. Дети со свистульками выходили на улицу и свистом закликали весну.
Дети свистят в свистульки.
Ведущий: - 21 марта – день весеннего равноденствия. День сравнялся с ночью. Весенний солнцеворот. В это день прилетают из Ирия (Рая) жаворонки. «Придёт солнышко и к нашим окошечкам». Если облака плыву быстро и высоко – к хорошей погоде. А какие ещё приметы весны вы знаете? (Слайд 4.)
17.ИГРА. «ПОПАДИ В ВЕДЁРКО». (В старину чурочки бросали через крышу. В ведёрко можно бросать комочки из бумаги. Играют дети, потом гости)
ВЕДУЩИЙ: В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок. Давайте и мы с вами поиграем.
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков разного цвета). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».
Ведущий: Ко дню прилёта птиц в домах пекли жаворонков из теста. Дети насаживали птичек на прутики, выбегали на пригорок и пели веснянки – зазывальные песни, которыми зазывали Весну.
Дети выходят с испечёнными жаворонками в руках. Поют веснянку.
На лужок, на лужок
Кличет дедушкин рожок
Весну красну привечать
Да Ярилу прославлять.
К нам весняночка пришла.
А что людям принесла?
Тёплые денёчки,
А в саду цветочки.
Весна красна,
Ты на чём пришла?
На сохе, на бороне,
На огромном колосе.
Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда,
Нам зима та надоела,
Всю соломушку поела.
Весна красна,
Тёпло солнышко,
Ты приди к нам скорей
Да согрей наших детей.
Девочка: - Слышите, кто- то идёт. Может быть, это весна услышала нашу песню и спешит к нам?
Входит девочка в костюме Весны.
Весна: -
Я – Весна красна! Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд, Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу, Людям радость я несу!
Пришла я к вам не с пустыми руками, а с играми, загадками, хороводами.
А со мной прилетели птицы. Послушайте их голоса. Может угадаете, что это за птицы?
Дети называют птиц
Даваите поиграем ещё в одну игру «Петушиные бои»
Весна: - А знаете ли вы весенние цветы? Отгадайте загадки.
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые…( подснежники). (Слайд 5)
Жёлтый, белый, голубой
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились …(крокусы). (Слайд 6)
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит …(одуванчик) (Слайд 7)
В палисадниках растут разноцветные,
Летом были бы они незаметными,
А весною так желанны
Нам нарциссы и …(тюльпаны). (Слайд 8)
Под забором у калитки,
Вот смотри и не дыши:
Как горошинки на нитке
Беленькие …(ландыши). (Слайд 9)
Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная …(сирень). (Слайд 10)
Весна: - Молодцы, дети! А сейчас давайте поиграем с вами в народную игру, которая называется «Колокольца». (Слайд 11).
Дети становятся в круг. Два игрока выходят в круг. Одному из них завязываю глаза, а другой в руке держит колокольчик. Остальные дети произносят слова:
-Молодцы-бубенцы, колокольца. Раззвонились удальцы в лучах солнца. Диги-дон-дон-дог, диги-дон, ты поймай ка его, слушай колокольцев звон.
После этих слов игрок, у которого завязаны глаза, должен поймать игрока с колокольчиком. Если он будет пойман, то ему завязывают глаза, а с колокольцами убегает тот игрок, ближе к которому был пойман убегающий игрок.
Весна: - Ой, как хорошо и весело играли! А теперь друзья будем водить хоровод. (Слайд 12).
Дети водят хоровод.
Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Ай, люли-люли,
Зиму лютую.
(идут к весне в центр)
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
(идут назад, встают полукругом)
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
Ведущий: - Наш праздник подошёл к концу. Мы надеемся вам понравилось.
Весна вместе с участниками представления раздают зрителям испечённых жаворонков и предлагает на улице покормить ими птиц.